Библиографическое описание:

Назмутдинова В. И., Журавлева-Ярцева А. А., Прокопьев Н. Я. Некоторые показатели индексной оценки физического развития детей дошкольного возраста Нижнетавдинского района Тюменской области // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 59-61.

В комплексной оценке физического развития детей, проживающих на территории Тюменской области, важное значение отводится изучению динамики гендерных особенностей массо-ростовых показателей. В данной статье приводится анализ возрастных изменений индексов Рорера и Бругша у 80 детей от 2 до 7 лет, проживающих в селе Велижаны и посещающих Муниципальное автономное образовательное учреждение. Показано, что девочки и мальчики старшей возрастной группы астеничны, тогда как дети подготовительной группы соответствуют возрастным нормам, что важно при поступлении в школу.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, индексная оценка физического развития.

 

Актуальность исследования. Ответные реакции растущего детского организма на воздействие экстремальных природных и экологических факторов, образа жизни разнообразны и характеризуются изменениями темпов роста и развития, нарушениями гармоничности этих процессов. Динамизм окружающей среды вызывает адаптацию организма, создает предпосылки к изменению его формы и функции. В результате отмечается стимулирующее развитие тех систем, которые определяют уровень приспособления к конкретным экологическим условиям [1, 6]. Актуальной является проблема сохранения здоровья детей в условиях Западной Сибири, где формирование его уровня происходит под влиянием специфических социально-экономических, а также прогрессирующего загрязнения окружающей среды продуктами нефтегазодобывающей промышленности [2].

Предприятия областного центра частично утилизируют и используют лишь нефтепродукты (отработанные масла), аккумуляторные батареи, лом черных и. цветных металлов. Собираются и передаются в Курган и Екатеринбург, ртутьсодержащие отходы и люминесцентные лампы. За два последних года Государственным предприятием «Дирекция по строительству заводов и полигонов по переработке промышленных и бытовых отходов» вывезено за пределы области более 5 килограммов чистой ртути (около 40 % наличия на предприятиях) и около 300 тысяч ртутных ламп, хранившихся на Велижанском полигоне, расположенном на 9 км Велижанского тракта, где очаг ртутного загрязнения в 1999 году полностью ликвидирован. Средства на эти цели выделены из экологического фонда [3]. В этой связи встает вопрос о влиянии на состояние здоровья растущего детского организма различных факторов внешней среды, в том числе очагов ртутного загрязнения.

Цель исследования — провести индексную оценку физического развития детей дошкольного возраста, проживающих на территории Нижнетавдинского района, непосредственно прилегающего к району экологического загрязнения.

Материал и методы исследования: 80 детей 2–7 лет МАОУ (Муниципального Автономного Образовательного Учреждения) «Велижанская СОШ» отделения дошкольного образования (ОДО) Нижнетавдинского района села Велижаны. Дети распределены по группам и занимаются в младшей, средней, старшей и подготовительной группах. Было получено согласие родителей на проведение исследований. Динамическое исследование проводилось 2013 г. Мы придерживались периодизации, используемой в дошкольной педагогике.

Массо-ростовой индекс Рорера (ИР) рассчитывали по формуле W/H3 кг/см3, где W — масса тела (кг), Н — рост тела (м). Оценка индекса: при значении ИНр от 10,7 до 13,7 кг/м3 диагностируют гармоничное, нормальное или среднее физическое развитие детей, при ИНр менее 10,7 кг/м3 физическое развитие оценивают как низкое, а при значении ИР более 13,7 кг/м3 диагностируют высокое физическое развитие у детей и подростков [4].

Индекс Бругша рассчитывался по формуле: ИБ = (ОГК/ДТ)*100, где ОГК — окружность грудной клетки, см; ДТ — длина тела, см. В норме для взрослых он составляет 50–55 у.е. Более высокие цифры указывают на широкую, а более низкие — на узкую грудь.

Результаты собственных исследований и их обсуждение. Исследование выявило, что индекс Брукша у детей всех групп (см.: табл. 1, рис. 1) соответствует возрастно-половым нормам [1]. Исследование указывает на соответствие детей подготовительной группы возрастным нормам показателя (63–53 %).

Таблица 1

Индексы Бругша и Пинье у мальчиков и девочек ОДО (M±m)

Примечание: * — статистически достоверные (P<0,05) различия показателя между ясельной и другими группами;  — статистически достоверные различия (P<0,05) между группами; ∆ — статистически достоверные различия (P<0.05) между девочками и мальчиками.

 

Индекс Пинье указывает на астеническое телосложение детей средней, старшей, подготовительной и слабое (по крепости) телосложение у всех групп детей. Очень слабое (более астеническое) телосложение выявлено у девочек и мальчиков старшей группы (см.: табл. 1). Полученные нами данные согласуются с результатами Пасичник В. М. и Сосновским Д. Д. (2012), изучавших детей дошкольного возраста г. Львова.

Таблица 2

Индекс Рорера (кг/м3) у мальчиков и девочек ОДО (M±m)

Группа

Девочки

Мальчики

Подготовительная

13,46±0,52

12,79±0,31

Старшая

12,70±0,57

13,77±0,33

Средняя

14,51±0,78

14,57±0,30

Ясельная

14,59±1,87

15,88±0,48

 

У девочек старшей группы выявлена более узкая грудь, индекс Пинье также указывает на астенический тип телосложения (см.: табл. 1). Индекс Рорера, определяющий плотность тела зависит от линейных размеров и массы тела [4]. Исследование выявило гармоничное физическое развитие у мальчиков подготовительной группы и девочек старшей и подготовительной групп, у детей средней группы Нижнетавдинского района — высокое физическое развитие (см.: табл. 2, рис. 2).

Рис. 1. Индекс Бругша у мальчиков и девочек ОДО

 

Рис. 2. Индекс Рорера у детей ОДО

 

Выводы: индексная оценка выявила астеническое телосложение детей дошкольного возраста Нижнетавдинского района. Более астеничны — девочки и мальчики старшей группы. Дети подготовительной группы соответствуют возрастным нормам, что важно при поступлении в школу.

 

Литература:

 

1. Прокопьев Н. Я., Важенин А. А., Соловьев СВ. Рост и развитие детей и подростков — Сургут, РИИЦ «Нефть Приобья». — 2002. — 152 с.

2. Гребнева Н. Н. Функциональные резервы и формирование детского организма в условиях Западной Сибири: Автореф. …докт. биол. наук (03.00.13). Томск, 2006 // Режим доступа: Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat // Режим http://www.dissercat.com/content/funktsionalnye-rezervy-i-formirovanie-detskogo-organizma-v-usloviyakh-zapadnoi-sibiri#ixzz2VKpVO3bt

3. Московченко Д. В. Нефтегазодобыча и окружающая среда: эколого-геохимический анализ Тюменской области. Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН,1998. 112с.

4. Белякова Н. А., Маслов А. Н. Способ оценки физического развития у детей и подростков // Патент на изобретение Гнусаев С. Ф. Физическое развитие детей. Тверь, 2005.

5. Pasichnyk V. M., Sosnovskij D. D., Пасичник В. М., Сосновский Д. Д. оценка физического и умственного развития детей старшего дошкольного возраста // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2012. № 7. С. 86–91.

6.         Martin Brasholt, Bo Chawes, Eskil Kreiner-Møller, Signe Vahlkvist, Marianne Sinding et al. Objective assessment of levels and patterns of physical activity in preschool children // Pediatric Research 74, 333–338 doi:10.1038/pr.2013.99 // Режим доступа: http://www.nature.com/pr/journal/v74/n3/full/pr201399a.html

Основные термины: детей дошкольного возраста, физического развития, физического развития детей, физическое развитие, подготовительной группы, развития детей дошкольного, дошкольного возраста Нижнетавдинского, Нижнетавдинского района, астеническое телосложение детей, возрастным нормам, старшей группы, оценки физического развития, возраста Нижнетавдинского района, девочки и мальчики старшей, детского организма, высокое физическое развитие, развитие детей, телосложение детей дошкольного, оценка физического, физического воспитания детей

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle