Библиографическое описание:

Бадмаева Ч. Ж. Совершенствование платных услуг в системе здравоохранения в Республике Бурятия // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 240-243.

Ключевые слова: платные услуги в здравоохранении, медицинские платные услуги, частные клиники, эстетические услуги в Республике Бурятия.

 

Многие учреждения здравоохранения сегодня активно развивают платные медицинские услуги, в связи с недофинансированием области, система здравоохранения не решит те проблемы, которые назрели на сегодня. Об этих проблемах можно рассуждать с двух сторон баррикад, со стороны внешней, т. е. взгляд государственных контролирующих органов (Росздравнадзор) и со стороны внутренней, включающей в себя сами медицинские учреждения. Росздравнадзор считает, что проблемой является разграничение платной и бесплатной медицинской помощи, в виду отсутствия соответствующих норм, нет четкого разграничения, что в свою очередь ведет к двоякому пониманию.

Платные медицинские услуги оказываются в соответствии со ст. 84 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 323-ФЗ). При этом важно помнить два условия:

1.         Платные услуги не могут быть предоставлены на возмездной основе без согласия потребителя, которое следует получить в письменной форме. Однако, как правило, дополнительные медицинские услуги нельзя оказать без согласия пациента и безвозмездно. Закон N 323-ФЗ устанавливает обязательность получения добровольного информированного согласия на медицинское вмешательство.

2.         Если потребность в дополнительных медицинских услугах возникла вследствие возникновения угрозы жизни пациента, то согласно Закону N 323-ФЗ медицинская помощь по экстренным показаниям оказывается бесплатно. [3]

Стоимость медицинских услуг зависит от следующих факторов:

-          уровня потребительского спроса и полезности услуги, ее конкурентоспособности;

-          цены на данный вид услуг, которую устанавливают конкуренты;

-          уровня переменных и постоянных расходов медицинского учреждения, определяющих полную (коммерческую) себестоимость его услуг;

-          прогноза объемов реализации услуг;

-          предполагаемого объема прибыли;

-          мощностей лечебного учреждения.

Но при этом, в целях реализации п.5 ст.84 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации», на основании постановления Правительства Российской Федерации от 04.10.2012г. № 1006г. «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» утверждаются прилагаемые предельные цены (тарифы) на оказание платных медицинских услуг государственных бюджетных и казенных учреждений здравоохранения Республики Бурятия, согласно приложению к приказу от 12.03.2013г. № 262- ОД Министерства Здравоохранения Республики Бурятия, согласно которому предельные цены (тарифы) на оказание платных медицинских услуг государственными бюджетными и казенными учреждениями здравоохранения Республики Бурятия рассчитаны по республике таким образом, что тарифы государственных бюджетных (казенных) республиканских, городских, центральных районных учреждений здравоохранения в 1,46 раз меньше, чем у Баунтовской ЦРБ, Муйской ЦРБ, Нижнеангарской ЦРБ, и 1,2 разменьше чем у Баргузинской ЦРБ, Курумканской ЦРБ, Окинской ЦРБ. (Например, медицинский осмотр врача-терапевта стоит 63 рубля, 92 рубля и 76 рублей соответственно) [4], [8].

Согласно правилам предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг используются следующие основные понятия:

«платные медицинские услуги» — медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования (далее — договор);

«потребитель» — физическое лицо, имеющее намерение получить либо получающее платные медицинские услуги лично в соответствии с договором. Потребитель, получающий платные медицинские услуги, является пациентом, на которого распространяется действие Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

«заказчик» — физическое (юридическое) лицо, имеющее намерение заказать (приобрести) либо заказывающее (приобретающее) платные медицинские услуги в соответствии с договором в пользу потребителя;

«исполнитель» — медицинская организация, предоставляющая платные медицинские услуги потребителям.

Понятие «медицинская организация» употребляется в настоящих Правилах в значении, определенном в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Платные медицинские услуги предоставляются медицинскими организациями на основании перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной в установленном порядке. Требования к платным медицинским услугам, в том числе к их объему и срокам оказания, определяются по соглашению сторон договора, если федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрены другие требования.

При заключении договора потребителю (заказчику) предоставляется в доступной форме информация о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее — соответственно программа, территориальная программа).

Отказ потребителя от заключения договора не может быть причиной уменьшения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемых такому потребителю без взимания платы в рамках программы и территориальной программы.

Медицинские организации, участвующие в реализации программы и территориальной программы, имеют право предоставлять платные медицинские услуги:

а) на иных условиях, чем предусмотрено программой, территориальными программами и (или) целевыми программами, по желанию потребителя (заказчика), включая в том числе:

установление индивидуального поста медицинского наблюдения при лечении в условиях стационара;

применение лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, если их назначение и применение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, входящих в указанный перечень, а также применение медицинских изделий, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, не предусмотренных стандартами медицинской помощи;

б) при предоставлении медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

в) гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

г) при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, предусмотренных статьей 21 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», и случаев оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и медицинской помощи, оказываемой в неотложной или экстренной форме.

Порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей.

Медицинские организации иных организационно-правовых форм определяют цены (тарифы) на предоставляемые платные медицинские услуги самостоятельно.

При предоставлении платных медицинских услуг должны соблюдаться порядки оказания медицинской помощи, утвержденные Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Платные медицинские услуги могут предоставляться в полном объеме стандарта медицинской помощи, утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации, либо по просьбе потребителя в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи.

Рассмотрев порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными учреждениями, находящимися в ведении министерства здравоохранения Российской Федерации.

Учреждения самостоятельно определяют цены (тарифы) на медицинские услуги на основании размера расчетных и расчетно-нормативных затрат на оказание учреждением медицинских услуг по основным видам деятельности, а также размера расчетных и расчетно-нормативных затрат на содержание имущества учреждения с учетом:

анализа фактических затрат учреждения на оказание медицинских услуг по основным видам деятельности в предшествующие периоды;прогнозной информации о динамике изменения уровня цен (тарифов) в составе затрат на оказание учреждением медицинских услуг по основным видам деятельности, включая регулируемые государством цены (тарифы) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий;

анализа существующего и прогнозируемого объема рыночных предложений на аналогичные услуги и уровня цен (тарифов) на них;

анализа существующего и прогнозируемого объема спроса на аналогичные услуги.

Цены (тарифы) на медицинские услуги устанавливаются с учетом покрытия издержек учреждений на оказание данных услуг, при этом рекомендуется предусматривать рентабельность не более 20 процентов.

Учреждения за выполнение платных медицинских услуг в ночное время, а также в выходные и праздничные дни имеют право применять к утвержденным ценам (тарифам) на эти услуги повышающий коэффициент, но не более чем:

за оказание платных медицинских услуг в ночное время — 30 %;

за оказание платных медицинских услуг в выходные и праздничные дни — 50 %.

Повышающий коэффициент не применяется при оказании медицинской помощи в неотложной форме, в том числе женщинам в период беременности, родов, в послеродовом периоде, новорожденным и детям.

Развитие и внедрение в практику здравоохранения современных медицинских технологий, методик, медицинского оборудования и аппаратуры будет способствовать расширению спектра платных медицинских услуг.

По мнению экспертов, главной причиной, влияющей на рост рынка платных медицинских услуг, является ненадлежащее качество бесплатной медицинской помощи. До тех пор, пока не произойдет значительного улучшения качества бесплатных медицинских услуг, рынок платных услуг будет расти.

В то же время, по мнению участников рынка частной медицины, развитие этого рынка зачастую тормозится государственными учреждениями здравоохранения, которые предлагают клиентам платные услуги по демпинговым ценам. Еще одной весьма острой проблемой развития отрасли платных медицинских услуг является высокий уровень первоначальных инвестиций в открытие клиники платной медицины. Игроки рынка платных медицинских услуг часто сталкиваются с проблемами подбора и закрепления профессиональных врачей. Общими тенденциями рынка частной медицины являются укрупнение формата и расширение профиля частных клиник, а также формирование сетей медицинских учреждений.

В среднесрочной перспективе общей тенденцией развития рынка платной медицины будет являться расширение профиля оказываемых частными клиниками услуг, а также дальнейшее формирование и укрупнение сетей медицинских учреждений. Вместо одиночных медицинских кабинетов во многих российских городах в ближайшее время могут появиться пять-шесть крупных многопрофильных медицинских центров. Сегодня самыми прибыльными сегментами рынка платных медицинских услуг в России остаются стоматология и лабораторные анализы.

Предполагается, что к 2017 году рынок платных медицинских услуг увеличится по сравнению с 2013 годом на 16,0 процента [1].

Динамика объема платных услуг населению (вариант 1) (% к предыдущему году)

Наименование услуг

2012 г.

2013 г.

2014 г. оценка

прогноз

2017 г. к 2013 г., %

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Платные услуги населению

3,5

2,0

1,0

0,6

2,4

3,2

7,4

Медицинские услуги

6,7

3,5

3,5

1,5

4,4

5,8

16,0

 

В нашем регионе складывается тенденция недофинансирования в области здравоохранения в государственных учреждениях здравоохранения, и не только в нашем, что подталкивает к увеличению объемов и перечня медицинских платных услуг. В основном проблемы в данной области организационные, касающиеся структуры управления. В крупных учреждениях уже давно есть платные отделения, практически без очередей и с большими объемами выполнения. План работ по совершенствованию платных услуг — увеличение доходов. Требуется уточнение режима работы отделений платных услуг, подчинение заведующих в части профильных услуг, усовершенствование поступлений денежных средств, использование современных методик ремламных ходов, совершенствование работы аптечных пунктов (удобное месторасположение, выполнение плана, своевременное оплата поставщикам товаров), а также практика в косметологии (блефаропластика эстетическая, азиатская — ок. 8000,00 рублей; эстетическая ринопластика — ок. 26000,00 рублей; и др. [7]), платная вакцинация, лабораторные исследования, ботулинотерапия (с помощью инъекции ботулотоксина на длительный срок облегчаются симптомы различных заболеваний, проявляющихся мышечным спазмом, болью и вегетативной дисфункцией, также является против возрастной вакциной) [6].

Вывод: Совершенствование платных услуг дает увеличение доходов, что соответственно укрепляет техническую базу (медицинские оборудования) медицинского учреждения. Денежные средства направляются на капитальные ремонты зданий и сооружений, обновление автомобильного парка для удовлетворения пациентов. А чем удовлетвореннее пациент, в нашем случае клиент, тем больше прибыль. (Удовлетворенность населения медицинской помощью (процентов от числа опрошенных) — 49 %, в том числе городского — 49 %, сельского населения 49 % согласно программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Бурятия на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов).

 

Литература:

 

1.    Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016–2017 годов.

2.    А. Г. Ловидова. Правовые особенности предоставления платных услуг в здравоохранении.-Руководитель автономного учреждения.-2014.- N 5

3.    Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

4.    Приказ от 12.03.2013г. № 262- ОД Министерства Здравоохранения Республики Бурятия.

5.    Постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.2012г. № 1006г. «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг».

6.    В. Дашиева. Инъекция полноценной жизни. — ИП. Здоровье.-2014.-№ 4(9)

7.    http://rkbsemashko.ru/

8.    http://minzdravrb.ru/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle