Библиографическое описание:

Овчинникова К. А., Данилова М. В. К вопросу об актуальности коррекции ценностных ориентаций несовершеннолетних правонарушителей // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 604-606.

В связи с социально-экономическими и политическими изменениями, происходящими сегодня в нашей стране, коррекция ценностных ориентаций несовершеннолетних правонарушителей является одной из многочисленных проблем, стоящих перед обществом. Актуальность данной проблемы, в первую очередь связана с высоким уровнем подростковой преступности в структуре общей преступности, негативными изменениями ее качественных характеристик.

Подростковая преступность — насущная проблема всего мира. На законодательном уровне определенно понятие «несовершеннолетний преступник». В соответствии с ч. 1 ст.87 УК РФ несовершеннолетними преступниками «признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцать лет» [7].

Количество преступлений совершаемых несовершеннолетними, по данным МВД РФ с января по сентябрь на 2014г. составило 5,5 тыс. человек [6]. По данным областного УМВД РФ по Владимирской области отмечается рост подростковой преступности на 8,3 % по сравнению с 2013г. Особую тревогу вызывает рост количества несовершеннолетних, совершивших преступления, из числа ранее привлекавшихся, на 11,4 %. Наблюдается рост лиц, совершивших преступные деяния в состоянии алкогольного опьянения на 7,3 %.

Криминология объясняет нарушение правонарушителями общепринятых норм поведения наличием у них специфической системы ценностей, противостоящей официально одобряемым или общепризнанным нормам [4, с. 46].

По данным современных исследователей ценности характеризуют направленность и содержание активности личности, которая определяет общий подход человека к миру, к себе, придает смысл и направление личностных позиций, поведения, поступков.

Анализ психологической и социально-педагогической литературы показывает, что неустойчивость ценностных ориентаций и ценностных установок подростков при неблагоприятных условиях приводит к правонарушениям.

Ценностные ориентации в философском аспекте рассматривает В. П. Бранский, в социологическом — И. С. Кон, в социально-психологическом — Е. А. Климов, Д. А. Леонтьев, в криминологическом — Ю. М. Антонян.

По мнению Д. А. Леонтьева, подростковый возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Именно ценностные ориентации, сформированные в подростковом возрасте, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым в определенной мере детерминируют ее поведение [3, с. 362].

Как считает А. П. Тузов, ценностная ориентация несовершеннолетнего — это определенная структура его отношений к действительности. С одной стороны, ценностная ориентация выражается в конкретном проявлении отношений подростка к фактам действительности, а с другой — в системе фиксированных установок, регулирующих поведение. Так, для несовершеннолетних правонарушителей соблюдение существенных норм и правил поведения — нередко менее значительная ценность по сравнению с другими [5, с. 91].

Согласно С. Л. Рубенштейну, механизмы становления ценностей в сознании несовершеннолетнего действуют через организацию ценностно-ориентационной деятельности как особого рода активности, посредством которой человек воспроизводит себя в процессе социализации. Данная возрастная ступень развития личности в психологической и криминологической литературе обозначается как период самоопределения и становления ценностных детерминант личности через механизм утверждения ценностей [4, с. 57].

М. Рокич определяет ценности как «устойчивое убеждение в том, что определённый способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования». По его мнению, ценности личности характеризуются следующими признаками:

1)      истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и личности;

2)      влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения;

3)      общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;

4)      все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;

5)      ценности организованы в системы [1, с. 160].

Ш. Шварц и У. Билски дают аналогичное концептуальное определение ценностей, включающее следующие формальные признаки:

1)      ценности — это понятия или убеждения;

2)      ценности имеют отношение к желательным конечным состояниям или поведению;

3)      ценности имеют надситуативный характер;

4)      ценности управляют выбором или оценкой поведения и событий;

5)      ценности упорядочены по относительной важности [2, с. 11].

Таким образом, ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, представляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве её элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не учитывающее её приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей, то есть не включённое в систему

Проведенное нами исследование среди воспитанников в 2014г. свидетельствуют о том, что для несовершеннолетних правонарушителей не характерно стремление планировать свою жизнь, менее выражено стремление к внутреннему росту, самосовершенствованию. Правонарушители воспринимают свою жизнь как насыщенную внешними событиями, сопровождающуюся ощущением контроля над собственной жизнью и нежеланием планировать жизнь в связи с внешними обстоятельствами. У несовершеннолетних правонарушителей отсутствуют ценности, принятые в обществе, — познание, ценности культуры, активная деятельность в жизни. Подростки убеждены в своей ненужности в обществе, невозможности добиться в жизни чего — то своими силами, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, добиться материального благополучия

Формирование ценностных ориентаций — это становление личности несовершеннолетнего, совершенствование его сознания, психологии, восприятие и принятие общественных идеалов. Вот почему систему ценностных ориентаций нельзя рассматривать как нечто навсегда сформировавшееся и неизменное. Она динамична и подвижна, отражает изменения, происходящие во взаимоотношениях личности со средой.

Ценностные ориентации личности, связывающие её внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую систему, занимая пограничное положение между мотивационно-потребностной сферой и системой личностных смыслов. Соответственно, ценностные ориентации личности выполняют двойственные функции. С одной стороны, система ценностных ориентаций выступает в качестве высшего контрольного органа регуляции всех побудителей активности человека, определяя приемлемые способы их реализации. С другой, — в качестве внутреннего источника жизненных целей человека, выражая соответственно то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом. Система ценностных ориентаций, тем самым, является важнейшим психологическим органом саморазвития и личностного роста, определяя одновременно его направление и способы его осуществления.

Коррекция ценностных ориентаций выступает в качестве одного из важных средств преодоления отклоняющегося поведения несовершеннолетних правонарушителей. По мнению М. С. Головина данный процесс учитывает три подсистемы воздействия на личность: воздействие на эмоциональную сферу подростка; целенаправленное и целесообразное с учетом специфики развития подростка воздействие на его сознание; вовлечение подростка в позитивную деятельность, адекватную его интересам, способностям, психологическому состоянию, необходимую для полноценной самореализации личности.

Коррекция ценностных ориентаций подростков — правонарушителей осуществляется в результате самостоятельного свободного выбора им целей и задач, связанных с реализацией учебных и личностных функций; творческих способов и методов решения учебных задач. В ходе разрешения проблемных ситуаций, свободного творческого выбора у подростка развиваются такие умения, как планирование, осуществление, самоконтроль и самооценка результатов своей работы. Именно возможность свободного выбора, т. е. сознательное предпочтение определенной линии поведения есть предпосылка ответственности и за выбранное, и за отвергнутое, не реализованное ею [1, с. 160].         

Коррекция ценностных ориентаций несовершеннолетних — это длительный процесс замены негативных свойств, качеств и взглядов личности — другими, социально-приемлемыми, с использованием стандартных и нестандартных форм педагогического воздействия. Принципиально важным основоположением коррекции ценностных ориентаций несовершеннолетних, выступает необходимость демонстрации замещающего образца ценностных ориентаций.

Сложность в коррекции ценностных ориентаций несовершеннолетних правонарушителей, обусловлена тем, что период отбытия наказания совпадает с важным периодом их жизни — формированием личности, социальным становлением. Работа с такими подростками — длительный процесс, так как люди вставшие на путь преступлений в юном возрасте, трудно поддаются перевоспитаю. Поэтому процесс коррекции ценностных ориентаций несовершеннолетних должен осуществляться в соответствии с долгосрочной программой, состоящей из нескольких этапов, содержание которых включает: диагностику ценностных ориентаций, непосредственную реализацию воспитательных мероприятий, просветительскую деятельность [1, с. 159].

Следует подчеркнуть, что необходимо осуществлять постоянный мониторинг проводимой работы, отслеживать динамику изменений.

Успех в коррекции ценностных ориентаций несовершеннолетних правонарушителей может быть обеспечен только планомерной, системной работой путем реализации программ воздействия в развитии нравственных начал, формирования системы ценностей как важнейший подсистемы личности.

 

Литература:

 

1.                 Головина М. С. Аксиологический подход в формирование ценностных ориентаций подростков, осужденных к наказанию без лишения свободы / М. С. Головина // Педагогическое образование в России. — 2012 — № 4 — С. 159–163

2.                 Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. — СПб.: Речь,2004–70 с.

3.                 Леонтьев Д. А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999. — 487 с.

4.                 Миллер А. И. Противоправное поведение несовершеннолетних: генезис и ранняя профилактика. — Киев, 1985–149 с.

5.                 Тузов А. П. Мотивация противоправного поведения несовершеннолетних. — Киев, 1982. — 198 с.

6.                 Статистические данные правонарушений по России // URL://http://www.gks.ru (дата обращения 27.11.2014).

7.                 Уголовный кодекс РФ. Екатеринбург: Ажур, 2012

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle