Библиографическое описание:

Кошбахтиев И. А., Исмагилов Д. К., Сейтмуратов Т. Ш. Конструирование годичного цикла подготовки студентов отделения спортивного совершенствования по футболу // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 679-682.

В статье приводится годичный план подготовки студентов отделения спортивного совершенствования по футболу.

Ключевые слова: годичный план подготовки, контроль интегральной подготовленности.

 

Современная практика спортивной деятельности студентов по футболу в основном основана на исключительно напряженных тренировочных нагрузках, превышающих нормы адаптационных возможностей организма юношей. При выборе тренировочных средств и методов, уровня и динамики задаваемых нагрузок, зачастую не учитываются особенности юношеского возраста и неблагоприятные условия бассейна Приаралья.

Другой, не менее важной, значимой причиной выступает отсутствие в теории и методике футбола особенностей подготовки студентов отделения спортивного совершенствования. Как правило, используются нагрузки, обоснованные для спортсменов высокой квалификации и в то же время не учитываются современные тенденции к конструированию плана подготовки спортсменов.

Инновационная технология построения годичного цикла подготовки футболистов отделения спортивного совершенствования.

В качестве замены традиционного метода многократного повторения строго регламентированного упражнения, предлагается широкое использование разнообразных обучающих, игровых упражнений [1].

1.                  Проблема формирования и совершенствования технико-тактического мастерства должна решаться путем максимально широкого применения ситуационного метода, который рассматривался как синтезированный «дворового футбола», при наличии организационно-методических норм учебно-тренировочного процесса.

2.                  Игровые упражнения для закрепления полученных навыков должны иметь специфичную направленность, предлагая студенту реализовать двигательные задачи посредством технико-тактических действий, которые изучались на занятиях. Для этого надо создавать условия в упражнениях, которые ставят студента перед выбором определенных тактических действий. Многократное повторение тактических действий в игровой ситуации позитивно воздействует, как на скорость обучения, так и на качество совершенствования.

Основными определяющими факторами при составлении плана учебно-тренировочного занятия являлись:

-          соответствие содержания учебно-тренировочного занятия уровню подготовленности студентов;

-          преемственность и согласованность между частями занятия;

-          закрепление изучаемого материала в игровых упражнениях;

-          применение разнообразных игровых упражнений при обучении и совершенствовании тактических действий;

-          использование переменного метода на занятиях.

Таким образом, в построении учебно-тренировочного процесса в основном заложены следующие принципы:

1.                  Использовать соревновательный метод максимально широко.

2.                  Игровой метод увеличивает скорость выполнения ТТД и является мощным стимулом в развитии умений и навыков. При составлении плана на занятие особенно тщательно подбирать игровые упражнения основной части, закрепляющие навыки подготовительной.

3.                  Упражнения со строгой регламентацией, направленные на совершенствование технических приемов, используются в незначительном количестве.

4.                  Для эффективного, положительного переноса, важно увязывать задачи по развитию физических качеств с задачами по совершенствованию тактических действий, применяя метод сопряженного воздействия [2].

Рекомендуется сочетание:

-          развитие быстроты — совершенствование ударных действий;

-          развитие скоростно-силовых качеств — совершенствование ударов по мячу головой, ногой по воротам;

-          воспитание общей ловкости — обучение финтам, дриблингу;

-          воспитание общей и специальной ловкости — совершенствование остановок мяча и выполнение сложно-координационных ударов;

-          комплексное воспитание двигательных качеств или воспитание общей выносливости — совершенствование групповых тактических действий;

-          воспитание скоростной выносливости — совершенствование групповых, командных тактических действий;

-          совершенствование передач мяча в процессе групповых, командных тактических действий.

Очень важно, сохраняя направленность, применять разнообразные тренировочные средства. Это создаёт эффективность новизны, не зацикливаясь на одних и тех же упражнениях. Кроме поддержания необходимого интереса к занятиям, важно учитывать неблагоприятные факторы, такие как скоростной барьер [3].

План подготовки студентов отделения спортивного совершенствования.

Годичный образовательный цикл отделения спортивного совершенствования студентов по футболу планируется и строится на основе определенной периодизации, деления на периоды и этапы. Годичная тренировка делится на три периода: подготовительный, соревновательный, переходный. Подготовительный период делится на три этапа: общеподготовительный (2 месяца — XI — XII); специально-подготовительный (2 месяца — I — II); предсоревновательный (1 месяц — III); соревновательный (2 месяца IV — VI); переходный (2 месяца — VII — IX).

Важно отметить особенности подготовки футболистов. Продолжительные общеподготовительный и специально-подготовительный этапы связаны прежде всего с тем, чтобы обеспечить хорошую физическую подготовленность в условиях низких температур в зимнее время бассейна Приаралья. В дальнейшем, тренировка в подготовительном периоде направлена на повышение специальной подготовленности — физической, технической, тактической, волевой.

Соотношение этих компонентов подготовки отражается в годичном почасовом плане.

Почасовой план подготовки студентов отделения спортивного совершенствования по футболу.

Общее количество часов — 152 часа. На теорию отводится 3 часа, на ОФП — 36 часов, СФП — 25 часов, совершенствование технических приёмов — 12 часов, совершенствование тактических действий — 33 часа, товарищеские игры — 7 часов, официальные игры — 24 часа, разбор матчей, тестирование — 12 часов (таблица 1, рисунок).

Рис. Распределение часов на компоненты годичного почасового плана подготовки студентов

 

Контроль интегральной подготовленности студентов и оценочные нормы игровой деятельности спортсменов

Чтобы управлять учебным процессом, вовремя вносить коррективы, необходимо вести контроль интегральной подготовленности студентов. Каждый студент обладает определенными двигательными качествами — силой, быстротой, выносливостью, координацией движения. В свою очередь футболисты разных амплуа — защитники, полузащитники, нападающие, в силу своих функций, выполняют свойственные специализации технико-тактические действия.

Значит, прежде всего надо уметь определить уровень интегральной и соревновательной подготовленности с учётом игровой специализации.

Снижение результатов в тестовых упражнениях и спортивных достижениях указывает на неправильную, недостаточно рациональную тренировку. Они не соответствуют уровню двигательной и соревновательной подготовленности занимающегося и его индивидуальным особенностям.

На основе данных экспериментальной группы, разработаны оценочные нормы интегральной и соревновательной подготовленности футболистов (таблицы 2, 3).

Планирование годичного образовательного цикла отделения спортивного совершенствования студентов по футболу, на основе инновационной методики совершенствования технико-тактических действий с использованием ситуационного метода, с учётом игровой функции, обеспечивает позитивное влияние на эффективность соревновательной деятельности.

 


Таблица 1

План подготовки студентов отделения спортивного совершенствования по футболу в годичном образовательном цикле

Периоды подготовки

Всего

Содержание материала

Подготовительный

Соревновательный

Переходный

Общеподготовительный (2 месяца)

Специально-подготовительный (2 месяца)

Предсоревновательный (1 месяц)

(2 месяца)

(2 месяца)

I

Теоретический раздел

 

 

 

 

3

3

II

Практический раздел

 

 

 

 

 

 

1

ОФП

18

4

1

 

13

36

2

СФП

6

8

1

 

10

25

3

Совершенствование технических приёмов в упражнениях координационной сложности:

 

 

 

 

 

 

 

простой

2

2

 

 

 

4

 

сложной

4

4

 

 

 

8

4

Совершенствование индивидуальных тактических действий в упражнениях:

 

 

 

 

 

 

 

простой

 

4

2

 

 

6

 

сложной координации

 

6

1

 

 

7

5

Совершенствование групповых тактических действий

 

2

3

4

 

9

6

Совершенствование командных тактических действий

 

 

3

8

 

11

7

Участие в товарищеских играх

 

 

3

 

4

7

8

Участие в официальных играх

 

 

 

24

 

24

9

Разборы матчей

 

 

 

4

 

4

10

Тестирование

2

2

2

 

2

8

11

Самостоятельные занятия

+

+

+

+

+

 

 

Всего часов

32

32

16

40

32

152


Таблица 2

Оценочные нормы по параметрам физического развития, общей и специальной физической подготовленности студентов отделения спортивного совершенствования по футболу

Параметры

5

4

3

2

1

1

Масса тела, кг

68

67.5

67

66.5

66

2

Длина тела, см

179

177

175

173

171

3

Индекс массы тела, кг\м²

24

23

22

21

20

4

Удар на дальность, м

42

39

35

31

27

5

Прыжки в длину с места, м

284

264

244

224

204

6

Подъем переворотом, раз

12

11

10

9

8

7

Без 3000 м, мин, сек

12’66’’

12’69’’

12’72’’

12’75’’

12’78’’

8

Бег 7х50 м, мин, сек

1’05’’

1’06’’

1’07’’

1’08’’

1’09’’

9

Бег 10х10 м, сек

23.5

24.1

24.7

25.3

25.9

10

Вбрасывание мяча на дальность, м

17

16

15

14

13

11

Бег 100 м, сек

11.2

11.4

11.6

11.8

12.0

12

Всего действий, к-во

49

45

41

37

33

13

Эффективность действий, %

76

73

70

67

64

14

Передачи мяча, к-во

34

31

28

25

22

 

Таблица 3

Оценочные нормы параметров соревновательной деятельности студентов с учётом игровой функции

 

5

4

3

2

1

 

Защитники

1

Передачи мяча, к-во

34

31

28

25

22

2

Всего ТТД, к-во

49

45

41

37

33

3

Эффективность ТТД, %

76

73

70

67

64

 

Полузащитники

1

Передачи мяча, к-во

41

38

35

32

29

2

Всего ТТД, к-во

52

49

45

41

37

3

Эффективность ТТД, %

82

79

76

73

70

 

Нападающие

1

Передачи мяча, к-во

37

34

31

28

25

2

Всего ТТД, к-во

47

45

43

41

39

3

Эффективность ТТД, %

74

73

72

71

70

 

Литература:

 

1.                  Губа В. П., Лексаков А. В. Основы интегральной системы подготовки футболистов. Теория и практика физической культуры. — 2010. — № 11. — С. 20–26.

2.                  Новицкий А. Н., Матвеев Ю. Г. Повышение технико-тактического мастерства как фактор результативности соревновательной деятельности футболистов. Материалы межд. научно-практической конф. студентов и молодых учёных, 22 апреля 2011 г., т. II — С. 128–130.

3.                  Федорова Е. В. Инновационные процессы в физическом воспитании. Материалы межд. научно-практической конф. студентов и молодых учёных, 22 апреля 2011 г., т. I — С. 151–154.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle