Библиографическое описание:

Грицаенко Е. В. Перспективы использования зарубежных моделей практической подготовки бакалавров социальной работы // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 569-571.

В настоящее время все больше ощущается влияние социально-экономических изменений, которые происходят в России в последнее десятилетие. Они привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в том числе систему образования, которая напрямую связана с экономическими процессами через подготовку производительных сил. [1]

Новые социально-экономические реалии потребовали пересмотра системы высшего профессионального образования в сторону усиления его практической и личностной ориентированности. Вследствие этого актуализируется необходимость в подготовке бакалавра социальной работы, который умеет практически действовать и адекватно оценивать результаты своей деятельности.

Целью исследования являлось определение перспективы использования зарубежных моделей практической подготовки бакалавров социальной работы. Для этого проводился анализ моделей практической подготовки бакалавров социальной работы за рубежом. Основными объектами анализа стали Европейская и Американская модели.

Таблица 1

Плюсы зарубежных моделей практической подготовки бакалавров социальной работы

Американская модель

Европейская модель

- экспериментальная форма преподавания и учения;

- практическое обучение социальных работников оценивается как сложный, многослойный процесс;

- создание связи между академическим обучением и практическими занятиями.

- возможность выбора места и специфики практики;

- сотрудничество и партнерство с агентствами социальной защиты;

- анализ и интеграция теоретического обучения и практических навыков;

- обучение на рабочем месте.

 

Базами эмпирического исследования выступили: кафедра социальной работы ХГУ им. Н. Ф. Катанова, Министерство труда и социального развития Республики Хакасия, УСПН города Абакана, КДН и ЗП города Абакана. Для выявления проблем и перспектив практической подготовки бакалавров социальной работы проводился экспертный опрос. Выборка составила 9 человек.

Также в рамках исследования проводились опрос и интервьюирование выпускников специальности социальная работа, работающих по специальности, целью которых являлось выявление уровня и достаточности практической подготовки, даваемой университетом. Выборка составила 20 человек.

В ходе исследования выявились следующие трудности, которые испытывали молодые специалисты: юридическая и правовая компетентность (этот вариант ответа был выбран 52,2 % респондентов), разработка и реализация социальных проектов (27,3 %), использование в своей работе новых технологий (11 %), толерантность (9,5 %).

32 % респондентов отметили грамотность профессиональной речи как недостаток молодых специалистов, по 25 % — толерантность и объективность, 18 % — выстраивание контактов с клиентами/коллегами.

В качестве экспертов были опрошены специалисты, руководители отделов социальных служб, так как эти учреждения — основные базы практики и в последующем — потенциальные работодатели.

Большинство экспертов отмечает высокий уровень теоретической подготовки, стремление к саморазвитию и желание работать у студентов и молодых специалистов.

Также, по их мнению, некоторые виды деятельности вызывают затруднения: 1) ориентация в современных тенденциях социальной сферы; 2) способность выстраивать социальные контакты/способность к регулированию конфликтов; 3) юридическая и правовая компетентность в социальной сфере.

Эксперты считают, что сгладить негативные последствия можно следующим образом: ввести институт наставничества (супервизорства) и привлекать руководителей баз практики к совместной разработке программы практики и последующей ее оценке.

После анализа отчетов студентов-практикантов, было выявлено следующее:

-        самыми распространенными видами деятельности на практике являются: участие в мастер-классах, праздниках и мероприятиях, их проведение, помощь клиентам, ведение документации. При этом, в отчетах не было четкого описания этих мероприятий, что делает невозможным оценку качества сформированности необходимых компетенций;

-        студенты не включают рефлексию затруднений в рамки отчета студента-практиканта;

-        невозможно отследить усвоение профессиональных умений и навыков работы с клиентами социальных служб.

Таким образом, проведенное исследование, показало, что, несмотря на высокий теоретический уровень подготовки, молодые специалисты все же испытывают проблемы, связанные с практической подготовкой, в том числе и эксперты, отмечают ее несовершенство.

Опираясь на данные, полученные в результате исследования, была разработана модель практической подготовки бакалавров социальной работы, при этом учитывая обширный зарубежный опыт. Так как анализ современных тенденций системы подготовки специалистов за рубежом показывает большое значение практической составляющей этой подготовки (включая возможность работы вне пределов своей страны). Большинство зарубежных студентов очной формы также хорошо представляют мир профессии социального работника: они либо участвовали в общественных организациях, социальных акциях до поступления в вуз, либо совмещают обучение в вузе и работу в социальном учреждении. Большое место в содержании практики за рубежом отводится теоретической и личностной рефлексии будущих специалистов, работе в рамках супервизорства под руководством опытных практиков и преподавателей.

По итогам практики производится проверка и оценка уровня сформированности указанных компетенций в форме дифференцированного зачета, выступления на конференции и других форм отчетности. Описываются уровни и критерии сформированности компетенций, исходя из которых возможно провести мониторинг их освоения на практике.

Так как бакалавр социальной работы в процессе прохождения практики должен не только выполнять предписания, указанные в целях и задачах практики, но и саморазвиваться и самоопределяться, то логичным будет разработка и внедрение вариативной части практики, ориентированной на интересы и ожидания студента в процессе реализации проектов инновационной деятельности и т. д. В вариативной части могут быть представлены задания, ориентированные на разработку портфолио, участие в управленческой деятельности, организации диагностических исследований, и др.

При определении тематики индивидуальных заданий в вариативной части содержания практики учитываются следующие факторы: 1) образовательный маршрут студента, 2) возможности конкретной базы практики.

Результаты выполнения заданий, входящих в вариативную часть содержания практики, могут войти в «Портфолио по практике» или «Портфель достижений» студента, который, по сути, представит содержательную основу разработки резюме будущего специалиста.

Индивидуальные направления работы определяются и конкретизируются студентами совместно с преподавателями — руководителями практики, с супервизорами (их назначение предусмотрено «Рабочей программой производственной практики»). В программе формулируются требования к индивидуальному заданию:

-        необходимость учитывать уровень теоретической подготовки студента по различным элементам ООП, а также объем компетенций, сформированный к моменту проведения практики;

-        доступность и практическая возможность сбора исходной информации;

-        учет потребностей учреждения (организации), выступающей в качестве базы производственной практики бакалавра.

Также здесь могут быть предложены блоки тематических направлений, в рамках которых может быть сформулировано индивидуальное задание по практике.

Задание по научно-исследовательской работе предполагает, что студенты обязаны провести в период прохождения практики научное исследование. Например, это может быть проведение научного исследования для курсовой или квалификационной работы.

К обязательной отчетной документации относятся дневник практики, отчет студента о практике и другие возможные документы, предусмотренные программой или регламентированные внутривузовскими документами.

Дневник является одной из наиболее эффективных стратегий обучения будущего социального работника анализу собственной профессиональной деятельности, формирования и оценки умений решать задачи по самоанализу, самооценке и коррекции собственной профессиональной деятельности. По итогам практики в технологическую карту руководителем практики выставляются баллы (по 100-балльной системе), полученные студентом за выполнение того или иного вида работы или задания, и также итоговый балл за практику (по десятибалльной системе). Технологическая карта — продукт творческой деятельности выпускающей кафедры, руководителя и студента. Её структура и содержание жестко не регламентируются.

Таблица 2

Пример дневника практики

Дата

Содержание деятельности*

Анализ работы**

Отзыв***

 

 

 

 

 

* — Раздел «Содержание деятельности» может включать в себя план работы на день с указанием цели каждого вида работы.

**- Анализ проведенной работы проводится по следующей схеме:

-        краткий отчет о проведенной работе;

-        суждение о том была ли достигнута поставленная цель, то есть соответствует ли полученный результат (результаты) поставленной цели;

-        суждение о том, что способствовало достижению поставленной цели, а что, наоборот, оказало негативный эффект;

-        суждения по повышению эффективности выполнения задания в будущем (при наличии таковых).

***- Отзыв может быть дан супервизором.

Если для практики не предусмотрено выставление дифференцированного зачета, то формами отчетности могут служить научно-исследовательская работа студента или творческое эссе.

Таким образом, данная модель (содержащая дневник практики, рефлексию студента, вариативную часть практики, оценку результатов) может быть использована для корректировки учебной программы по организации практик студентов, так как она опирается на помощь студенту по сознательному привнесению полученных знаний в практические ситуации профессиональной деятельности (Американская модель), решение реальных проблем, деятельность в конкретных ситуациях (Европейская модель — работа со случаем). Она отражает организационный и содержательный (содержание деятельности и результаты) компонент практик бакалавров социальной работы в идеологии компетентностного подхода и практико-ориентированного принципа обучения.

 

Литература:

 

1.                  Звездова А. Б., Орешкин В. Г. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании / А. Б. Звездова, В. Г. Орешкин. URL: http://www.miep.edu.ru

2.                  Петрова И. Э. Образование в области социальной работы в Великобритании / И. Э. Петрова. URL: http://www.unn.ru

3.                  Фокин В. А., Фокин И. В. Содержание подготовки профессиональных социальных работников в США / В.А.. Фокин, И. В. Фокин // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2009. — № 1. — С. 3–19.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle