Библиографическое описание:

Киряева А. А. Опытно-экспериментальное исследование по реализации индивидуального подхода к обучению школьников математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 1-2.

1. «Корректурная проба». Эта диагностика дает возможность исследовать не только уровень произвольной регуляции поведения школьника, но и определить, как ребенок легко устает, быстро ли истощаются его силы, астеничен ли он.

Стимульный материал теста заключается в наборе чередующихся геометрических фигур — квадрата, треугольника, прямоугольника, круга и т. д., расположенных рядами на стандартном листе бумаги.

В верхней части листа дается образец, который поможет ребенку ориентироваться в задании, так как является фактически схемой инструкции.

Проведение теста. Сначала детям даются лист бумаги с нарисованными фигурами и закрытым образцом и простой карандаш. После этого инструкция дается устно, детей просят ее повторить, проверяя, правильно ли они запомнили принцип зачеркивания. Если дети плохо поняли инструкцию, положите перед ними заготовленный образец, сказав о том, что на этой схеме изображено все, что надо, и в случаях затруднения можно смотреть на нее. Когда ребенок начал выполнять задание, экспериментатор засекает время и просит его проводить вертикальную черту каждую минуту. Сам ребенок следить за временем не должен. В процессе работы отмечается, через какое время начинает снижаться работоспособность ребенка. После того как отвлечения стали явно мешать работе, появилось много ошибок, а ребенок больше смотрит в окно, чем на листок, взрослый говорит: «Ну, все, ты устал, но тебе осталось поработать всего лишь еще одну минуту, а потом ты свободен». Необходимо посмотреть, изменилась ли деятельность ребенка, повысилась ли его работоспособность.

Анализ результатов. Прежде всего, анализируется умение детей принять задание, а также форма, в которой это задание принимается. Так, дети с низкой произвольностью вообще не могут принять задание, отвлекаются даже при наличии схемы, делают много ошибок уже в первые минуты работы, иногда даже начинают рисовать или раскрашивать фигурки. Ошибкой считается не только неправильно зачеркнутая, но и пропущенная буква или фигура. Только напоминание взрослого, его постоянный контроль способны вернуть их к работе. На более высоком уровне находятся дети, которые принимают задание, но только в виде схемы. Этот уровень волевой регуляции является нормой для детей 10 лет. Считается, что уже для пятиклашек, а особенно для детей 12 лет нормой является, то есть словесная инструкция, при которой схема деятельности строится в сознании ребенка, и потому он не нуждается во внешних опорах и подсказках. Именно такой уровень и является оптимальным для школы, но это не так. В то же время и дети, которые в этом возрасте нуждаются во внешней схеме, в принципе готовы к обучению, так как они все-таки принимают задание. Для них просто необходима дополнительная тренировка, особенно тренировка произвольного запоминания. Дети, которые не принимают задание в принципе, не готовы к учебной деятельности.

Не менее важным является и уровень концентрации внимания, который измеряется в этом задании. Он проверяется, прежде всего, количеством ошибок, которые делает ребенок. В норме дети 12 лет могут проработать безошибочно 10 минут. Нормальным является для детей этого возраста и то, что они чаще пропускают фигурки, а те, которые замечают, практически всегда зачеркивают правильно. Таким образом, наличие 1–2 ошибок, допущенных в течение одной минуты работы, является нормальным, хотя и не самым высоким уровнем концентрации внимания. Главное, что этот уровень достаточен для хорошей работы и учебы детей.

После 10 минут работы количество ошибок резко увеличивается, дети начинают отвлекаться. Тогда вы и даете новую инструкцию: «Внимание, тебе осталось работать еще одну минуту».

Неопределенность во времени исчезает, появляется более четкий ориентир, деятельность детей опять должна нормализоваться, а новые ошибки не появляются. Именно это умение собраться и сосредоточиться объективно регистрирует способность детей произвольно регулировать свою деятельность, что необходимо не только для хорошей учебы в школе, но и для успешной деятельности вообще. Таким образом, в приведенном задании измеряется уровень концентрации внимания (количество допущенных ошибок), степень произвольной регуляции поведения — уменьшение количества ошибок после того, как появляется четкий критерий окончания работы и уровень волевой готовности (способность принять инструкцию и форма, в которой она принимается, внешняя схема или внутренняя, словесная инструкция).

Кроме того, тест показывает и степень утомляемости, астеничности детей. Слабые дети очень быстро устают и начинают делать много ошибок не через 5–10 минут, как в норме, а уже через 2–3 минуты. Однако будьте внимательны и не путайте этих детей с теми, у которых очень низкий уровень волевой готовности.

2. Изучение соотношения зрительного и осязательного восприятия формы.

Подготовка исследования. Подобрать набор из 12 плоскостных фигур 4 геометрических форм квадратной, треугольной, прямоугольной и трапециевидной, каждая из которых модифицируется в 3 вариантах (путем изменения величины, нарушения четкости очертания углов и контура и т. д.).

Проведение исследования. Проводится 4 серии эксперимента индивидуально с одними и теми же детьми 12 лет.

Первая серия. Зрительное ознакомление с формой. Ребенку в течение 10 секунд показывают фигуру определенной формы, затем демонстрируют весь набор, в котором он должен найти предъявленный ранее образец. Точно так же ребенка знакомят и с остальными фигурами. Трогать образцы не разрешают.

Вторая серия. Осязательное ознакомление с формой. Ребенок знакомится с фигурами сначала без участия зрения, только путем осязательного восприятия, а затем и зрительного. В наборе он узнает фигуры так же, как и в предыдущей серии. Фиксируют движение глаз и руки ребенка (на что он смотрит, как ощупывает предмет) и время рассматривания образца в процессе зрительного и осязательного восприятия.

Третья серия. Зрительное узнавание формы и осязательный выбор. Цель этой и следующей серии состоит в выявлении того, как осуществляется перенос образа и зрительной модальности на осязательную и наоборот. Фигуру ребенку предъявляют зрительно, а найти ее он должен в наборе путем осязательного восприятия.

Четвертая серия. Осязательное узнавание и зрительный выбор. Исходный образец ребенок воспринимает осязательно, а отыскивает его путем зрительного восприятия.

Обработка данных. Вычисляют процентные показатели успешности и не успешности узнавания фигур в группе, а также время ознакомления с фигурами. Результаты представляются в таблице и для наглядности в виде диаграмм.

 

Литература:

 

1.         Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе под редакцией В. В. Воронковой. Москва, 1994.

2.         Егорова Т. В., Лонина В. А., Розанова Т. В. Развитие наглядно-образного мышления у аномальных детей. Дефектология, 2008. — № 4.

3.         Осницкий А. К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики. Москва-Нальчик, 2006.

4.         Соловьев И. М. Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы. Москва, 2009.

5.         Цымбалюк А. Н. Особенности познавательной активности младших школьников с пониженной обучаемостью. Автореферат канд. дисс. М, 2004.

6.         Эк В. В., Перова М. Н. Обучение наглядной геометрии во вспомогательной школе. Москва, 2007.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle