Библиографическое описание:

Кошбахтиев И. А., Кайпов Н. А., Сейтмуратов Т. Ш. Содержание учебно-тренировочных занятий по футболу на специально-подготовительном этапе подготовительного периода, студентов отделения спортивного совершенствования // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 683-685.

В статье приводится структура специально-подготовительного этапа подготовительного периода студентов отделения спортивного совершенствования по футболу.

Ключевые слова: футболисты, студенты, специально-подготовительный этап.

 

Известно, что на специально-подготовительном этапе достигается наилучшая готовность к спортивным состязаниям. Структура и содержание тренировок постепенно изменяется в сторону специальной направленности. Основными средствами подготовки становятся специальные упражнения по футболу, и в меньшей степени общей физической подготовки, постепенно возрастает роль соревновательных упражнений [6].

Важно отметить одно обстоятельство. В неблагоприятных условиях внешней среды Приаралья, в январе-феврале бывают очень стойкие морозы — свыше (-26°-30°С). И тренировочные занятия проходят в закрытом спортивном зале. В Каракалпакском государственном университете созданы отделения спортивного совершенствования по: волейболу (участие в чемпионате Республики Узбекистан в высшей лиге); футболу (участие в чемпионате г. Нукуса).

Соревновательная деятельность футболиста в обстановке игры требует одинаково совершенного развития всех физических качеств. Все эти качества одинаково важны и должны постоянно развиваться и совершенствоваться. В любом действии футболиста они проявляются все, правда, в каждом отдельном случае в различной степени. В том или ином движении, или действии, одно из качеств имеет обычно преобладающее значение, например, при отборе мяча — сила и ловкость, при старте — быстрота, а в течении всей игры — как общая, так и специальная выносливость.

Физические качества игроков развиваются с помощью упражнений. В каждом упражнении, обычно, развиваются все качества, но одно из них развивается меньше, другое — больше. В беге на длинные дистанции прежде всего развивается выносливость. В спринтерском беге и при передаче мяча — сила, быстрота.

Несмотря на то, что темп игры, постоянно изменяющаяся обстановка и ритм не дают возможности футболисту дышать ритмично, он должен научиться дышать непрерывно, не задерживая дыхания. Кроме этого, он должен максимально использовать паузы и перерывы для полного восстановления дыхания. В обстановке борьбы он должен делать энергичный, глубокий вдох перед прыжком и выдохнуть в момент прыжка. При выходе мяча за боковую, лицевую линии или при выполнении штрафного удара, необходимо сделать один-два вдоха. Футболист должен стремиться дышать при любых условиях. Этого можно достичь, только наблюдая за своим дыханием и сочетая свои движения с фазами дыхания.

Большое значение для повышение выносливости игрока имеет умение расслабить мышцы после напряженных усилий в момент игры. Искусство расслабляться после напряжения даёт возможность студенту отдыхать в любой момент игры. Этот отдых косвенно влияет на повышение работоспособности организма (выносливости). Умение расслаблять мышцы во время игры, в короткие моменты относительно пассивных действий, обучаются студенты на занятиях и тренировочных играх.

В структуре атлетической подготовки большое внимание уделяется упражнениям с гантелями, грифом от штанги, блинами и прыжковыми упражнениями. Величина отягощений преимущественно на мышечные группы верхних и нижних конечностей попеременно чередовались. Следует отметить, что прыжковым упражнениям предшествовала работа с отягощениями, что позволяет подготовить мышечно-связочный аппарат к интенсивной работе.

Для совершенствования технико-тактической подготовки применялись специальные игровые упражнения. Причем сложные, в технико-тактическом отношении, составляли 37 %. Особое внимание уделялось индивидуальному обыгрыванию соперника и умению вести единоборства (отбор мяча). Большинство упражнений выполнялось в режимах моделирующих соревновательную деятельность, и по методу сопряженного воздействия (наряду с совершенствованием технико-тактического мастерства, одновременно развивали и физические качества). В процессе технико-тактической подготовки совершенствовались различные тактические варианты ведения игры, которые затем закреплялись.

Основными средствами являлись:

-          для развития силовых качеств — упражнения с преодолением собственного веса тела, массы тела партнера с набивными мячами, гирями, гантелями; баскетбол с партнером на плечах, акробатические упражнения, эстафеты;

-          для развития скоростных и скоростно-силовых качеств — бег на отрезках 10–60 м, прыжки через барьеры, скамейки, многократный бег в гору, лестницы и под уклон, метание набивного мяча, спортивные и подвижные игры;

-          для развития ловкости и координационных способностей — подвижные и спортивные игры, акробатические и гимнастические упражнения, упражнения на равновесие, различные эстафеты с предметами, набивными мячами с использованием акробатических упражнений;

-          для развития гибкости — гимнастические, общеразвивающие упражнения, упражнения в парах;

-          для комплексного развития физических качеств — спортивные игры (мини-футбол, баскетбол, ручной мяч), подвижные игры, эстафеты [4].

В качестве средств специальной подготовки использовались упражнения:

-          для развития скоростных качеств — старты, старты из различных исходных положений, бег на отрезках от 10 до 50 м, эстафеты по кругу, удары по воротам, игровые упражнения, двусторонние игры, силовые единоборства, скоростная обводка, упражнения с догоняющим игроком;

-          для развития специальной выносливости, разные варианты челночного бега, игровые упражнения в соревновательных режимах, двусторонние игры, в том числе 8х8, 9х9;

-          для развития скоростно-силовых качеств, челночный бег с торможением (15 м, 30м) с последующим быстрым стартом, скоростная обводка соперника, буксировка шин.

При совершенствовании технико-тактических действий использовались игровые упражнения в различных составах игроков (5х5, 6х6, 7х7, 8х8) и на различных по размеру участках поля (40х20 м); (20х20 м); при этом применялись четверо ворот поставленных по сторонам квадрата или по двое ворот на одной стороне (маленькие ворота, ворота размером 3х2 м).

С целью восстановления и повышения работоспособности использовались:

-          чередование упражнений различной преимущественной направленности с учётом их положительного взаимодействия;

-          индивидуализация тренировочных заданий;

-          подбор точных сочетаний нагрузок и отдыха;

-          варьирование условий и мест проведения занятий;

-          введение упражнений для активного отдыха и расслабления;

-          упражнения на растягивание мышц (стретчинг) [3].

Для развития прыгучести, чтобы во время матча эффективно играть головой, студент должен уметь высоко и своевременно прыгнуть. Только высокие прыжки обеспечат успех в единоборстве с противником.

Прыгучесть зависит от силы и быстроты толчка. Прыгучесть не является врожденным качеством. Она с успехом может развиваться путём систематических занятий. В футболе применяются самые различные виды прыжков — с места и с разбега. Существенной частью прыжка является толчок. Мощность толчка зависит от силы мышц ног и быстроты их сокращения. Сочетание силы и быстроты толчка, умение выполнять его своевременно и в нужном направлении и составляет качество прыгучести.

Студент (футболист) в зависимости от обстановки должен уметь выполнять толчок одной и двумя ногами.

Приводим упражнения для развития прыгучести.

Упражнение 1. Игра «Удочка». Играющие образуют круг диаметром 6–7 м. В центре располагается тренер, или один из играющих. У руководителя тесьма 3,5–4 м, к концу тесьмы привязывается теннисный мячик. Вращаясь в кругу, руководитель всё больше отпускает тесьму, которая за счёт своей скорости поднимается с мячом на 40–50 см. Стоящие в кругу должны подпрыгнуть в момент приближения «удочки». Тот игрок, которого задела «удочка», становится водящим (2–3 мин).

Упражнение 2. Игра «Бой петухов». Группа делится на пары, на площадке чертятся круги диаметром 3 м. По сигналу преподавателя пары располагаются в кругах. Каждый играющий прыгает на одной ноге, пытается вытолкнуть из круга своего противника. Выталкивать разрешается только мячом. Руками выталкивать нельзя. Становиться на обе ноги не разрешается. Игра проводится на время (2–3 минуты).

Упражнение 3. «Прыжки по кочкам». Продвижение прыжками вперед — в стороны толчком левой ноги — вправо — вперед, толчком правой ноги — влево — вперед, постепенно увеличивая длину прыжка (2 раза от лицевой линии).

Варианты упражнений для общей и специальной подготовки: воспитание силы, ловкости, гибкости в зале.

Основные методы тренировки футболистов для развития выносливости:

-          равномерный и переменный (в том числе с отягощениями) и в различных пульсовых режимах;

-          интервальный (для беговых, прыжковых упражнений, в режимах: работа 3–5 мин., пауза отдыха 1–3 мин., количество повторений в среднем 3–6 раз, количество серий 2–4, отдых между сериями 3–8 минут).

-          игровой непрерывный;

-          игровой интервальный, в режимах работы 3–5 минут, отдых 1–4 минут;

-          соревновательный.

 Для развития силовых качеств:

-          метод максимальных усилий, — величина отягощений 80 % от максимального, 1–3 повторения с отдыхом между подходами 2–4 минуты;

-          метод повторных усилий, — величина отягощений 60–70 %, 10–12 повторений, отдых между подходами 3–5 минут, число подходов 2–3;

-          метод прогрессирующих отягощений, — величина отягощений постоянно возрастает в диапазоне 40–70 % от максимума, скорость выполнения максимальная, количество повторений 3–10, отдых между подходами 2–4 минуты, 2–4 подхода.

Для развития скоростных качеств:

-          повторный (работа 5–15 сек, отдых 1,5–3 мин., число повторений в серии 4–5, 2–3 серии);

-          игровой;

-          соревновательный.

Для развития скоростно-силовых качеств:

-          повторный;

-          игровой;

-          соревновательный.

Для развития гибкости использовался метод серийного выполнения упражнения с числом повторений 10–15 раз, 2–3 серии.

При выполнении упражнений, направленных на совершенствование индивидуальных, групповых и командных тактических действий предъявлялись повышенные требования к выбору наиболее эффективных методов интервального упражнения. Одним из возможных путей развития специальной выносливости, служил метод интервального (прерывистого) упражнения. Известно, что с учётом режима чередования работы и отдыха можно более дифференцированно воздействовать на организм спортсмена и эффективно регулировать направленность и меру нагрузок [1].

В зависимости от интервалов отдыха, обеспечивающих определенные условия для проявления того или иного уровня работоспособности, в очередном повторении, в процессе интервального упражнения выделяют три типа интервалов: максимизированный, ординарный и жёсткий [2].

Чёткое представление об эффективности вариантов чередования нагрузки и отдыха, а так же определение функциональной последовательности их применения, несомненно, способствует оптимизации спортивной тренировки, в частности на предсоревновательном этапе.

Основные упражнения на растягивание (стретчинг).

Упражнение 1. Растяжка паховой области. Сидя на полу соединить ступни вместе и подтянуть их к ягодицам. Положить локти на внутреннюю сторону бедер и медленно разводить локтями ноги, прижимая их к полу.

Упражнение 2. Растяжка боковых мышц плеча. Ухватить локоть согнутой и поднятой вверх руки, и сделав выдох, потянуть его на себя.

Упражнение 3. Растяжка сгибателей бедра. Стоять прямо. Сделать выход правой ногой вперед, опускаясь на левое колено. Держа руки на поясе, медленно смещаться вперед, так, чтобы левое бедро опускалось к полу.

Упражнение 4. Растяжка четырехглавой мышцы в положении стоя. Встать прямо, согнуть одну ногу в колене. Взять стопу согнутой ноги рукой и подтянуть пятку к ягодице, не прижимая колено.

Упражнение 5. Растяжка бицепсов ног в положении лёжа. В положении сидя, вытянуть одну ногу вперед.

Упражнение 6. Поворот со скрещенными ногами. Перекинуть правую ногу через левую, подтянуть пятку правой ноги ближе к ягодицам. Положить локоть левой руки на внешнюю сторону правого колена. Сделать выдох и взглянуть через правое плечо, одновременно поворачивая корпус и толкая согнутое колено левым локтем.

Упражнение 7. Растяжка приводящих мышц ног. Ноги расставлены примерно на ширину 30 см, носки разведены в стороны. Сделать выдох и медленно развести ноги в стороны локтями. Чтобы снизить нагрузку на колени, стопы должны полностью соприкасаться с полом.

Упражнение 8. Растяжка икроножных мышц. Встать в 4–5 шагах от стенки, выставить одну ногу вперед, вторая нога прямая. Облокотиться о стенку. Ступня прямой ноги должна полностью касаться пола. Затем толкаться руками о стенку.

Упражнение 9. Растяжка грудных мышц. Положить сцепленные предплечья на табуретку или стул. Опустить голову ниже уровня опоры и сделать выдох, грудь прогнуть к полу [5].

Целенаправленный учебно-тренировочный процесс на специально-подготовительном этапе подготовительного периода обеспечивает готовность студентов отделения спортивного совершенствования по футболу к участию в соревнованиях с более высокой эффективностью.

 

Литература:

 

1.                  Годик М. А. Физическая подготовка футболистов. — М. Терра — спорт. Олимпия Пресс. 2006–272 с.

2.                  Жилкин А. И. Кузьмин В. С., Сидорчук Е. В. Легкая атлетика: учебное пособие для студентов учебных заведений. — М. Издательский центр «Академия». 2008–464 с.

3.                  Кошбахтиев И. А. Программирование подготовки футболистов профессии-онального клуба «Левски» — Т. 2002–120 с.

4.                  Таранова А. В., Олимов М. С., Сафронов А. А. Курс спортивно-педагогического мастерства студентов, специализирующихся в лёгкой атлетике: учебно-методическое пособие. — Т. 2012. — 80 с.

5.                  Талаги Е. Энциклопедия физических упражнений / Перевод с польского. — М.:ФиС, 1998–482 с.

6.                  Футбол: учебник (под редакцией к. п.н., доцента Нуримова Р. И.). — Т, УзГИФК — 2005. — 473 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle