Библиографическое описание:

Черемных С. В. Воспитание патриотических чувств в дошкольном возрасте // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 639-641.

В последнее время много говорится о патриотизме. И если воспитывать патриота, то обязательно с малых лет. В Советском Союзе идеями патриотизма были пронизаны все сферы деятельности, а с его развалом система патриотического воспитания перестала быть важной и актуальной. Сейчас в России многим ученым, политикам, педагогам становится ясно, что без патриотического воспитания невозможно вырастить человека, который бы любил свою Родину, учился и работал во благо, был гражданином достойным своего Отечества.

Тема патриотизма становиться вновь весьма актуальной. В последние годы написаны диссертации на данную тему, где педагоги используют разные средства, методы для патриотического воспитания. Но не стоит забывать об ученых, которые первыми в педагогике говорили о патриотизме: Я. А. Коменский, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Е. Е. Казаевой, Л. Л. Кондрыкинской. Т. Н. Антоновой, Т. Т. Зубовой, Е. П. Арнаутовой, С. А. Козловой, М. И. Богомоловой, О. А. Князевой, О. А. Артамоновой, М. В. Крулехт, А. П. Усовой, Е. И. Радиной, В. Г. Нечаевой, В. И. Логиновой, И. Д. Власовой, С. А. Котляровой, С. Македонской, Н. М. Крыловой, Р. И. Жуковской, Н. Ф. Виноградовой и др.

Впервые о воспитании любви к родной стране, родному краю, языку стал говорить ЯА. Каменский, и именно он впервые теоретически обосновал данную проблему. Чувство любви к Родине он считал первоосновой воспитания. В 20 веке появилось резкое разделение на 2 точки зрения: теория Космополитизма и теория народничества. Представители первой теории считали, что Россия должна повернуться к Западу, принять его идеи и усиленно их распространять. Представители народнического движения, наоборот, говорили о том, что Россия- уникальная, самобытная страна, которая должна идти своим особым путем.

НИИ дошкольного воспитания была разработана методика патриотического воспитания. Под руководством НФ. Виноградовой, Р. И. Жуковской проводились исследования по данной теме. Ими были выделены принципы патриотического воспитания:

1.                  Работа должна быть поэтапной,

2.                  Внутри каждого этапа работа должна осуществляться последовательно,

3.                  Внутри этапов выделяются отдельные темы (тематический принцип планирования).

Они предложили выделить следующие этапы:

1.                 Воспитание любви к городу, в котором живут.

2.                 Воспитание любви к родному краю, региону.

3.                 Ознакомление детей со всей страной.

Средства воспитания любви к Родине:

1.                 Организация восприятия явлений общественной жизни, с эмоциональной реакцией на них,

2.                 Чтение детской литературы,

3.                 Широкое использование изобразительного материала,

4.                 Родной язык (народная поэзия, сказки, загадки),

5.                 Народно-прикладное искусство,

6.                 Игры,

7.                 Занятия по изобразительной деятельности,

8.                 Занятия по музыке,

9.                 Организация общественно-полезного труда,

10.             Участие детей в праздниках,

11.             Встречи со сказочными персонажами и сказочными народными образами,

12.             Развлечения.

В конце рекомендовали проводить итоговое праздничное занятие в форме:

-        концерта,

-        музея,

-        комплексного занятия.

Основными качественными характеристиками патриотизма (по мнению А. С. Калюжного) являются:

-        постоянное ощущение связи с Родиной, с жизнью и деятельностью людей, живущих на родной земле;

-        любовь к своему Отечеству, государству, выраженная в конкретных делах, действиях, поступках;

-        развитое чувство гордости за свое Отечество, за свой народ, за символы государства;

-        моральная ответственность каждого человека за судьбу Родины, своего народа, за их современное состояние, за их будущее;

-        развитое чувство гражданского, профессионального и воинского долга по выполнению своих конституционных обязанностей, ответственность за результаты своего труда;

-        желание, стремление и умение защищать Родину, отстаивать ее интересы, обеспечивать безопасность во всех сферах жизни своего Отечества;

-        обширная деятельность государственных, частных структур, каждого гражданина в целях процветания Родины, своего народа, повышения ее международного авторитета;

-        приверженность ценностям, положительным традициям, идеалам своего государства, своего народа, своей профессии;

-        внутренняя готовность и конкретная деятельность по сохранению и приумножению славы своего Отечества, проявлению чести и совести гражданина и воина Вооруженных Сил России;

-        постоянное ощущение величия своей Родины;

-        целенаправленная и активная деятельность по сохранению русской культуры, культурно-национальных ценностей всех народов, населяющих Россию, в области литературы, музыки, театра и других видов искусства;

-        достойное проявление своих возможностей и способностей как гражданина России в области физкультуры и спорта, в достижении мировых результатов на Олимпийских играх, на чемпионатах мира и континента/

Конечно не все из перечисленных характеристик подойдут к ребенку дошкольного возраста, но многое он сможет понять и осознать.

5 октября 2010 года принято постановление Правительства РФ «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы». Основной целью программы является развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан. Это свидетельство тому, что тема патриотического воспитания весьма актуальна в наше время.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

В стандарт заложены 9 основных принципов, два из которых напрямую касаются данной темы:

-        приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

-        учет этнокультурной ситуации развития детей.

Анализ диссертаций за последние годы показал, что данной темой занимались многие ученные. Но большинство исследований проводилось со школьниками. Интересны работы А. Ю. Рустамова «Патриотическое воспитание учащихся старших классов средствами физической культуры и спорта», И. М. Афанасовой «Патриотическое воспитание учащихся младшего подросткового возраста в процессе изучения биологии в школе», Г.Валеевой «Патриотическое воспитание младших школьников в образовательном процессе средствами этнопедагогики», О. В. Волковой «Взаимодействие школы и семьи как основа организации патриотического воспитания младших школьников». Также в данной возрастной категории работали следующие педагоги: Г. И. Горная, М. М. Омаров, Д. Я. Шарипова, Г. И. Губа, Я. В. Макарчук, Н. П. Орлова, И. В. Петухова, И.В., Костенко и пр.

Если провести анализ диссертаций по патриотическому воспитанию в дошкольном возрасте, то здесь работ несколько меньше, чем со школьниками. Тем не менее, исследования по патриотическому воспитанию ведутся и в дошкольном секторе. В 1983 Н. Ф. Самсонюк защищает диссертацию «Народные пословицы в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста» В 1987 году Л. Е. Никоновой представлена диссертация на тему «Воспитание начал патриотизма у детей старшего дошкольного возраста» (Минск). Е. И. Корнеева работает над темой «Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников» и в 1995 успешно защищает её. Далее начинается более активная работа по патриотическому воспитанию: Л. А. Кондрыкинская, Л. В. Кокуева, И. В. Костенко, С. Т. Алиева, Д. А. Адам, Л. В. Филатова, Е. В. Борисова. Т. В. Ивановой разработана система работы по воспитанию чувства патриотизма. Е. Ю. Александрова с соавторами издали пособие «Система патриотического воспитания в ДОУ». Т. Н. Абросимова является автором работы «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности». Вышли в свет программы по патриотическому воспитанию «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду», автор — М. Ю. Новицкая, «Свет Руси», автор- В. Н. Вишневская, «Мой родной дом» под редакцией Т. И. Оверчука и др.

Анализ периодической литературы показал, что тема патриотического воспитания актуальна. Например, творческие коллективы МДОУ «Тополек» г.Ирбит, Свердловской области, ДОУ № 232 г.Ульяновска, МДОУ № 6 г.Назарово, Красноярского края, МДОУ № 5 р.п. Майны Ульяновской области делятся своими наработками. Отдельные авторы, Е. Г. Михайлова, О. В. Сакавичене, Е. Шаламова, предлагают различные варианты тематического планирования в данной области.

Патриотического воспитание- это залог того, что наши дети вырастут любящими свою Родину, достойными гражданами своей страны. Работу в данном направлении необходимо продолжать вести планомерно и повсеместно.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle