Библиографическое описание:

Эрдонов О. Л. Тенденции развития информационно-коммуникационных технологий в высших образовательных учреждениях // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 692-694.

В статье рассматриваются приоритетные направления развития системы образования, информатизации и внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс.

Ключевые слова: система образования, информатизация, ИКТ, учебно-воспитательный процесс.

 

За годы независимости проделана большая работа по созданию благоприятных условий для подготовки всесторонне развитого поколения, отвечающая всем требованиям и вызовам XXI века. После обретения независимости система образования стала одним из приоритетных направлений развития нашего государства и общества.

В начале 2000-х годов развитие и внедрение ИКТ в Республике Узбекистан приняло совершенно новый уровень — одним из приоритетных направлений развития системы образования стала информатизация и внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс, который предусматривает решение следующих задач:

-          оснащение современным компьютерным оборудованием;

-          разработка эффективных электронных образовательных ресурсов по учебным предметам;

-          подготовка педагогов по использованию ИКТ в преподавании учебных дисциплин;

-          подключение к сети Интернет.

Практика применения современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательных учреждениях разного уровня в настоящее время достаточно интенсивно расширяется. Система высшего профессионального образования не является исключением. Многочисленные исследования учёных последних лет (Д. П. Тевс, 2006; И. А. Кошбахтиев, 2009; С. С. Сангинов, 2009 и др.), посвященные изучению различных аспектов данного вопроса, свидетельствуют о его актуальности. Постоянное обновление технологических возможностей современных средств коммуникации обуславливает постоянный рост интереса исследователей к изучению эффективности их применения в образовательной среде.

Во избежание некорректности при рассмотрении данного вопроса следует уточнить толкование понятия — информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В современном понимании ИКТ подразумевает широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи, распространения информации и оказания услуг. К ним относятся компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет [5].

Применение ИКТ в учебно-воспитательном процессе студентов сегодня находится лишь на начальной стадии развития. Принимая во внимание, что средства создания, обработки и передачи информации стремительно совершенствуются в современном обществе, представленный выше перечень ИКТ постоянно расширяется и модернизируется, тем самым пополняя потенциальные возможности данных для разных сфер деятельности человека, в том числе и образования.

Как отмечает С. С. Сангинов [4] развитие информационно-коммуникационных технологий идёт настолько быстро, что существующие педагогические исследования не успевают проанализировать новые методы, формы и средства обучения.

В условиях развития цивилизации — перехода к информационному обществу — научные знания и информация становятся определяющим фактором общественной жизни и производства, которая базируется на отраслях, непосредственно производящих информационные продукты и услуги, а также оборудование для передачи и обработки данных и информатизации [4].

В докладе президента Республики Узбекистан на Международном конгрессе по образованию определён один из основных механизмов реформирования системы подготовки кадров — её информатизация. Тем самым обозначено стремление вхождения Узбекистана, в мировое образовательное пространство, основывающееся на новых информационных технологиях. Одна из основных задач информатизации согласно существующим проектам концепций информатизации образования заключается в том, что обучаемому становится доступны гигантские объёмы информации в базах данных.

Таким образом, несомненно, что особое значение ИКТ приобретают в процессе накопленных знаний.

Так, с конца ХХ столетия библиотечная отрасль в Узбекистане развивается в условиях перехода к комплексному использованию традиционных и автоматизированных информационно-коммуникационных технологий, библиотеки вузов осуществляют комплексную автоматизацию, уделяя преимущественное внимание наращиванию технической базы. Благодаря этому информационно-ресурсными центрами решается важная социальная задача — обеспечение равных прав студентов и преподавателей на оперативное получение информации в процессе обучения, содействие повышению профессиональной квалификации пользователей, независимо от их места проживания, общественного положения и сферу деятельности. Применение ИКТ в деятельности вузовских библиотек инициировало формирование электронных образовательных ресурсов [2], получающих всё большее распространение и значение в настоящее время.

Интеграции наработок системы образования с новейшими информационными и коммуникационными технологиями позволяют сформировать в Узбекистане открытое образовательное пространство доступное для широких слоев населения [2].

В связи с этим возможности повсеместного применения ИКТ являются важным фактором повышения эффективности не только процесса обучения в образовательном учреждении, но и процесса самообразования специалиста на всём протяжении его трудовой деятельности.

Именно сегодня самообразование посредством ИКТ приобретает особое значение и всё чаще становится предметом изучения педагогической науки [1].

Возможности использования в образовательном процессе единого глобального информационного пространства, самостоятельного получения необходимой, постоянно обновляющейся информации, несомненно, значимые характеристики ИКТ, однако потенциальные возможности применения ИКТ в системе образования, в частности в рамках высшего профессионального образования намного шире.

Внедрение ИКТ в образование позволяет совершенствовать существующие педагогические технологии. Учитывая, что процесс обучения непосредственно связан с коммуникацией, в использовании ИКТ заложены значительные педагогические возможности. Так, благодаря информационным и коммуникационным технологиям стало более доступным личностно-ориентированное обучение, направленное на персонифицированную модель обучаемого. Нелинейные модели знаний, нелинейные средства и технологии обучения способствуют значительному совершенствованию профессиональной подготовки специалистов в условиях глобальной информатизации и коммуникации.

В настоящее время разработка моделей использования педагогических возможностей коммуникационных технологий в обучении является актуальной задачей дальнейших научных исследований.

Применение ИКТ позитивно влияет не только на процессы усвоения знаний, но также даёт положительный эффект в процессах формирования профессионально значимых умений и навыков будущих специалистов. Так, например, вполне обоснованным является использование ИКТ в рамках формирования коммуникативной компетентности студентов вузов.

В дополнение к данному высказыванию следует добавить, что для большинства студентов в настоящее время повседневной реальностью является самые современные средства коммуникации, а при этом новомодные формы коммуникации — общение в блогах или в рамках виртуальных сетевых обществ, как нигде лучше приживаются именно в студенческой среде.

Активное распространение глобальной сети, появление мобильных средств коммуникации, обеспечивающих повседневный доступ в интернет, обуславливает тот факт, что частота общения через глобальную сеть неуклонно возрастает. Сетевое пространство становится одним из основных коммуникативных средств молодого поколения.

К сожалению, образовательное учреждение — вуз, выполняя воспитательную функцию, зачастую не использует в полной мере возможности диалога со студентами в интернет пространстве. По данным Е. Г. Рубцовой [3], анкетирование студентов 1–2 курсов показывает ошибочность мнения, что общение в виртуальной среде используется молодыми людьми исключительно в досуговых, развлекательных целях. В 30,8 % случаев студенты указывают, что неоднократно в блогах принимали участие в обсуждении проблемных вопросов. При этом обсуждение данных вопросов в интернет пространстве, как правило, носит более открытый, доверительный характер, подталкивает к инициативе и высказыванию своей позиции тех, кто в реальной действительности воздерживается от обсуждения насущных проблем современного общества.

Таким образом, использование ИКТ имеют реальные возможности влияния на эффективность не только образовательного процесса, но и содействия активной гражданской позиции студентов и молодого поколения.

 

Литература:

 

1.         Кошбахтиев И. А., Эрдонов О. Л. Информационно-коммуникационные технологии по подготовке кадров по физическому воспитанию. «Проблемы развития информационно-коммуникационных технологий и подготовки кадров» Международная научная конференция. –Ташкент, 2009. — С.202–204.

2.         Махмудова Г. М. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной системе РУз. Научно-методическая конференция Ташкентского университета информационных технологий и его филиалов «Проблемы повышения качества системы образования» г.Ташкент 2004 г. — С.79–80.

3.         Рубцова Е. Г. Современные информационно-коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе вуза. «Актуальные вопросы физической культуры и спорта» Материалы ХV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием г.Томск, 29–30 марта 2012.–С.37–38.

4.         Сангинов С. С. Информатизация как фактор глобализации социальных процессов в современном мире и её роль в подготовке специалистов в сфере инфокоммуникаций. «Проблемы развития информационно-коммуникационных технологий и подготовки кадров» Международная научная конференция. — Ташкент, 21–22 сентября, 2009.– С.205–209.

5.         Тевс Д. П., Подковырова В. Н., Апольских Е. И., Афонина М. В. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие. Барнаул: БГПУ, 2006. — 213 с.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle