Неформальное образование детей и взрослых как новая сфера деятельности современной спортивной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (79) декабрь-1 2014 г.

Дата публикации: 02.12.2014

Статья просмотрена: 947 раз

Библиографическое описание:

Мальгин, В. Е. Неформальное образование детей и взрослых как новая сфера деятельности современной спортивной школы / В. Е. Мальгин, М. Е. Митина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 599-601. — URL: https://moluch.ru/archive/79/14148/ (дата обращения: 19.04.2024).

В статье рассматриваются подходы к изучению и осмыслению современного принципа «от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь», выделяются принципы непрерывного обучения и образования детей и взрослых.

Ключевые слова: неформальное образование, непрерывное образование, дополнительное образование.

 

Современные тенденции в неформальном образовании в Европе состоят в том, что противостояние и противопоставление неформального образования формализованному государственному смягчается, между ними устанавливаются отношения взаимодополнения. Неформальное образование, будь то частное или общественное, становится испытательной лабораторией и полигоном для новых технологий, для выработки новых стандартов. Когда новые технологии и стандарты выдерживают испытание в жестокой конкуренции в сфере неформального образования, их перенимают государственная система образования и частные учебные заведения [3, с.67].

В настоящее время во всех развитых странах мира на уровне государственной политики достигнуто признание того, что знания во все возрастающей степени становятся основой развития общества, что необходимым средством социально-экономического прогресса в XXI веке является трансформация человечества в общество «пожизненного обучения». Положение «от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь» может служить лозунгом совокупной системы образования и наиболее полно отражает потенциал и задачи неформального образования, которое, в свою очередь, должно стать одним из механизмов реализации концепции образования на протяжении жизни.

Наиболее подходящим способом «пожизненного обучения», является расширение сферы предоставления услуг по удовлетворению потребностей в неформальном образовании как механизме реализации идеи образования на протяжении жизни. Термин «неформальное образовнаие» используется в области образования взрослых за рубежом для обозначения образовательного процесса, организованного за пределами формальной образовательной системы, часто для удовлетворения познавательных потребностей определенной группы людей. П. Кумбс и М. Ахмед раскрывают содержание понятия неформальное образование, как организованную, систематическую образовательную деятельность, проводящуюся за пределами формальной образовательной системы, для обеспечения заданных видов обучения по отношению к специальным подгруппам населения, взрослым и детям. По мнению С. Г. Вершловского, «Неформальное образование — это различные, гибкие по организации и формам образовательные системы, ориентированные на конкретные потребности и интересы обучаемых» [1, с. 1025–1027].

Генеральной тенденцией общественной жизни в сегодняшнем мире является тенденция к саморегулированию. На пороге третьего тысячелетия общество столкнулось с угрозами чрезвычайно опасными для самого его существования. Это и ядерные катастрофы (как мирные, так и военные) и загрязнение окружающей среды, оскудение природных ресурсов, и рост народонаселения, наркомания, алкоголизм, опасные заболевания и межнациональные конфликты.

Но наибольшей угрозой является отставание способностей человека справляться с изменениями в окружающем его мире от темпов этих изменений. В основе всех перечисленных выше глобальных проблем лежит недостаточная компетентность конкретных людей и общества в целом в решении социальных, нравственных, производственных проблем.

Еще в XIX веке возникли такие формы просветительской работы как воскресные школы, народные, рабочие общины, курсы и т. д. Западные специалисты развили этот опыт, используя достижения современной техники, информационной технологии. Возникла система «образование на протяжении жизни человека», суть которого в обеспечении широкого доступа к образованию, повышении конкурентоспособности индивида, организации, нации.

Положения «образование никогда не кончается», «учение продолжается всю жизнь», «от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь» могут служить лозунгами совокупной системы непрерывного образования, понятие которого можно отнести к трем объектам (субъектам):

-        к личности (в этом случае оно означает, что человек учится без длительных перерывов, постоянно в образовательных учреждениях или занимается самообразованием:

1)        совершенствуя свою профессиональную квалификацию, свое профессиональное;

2)        поднимаясь последовательно по ступеням и уровням образования;

3)        при необходимости совершая образовательные маневры (например, меняя специальность) на разных этапах жизненного пути, исходя из собственных потребностей и возможностей, а также социально-экономических условий в обществе);

-                    к образовательным процессам/ образовательным программам (в этом случае непрерывность в образовательном процессе выступает как характеристика включенности личности в образовательный процесс на всех стадиях ее развития; она же характеризует преемственность образовательной деятельности при переходе от одного ее вида к другому, от одного жизненного этапа человека к другому);

-                    к организационной структуре образования (в этом случае непрерывность характеризует такую номенклатуру сети образовательных учреждений и их взаимосвязь, которая создает пространство образовательных услуг, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность образовательных программ, способных удовлетворить все множество образовательных потребностей, возникающих как в обществе в целом, так и в каждом отдельном регионе, так и у каждого человека).

Таким образом, непрерывность образования должна обеспечивать возможность многомерного движения личности в образовательном пространстве и создания для нее оптимальных условий для такого движения [2, с.201–202].

Согласно определению Р.Даве «непрерывное образование — это процесс личного, социального и профессионального развития индивида на протяжении его жизни, осуществляемый в целях совершенствования качества жизни. Это всеобъемлющая и объединяющая идея, включающая формальное, внеформальное и неформальное обучение». Непрерывное образование в его понимании как Life-Long Learning (LLL — образование на протяжении всей жизни) предполагает любое целенаправленное обучение, осуществляемое на постоянной основе, с целью совершенствования знаний, умений и навыков (компетенций) в условиях информатизации общества, глобализации мировых процессов и стремительного научно-технического прогресса [6, с.34].

Выделяются шесть принципов построения системы непрерывного образования [2, с.44–257]:

-                    принцип базового образования, который предполагает для продолжения образования и свободного продвижения в дальнейшем в образовательном пространстве человек должен получить определенную образовательную стартовую базовую основу (общеобразовательную и профессиональную);

-                    принцип многоуровневости образовательных программ предполагает наличие многих уровней и ступеней образования;

-                    принцип дополнительности (взаимодополнительности) базового и последипломного образования относится к «вектору движения вперед» человека в образовательном пространстве: каждый человек должен будет всю жизнь продолжать свое образование, даже если он и не пойдет учиться на следующий уровень;

-                    принцип маневренности образовательных программ относится к третьему возможному вектору движения человека в образовательном пространстве «по горизонтали», то есть предполагает возможную смену человеком на том или ином этапе жизненного пути, на той или иной ступени образования области деятельности или получения параллельно образования в двух или нескольких образовательных областях, а образовательные программы должны позволять обучающемуся легко переходить от освоения одной образовательной программы к любой другой;

-                    принцип преемственности образовательных программ означает, что «выход» из одной образовательной программы должен естественным образом «стыковаться» со «входом» в последующую, а для этого необходима сквозная стандартизация образовательных программ, основывающаяся на единых целях всей системы непрерывного образования;

-                    принцип интеграции образовательных структур превращает образовательные учреждения в многопрофильные, многоуровневые и многоступечатые, либо позволяет одну и ту же образовательную программу реализовывать в образовательных учреждениях разных типов.

За время формирования и применения концепции непрерывного образования эти принципы уточнены по отношению к системе дополнительного профессионального образования:

-                    получение новых базовых знаний, умений и навыков всеми членами общества — обеспечение всеобщего доступа к получению и обновлению знаний, необходимых для социальной адаптации личности, в течение всей жизни человека;

-                    увеличение инвестиций в человеческие ресурсы — поиск и включение новых механизмов финансирования, расширение спектра источников финансирования, консолидация ресурсного обеспечения;

-                    развитие инновационных методик преподавания — изменение принятых методов обучения, их адаптация к современным условиям, создание нового преподавательского корпуса;

-                    формирование новой системы оценки полученного знания — развитие системы оценки и аккредитации результатов любой формы образования, приемлемой как для граждан и работодателей, так и для государственной квалификационной системы;

-                    развитие наставничества и центров образовательного консалтинга — создание механизмов информационного сопровождения системы непрерывного образования, ориентированных на удовлетворение потребностей любого члена общества;

-                    приближение образования к дому — широкое использование информационных образовательных технологий, развитие систем дистанционного обучения [4, с.20].

Перемены, происходящие в современном мире и в системе образования в частности, характеризуются непрерывностью и скачкообразностью, а ведь именно они оказывают сильное влияние на людей. Современное образование призвано помочь молодежи быть устойчивой к изменениям и быть способной к реактивной адаптации, на основе самообучения и обучения. Актуализация неформального образования связана с изменением социальной роли образования в информационном обществе, переходом от реализации компенсаторной функции к комплексному индивидуальному личностному развитию человека [5].

В современной ситуации возникает острая необходимость по-новому определить место и роль дополнительного образования детей в российской образовательной системе, его уникальный образовательный потенциал которой мог бы стать незаменимой составной частью процесса модернизации образования. Но возможности системы дополнительного образования детей не имеют объективированных количественных и качественных показателей, а поставленные задачи, не получая соответствующих их сложности решений, не только сохраняют свою актуальность, но и приобретают деструктивный характер, препятствуя развитию этой системы.

 

Литература:

 

1.         Мальгин В. Е. Развитие вариативных форм неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы [Текст] / В. Е. Мальгин, О. В. Трофимова // Молодой ученый. — 2014. — № 4. — С. 1025–1027.

2.         Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. — М.: Эгвес, 2000. 272 с.

3.         Стрелкова И. Б. Журнал «Библиотечное дело» № 24 (114), 2009.

4.         Требования работодателей к системе профессионального образования / Е. М. Авраамова, И. Б. Гурков, Т. Л. Клячко, Г. А. Краснова, А. Г. Левинсон, М. В. Михайлюк, Е. А. Полушкина, О. И. Стучевская. — М.: РУДН, 2006. 125 с.

5.         Шуклина Е. А. Неформальное образование как социокультурная традиция. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ssa-rss.ru/abstract_bank/1251724518.pdf

6.         Dave R. N. Foundation of Lifelong Education: Some Methodological Aspects. — Hamburg, 1976. — P. 34.

Основные термины (генерируются автоматически): неформальное образование, непрерывное образование, жизнь, образовательная программа, образовательное пространство, образовательный процесс, LLL, дополнительное образование детей, жизненный путь, формальная образовательная система.


Похожие статьи

Формальная, неформальная и информальная модели...

неформальное образование, Финляндия, неформальное обучение, образовательный процесс, непрерывное образование, образование, жизнь, государственный образец, непрерывное обучение...

Регионализация современной системы дополнительного...

Образовательная среда учреждения дополнительного образования детей в условиях закрытого административно-территориального образования. Профессиональное образование педагогов дополнительного образования как стимул изменений в учреждении...

Интеграция формального и неформального образования детей...

Ключевые слова:образовательная среда, неформальное образование, интеграция образовательных процессов, субъекты образования, личностное развитие, педагогическое взаимодействие, дополнительное образование.

Непрерывное образование как основоположное условие...

Это еще одно серьезное препятствие на пути становления непрерывного образования как принципа жизни современного человека. И для преодоления его необходимо изменить понимание конкурентоспособности...

Образование взрослых в системе непрерывного образования.

Непрерывное образованиепроцесс роста образовательного потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных институтов и потребностей общества [3, с.45].

Неформальное образование: сущность и перспективы детских...

Ключевые слова: неформальное образование, программа детского объединения, образовательная среда, вариативный подход, индивидуальные особенности, содержание неформального образования.

Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции...

Непрерывное образованиепроцесс целостный, состоящий из последовательно следующих друг за другом ступеней специально организованной учебной деятельности, создающих человеку благоприятные условия для жизни.

Современный культурологический аспект определения...

Ключевые слова: эффективные образовательные практики, неформальное образование взрослых, развитие личности. Область целеполагания современного формального образования оценивается как проблемная.

Дополнительное профессиональное образование в системе...

Ключевые слова:образование, система непрерывного образования, профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование. Каждый раз, когда человек сталкивается с новшествами, появляющимися в его профессиональной жизни...

Формальная, неформальная и информальная модели...

неформальное образование, Финляндия, неформальное обучение, образовательный процесс, непрерывное образование, образование, жизнь, государственный образец, непрерывное обучение...

Регионализация современной системы дополнительного...

Образовательная среда учреждения дополнительного образования детей в условиях закрытого административно-территориального образования. Профессиональное образование педагогов дополнительного образования как стимул изменений в учреждении...

Интеграция формального и неформального образования детей...

Ключевые слова:образовательная среда, неформальное образование, интеграция образовательных процессов, субъекты образования, личностное развитие, педагогическое взаимодействие, дополнительное образование.

Непрерывное образование как основоположное условие...

Это еще одно серьезное препятствие на пути становления непрерывного образования как принципа жизни современного человека. И для преодоления его необходимо изменить понимание конкурентоспособности...

Образование взрослых в системе непрерывного образования.

Непрерывное образованиепроцесс роста образовательного потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных институтов и потребностей общества [3, с.45].

Неформальное образование: сущность и перспективы детских...

Ключевые слова: неформальное образование, программа детского объединения, образовательная среда, вариативный подход, индивидуальные особенности, содержание неформального образования.

Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции...

Непрерывное образованиепроцесс целостный, состоящий из последовательно следующих друг за другом ступеней специально организованной учебной деятельности, создающих человеку благоприятные условия для жизни.

Современный культурологический аспект определения...

Ключевые слова: эффективные образовательные практики, неформальное образование взрослых, развитие личности. Область целеполагания современного формального образования оценивается как проблемная.

Дополнительное профессиональное образование в системе...

Ключевые слова:образование, система непрерывного образования, профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование. Каждый раз, когда человек сталкивается с новшествами, появляющимися в его профессиональной жизни...

Похожие статьи

Формальная, неформальная и информальная модели...

неформальное образование, Финляндия, неформальное обучение, образовательный процесс, непрерывное образование, образование, жизнь, государственный образец, непрерывное обучение...

Регионализация современной системы дополнительного...

Образовательная среда учреждения дополнительного образования детей в условиях закрытого административно-территориального образования. Профессиональное образование педагогов дополнительного образования как стимул изменений в учреждении...

Интеграция формального и неформального образования детей...

Ключевые слова:образовательная среда, неформальное образование, интеграция образовательных процессов, субъекты образования, личностное развитие, педагогическое взаимодействие, дополнительное образование.

Непрерывное образование как основоположное условие...

Это еще одно серьезное препятствие на пути становления непрерывного образования как принципа жизни современного человека. И для преодоления его необходимо изменить понимание конкурентоспособности...

Образование взрослых в системе непрерывного образования.

Непрерывное образованиепроцесс роста образовательного потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных институтов и потребностей общества [3, с.45].

Неформальное образование: сущность и перспективы детских...

Ключевые слова: неформальное образование, программа детского объединения, образовательная среда, вариативный подход, индивидуальные особенности, содержание неформального образования.

Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции...

Непрерывное образованиепроцесс целостный, состоящий из последовательно следующих друг за другом ступеней специально организованной учебной деятельности, создающих человеку благоприятные условия для жизни.

Современный культурологический аспект определения...

Ключевые слова: эффективные образовательные практики, неформальное образование взрослых, развитие личности. Область целеполагания современного формального образования оценивается как проблемная.

Дополнительное профессиональное образование в системе...

Ключевые слова:образование, система непрерывного образования, профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование. Каждый раз, когда человек сталкивается с новшествами, появляющимися в его профессиональной жизни...

Формальная, неформальная и информальная модели...

неформальное образование, Финляндия, неформальное обучение, образовательный процесс, непрерывное образование, образование, жизнь, государственный образец, непрерывное обучение...

Регионализация современной системы дополнительного...

Образовательная среда учреждения дополнительного образования детей в условиях закрытого административно-территориального образования. Профессиональное образование педагогов дополнительного образования как стимул изменений в учреждении...

Интеграция формального и неформального образования детей...

Ключевые слова:образовательная среда, неформальное образование, интеграция образовательных процессов, субъекты образования, личностное развитие, педагогическое взаимодействие, дополнительное образование.

Непрерывное образование как основоположное условие...

Это еще одно серьезное препятствие на пути становления непрерывного образования как принципа жизни современного человека. И для преодоления его необходимо изменить понимание конкурентоспособности...

Образование взрослых в системе непрерывного образования.

Непрерывное образованиепроцесс роста образовательного потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных институтов и потребностей общества [3, с.45].

Неформальное образование: сущность и перспективы детских...

Ключевые слова: неформальное образование, программа детского объединения, образовательная среда, вариативный подход, индивидуальные особенности, содержание неформального образования.

Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции...

Непрерывное образованиепроцесс целостный, состоящий из последовательно следующих друг за другом ступеней специально организованной учебной деятельности, создающих человеку благоприятные условия для жизни.

Современный культурологический аспект определения...

Ключевые слова: эффективные образовательные практики, неформальное образование взрослых, развитие личности. Область целеполагания современного формального образования оценивается как проблемная.

Дополнительное профессиональное образование в системе...

Ключевые слова:образование, система непрерывного образования, профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование. Каждый раз, когда человек сталкивается с новшествами, появляющимися в его профессиональной жизни...

Задать вопрос