Библиографическое описание:

Еремин В. В. Развитие института регулирования государственных закупок в России // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 472-474.

Основными задачами государственных закупок в России являются обеспечение государственных нужд и социально-экономическое развитие как государства в целом, так и субъектов правоотношений, возникающих при осуществлении закупок. Проблема законодательного регулирования прав и обязанностей указанных субъектов в процессе осуществления и организации государственных закупок особенно актуальна в связи с высоким объемом расходов на государственные закупки, увеличением их доли в государственном бюджете, а также в связи с увеличением числа нарушений коррупционной направленности в данной сфере.

В связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ), в законодательстве о государственных закупках произошли серьезные изменения. Данное изменение обусловлено, прежде всего, несовершенством и низкой эффективностью действовавшего до 1 января 2014 г. Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон «94-ФЗ). Вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию дополнительно обусловило необходимость в оптимизации законодательства, регулирующего правоотношения на национальном рынке товаров и услуг в целях поддержания отечественных производителей на фоне растущей конкуренции.

В условиях социально-экономического развития в России появилась необходимость в улучшении правового регулирования осуществления закупок для государственных нужд. Современное законодательство о контрактной системе строилось с учетом опыта проведения государственных закупок по ранее действовавшему закону.

Развитие рыночных отношений подталкивает к развитию законодательства, регулирующего размещение государственных заказов. Действовавшее до 1 января 2014 законодательство о государственных закупках имело ряд пробелов, таких как, недостаточная защита прав сторон в процессе осуществления государственных закупок, которая в свою очередь отразилась на возникновении коррупции, препятствующей формированию благоприятной экономической среды и развитию рынка государственных закупок.

Каждый участник закупки мог использовать действовавший ранее закон, как ему было удобно: для одних закон продуманный и четко сформулированный, для других — прекрасное прикрытие для злоупотреблений.

Коррупция является одной из главных проблем в сфере государственных закупок, проявляется в вовлеченности заказчиков в сговоры с поставщиками, взяточничестве и получении «откатов», что приводит к значительным расходам бюджетных средств или к невозможности обеспечения качества, обусловленного контрактами для таких товаров и услуг.

Сложность процедур в процессе размещения заказа в некоторой степени давала возможность недобросовестным заказчикам отсеивать «неугодных» участников за мелкие недостатки, тем самым продвигая «своих» поставщиков.

Действовавший до 1 января 2014 года Закон № 94-ФЗ отличался низкой прозрачностью закупок. На этапе планирования закупок заказчику предоставлялась очень высокая и ничем не мотивированная степень свободы, что на практике приводило к тому, что за счет налогоплательщиков приобретались предметы роскоши. В законе отсутствовала система нормирования нужд государственных учреждений, что способствовало неограниченной растрате бюджетных средств на субъективные цели, далекие от интересов государства. Отсутствовали нормы, обязывающие обосновывать факт возникновения потребностей в том или ином товаре. В связи с чем, такое нововведение как нормирование в федеральной контрактной системе достаточно актуально на современном этапе в связи со скандалами, связанными с приобретением государственными служащими дорогостоящих служебных автомобилей, являющихся предметами роскоши.

При осуществлении государственных закупок возникла необходимость исключения практики необоснованного завышения цен, в связи с отсутствием норм, обязывающих государственные учреждения обосновывать начальную максимальную цену контракта, особенно когда подобное происходит в таких сферах, как оборона, медицина и образование.

В новом законе законодатель большое внимание уделил таким нововведениям как планирование, мониторинг, аудит и контроль в сфере государственных закупок.

В ранее действовавшем законодательстве значение критериев оценки качества на фоне остальных критериев, таких как сроки поставки, гарантия и цена было сведено к минимуму, что противодействовало развитию технологий и модернизации производства. Приоритет минимальной цены заявки над квалификацией участника торгов, качеством товара, сроком выполнения работ являлся одним из недостатков Закона № 94-ФЗ.

При этом возникали следующие последствия: во-первых, возникал демпинг, от которого страдали не только поставщики услуг, но и заказчики, вынужденные покупать дешевый некачественный товар, во-вторых, приоритет цены не лучшим образом сказывается на профессиональном уровне тех, кто предоставляет услуги и выполняет работы.

В этих целях законодателем предусмотрены антидемпинговые меры:

-          заключение контракта после предоставления участником увеличенного обеспечения контракта;

-          возможность отклонения заявки в случае признания недобросовестности участника, подавшего ее;

-          в определенных случаях заказчик может установить требование об обосновании заявки.

До вступления в силу федеральной контрактной системы в соответствии с предписаниями Минэкономразвития России от 15.10.2008 № Д05–4414 считалось нарушением законодательства включение в документацию о закупке специфических требований к участнику закупки, таких как наличие квалификации персонала, опыта выполнения работ, репутации.

В результате Закон № 94-ФЗ, призванный бороться с коррупцией при осуществлении государственных закупок, фактически лишь усложнял, бюрократизировал и замедлял этот процесс. Давно назрела необходимость изменения механизма государственных закупок.

По сути, федеральная контрактная система, которая введена в нашей стране с 1 января 2014 года одновременно с вступлением в законную силу Закона № 44-ФЗ, призвана впервые сформировать полноценную систему правового регулирования закупок, тем самым сокращая возможность неэффективного и нецелевого использования государственных средств, что является одной из приоритетных задач государства.

 

Литература:

 

1.      Федеральный закон Российской Федерации «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства РФ. — 2005.

2.      Федеральный закон Российской Федерации «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. — 2013.

3.      Керенский И. В. Федеральная контрактная система заменит существующую систему госзакупок // СПС КонсультантПлюс, 2013.

4.      Калмыков Ю. П. Генезис нормативно-правового регулирования государственной закупочной деятельности // Современный юрист. — 2013.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle