Библиографическое описание:

Кошбахтиев И. А., Атаев О. Р., Сейтмуратов Т. Ш. Интерпретация параметров сравнительного педагогического эксперимента по физическому воспитанию студентов Каракалпакского государственного университета // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 676-678.

В статье анализируются параметры сравнительного педагогического эксперимента по внедрению футбола в процесс физического совершенствования студентов.

Ключевые слова: студенты, сравнительный педагогический эксперимент, физическое развитие, интегральная подготовленность.

 

Исследователем [2] разработана инновационная технология оздоровительной физической подготовки студентов гуманитарных вузов средствами футбола. После 4 месяцев тренировок в параметрах контрольной и экспериментальной групп, произошли достоверные изменения в тестах — «челночный бег», сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, прыжок в длину с места.

Занятия футболом эмоциональны, сопровождаются большой физической нагрузкой, направлены на развитие скоростных и силовых способностей, вызывают большой интерес у студентов Каракалпакского государственного университета, который расположен в экстремальных условиях зоны Приаралья.

В сравнительном педагогическом эксперименте участвовали студенты КГУ, занимающиеся футболом. В течении учебного года (2011–2012) команда принимала участие в чемпионате г. Нукуса. Контрольная группа занималась по типовой программе, экспериментальная группа занималась по инновационной технологии использования футбола по 4 часа в неделю.

В ходе эксперимента, до его начала и по окончании, исследовались и оценивались параметры: физического развития (длина тела, масса тела, индекс массы тела); общей физической подготовленности (прыжок в длину с места, подъем переворотом, бег 100 и 3000 м); специальной физической подготовленности (удар на дальность, повторный бег 7х50 и 10х10 м, вбрасывание мяча руками на дальность); соревновательной деятельности (передачи мяча, отбор мяча, обводка соперника, игра головой, удар по воротам, всего технико-тактических действий, эффективность ТТД).

Результаты интегральной подготовленности подвергались статистической обработке, где определялись (средние арифметические значения, стандартные отклонения). Проводилась проверка статистических гипотез по t — критерию Стьюдента с целью выявления достоверных исследуемых показателей.

Анализ параметров физического развития, общей и специальной физической подготовленности, соревновательной деятельности футболистов экспериментальной группы до и по окончании педагогического эксперимента.

У студентов, занимающихся в группе спортивно-организованного физического воспитания, произошли достоверные изменения в 12 параметрах из 18 (66,6 %). Улучшения в среднем на 10–12 % состоялись в таких данных:

-          физического развития: длина тела (t=2,86 при p<0,05);

-          специальной физической подготовленности: удар на дальность (t=3,89 при p<0,001), бег 10х10 м (t=4,41 при p<0,001), вбрасывании мяча (t=2,54 при р<0,05);

-          общей физической подготовленности: бег 3000 м (t=2,46 при p<0,05), прыжок в длину (t=4,56 при p<0,001);

-          соревновательной деятельности: передачи мяча (t=4,04 при p< 0,001), отбор мяча (t=4,86 при p<0,001), обводка соперника (t=1,25 при p<0,05), всего ТТД (t=4,90 при p<0,001), эффективность ТТД (t=3,38 при p<0,001).

Проведенные исследования свидетельствуют о том, что нагрузки смешанной (аэробно-анаэробной) направленности являются основными в системе физического воспитания студентов средствами футбола. В целом, можно признать оправданной предлагаемую структуру тренировочной программы в связи с её положительными итоговыми результатами (таблица 1).

Важно отметить, что средние значения параметров интегральной подготовленности студентов, занимающихся средствами футбола в учебном процессе, несколько ниже данных для квалифицированных футболистов и выше, чем для юношей 18 лет [2].

Таблица 1

Динамика параметров физического развития, общей и специальной физической подготовленности, соревновательной деятельности футболистов экспериментальной группы (до и по окончании эксперимента)

Наименование параметров

До эксперимента

По окончании эксперимента

Достоверность различий

x

σ

x

σ

t

p

1

Масса тела, кг

66.6

4.0

67.4

4.1

1.18

>0.05

2

Длина тела, см

175.5

3.9

175.8

3.8

2.86

<0.05

3

Бег 100 м, сек

12.43

0.4

11.6

0.4

2.49

<0.05

4

Удар на дальность, м

43,3

4.9

46.8

5.3

3.89

<0.001

5

Бег 3000 м, мин, сек

12'33''

0.3

11’5’’

0.3

2.46

<0.05

6

Бег 7х50 м, мин, сек

1’00’’

0.01

1’0

0.01

0.52

>0.05

7

Прыжок в длину с места, см

226.3

49.7

244.4

53.6

4.56

<0.001

8

Подъем переворотом, раз

9.2

1.5

10.2

1.6

1.50

>0.05

9

Бег 10х10, сек

26.4

1.2

24.6

1.1

4.41

<0.001

10

Выбрасывание мяча, м

13.1

2.6

14.7

2.9

2.54

<0.05

11

ИМТ, кг/м²

21.6

1.2

24.2

1.3

16.22

<0.001

12

Передачи мяча, к-во

26.1

6.5

28.2

7.0

4.04

<0.001

13

Отбор мяча, к-во

2.6

1.4

3.1

1.5

4.86

<0.001

14

Обводка соперника, к-во

5.2

3.0

5.8

3.3

1.25

>0.05

15

Игра головой, к-во

2.9

2.0

3.3

2.2

0.91

>0.05

16

Удар по воротам, к-во

1.9

0.8

2.5

0.9

0.99

>0.05

17

Всего ТТД, к-во

38.4

7.8

41.4

8.4

4.90

<0.001

18

Эффективность ТТД, %

64.7

5.7

69.9

6.2

3.38

<0.001

 

Таблица 2

Динамика показателей физического развития и двигательной подготовленности студентов контрольной группы до и по окончании эксперимента (n=20)

Наименование параметров

До эксперимента

По окончании эксперимента

Достоверность различий

x

σ

x

σ

t

p

1

Масса тела, кг

66.9

4.1

67.9

3.9

4.92

<0.001

2

Длина тела, см

175

3.7

175.2

3.6

3.10

<0.001

3

Бег 100 м, сек

13.22

0.5

12.8

0.5

0.47

>0.05

4

Удар на дальность, м

27

4.0

28.0

4.2

1.60

>0.05

5

Бег 3000 м, мин, сек

13’12’’

0.7

12’7’’

0.6

4.92

<0.001

6

Бег 7х50 м, мин, сек

1’09’’

0.01

1’1’’

0.01

3.28

<0.001

7

Прыжок в длину с места, см

220

13.9

226.1

14.4

4.48

<0.001

8

Подъем переворотом, раз

11

1.5

11.7

1.5

1.93

>0.05

9

Бег 10х10, сек

26.9

1.6

26.1

1.5

0.95

>0.01

10

Выбрасывание мяча, м

10

1.7

10.1

1.6

0.59

>0.01

11

ИМТ, кг/м²

21.8

1.0

22.1

0.9

2.09

>0.05

 

Анализ данных физического развития и двигательной подготовленности контрольной группы до и по окончании педагогического эксперимента

Контрольная группа занималась по 4 часа в соответствии с традиционной программой, утвержденной МинВУЗом РУз.

У студентов контрольной группы позитивные изменения произошли в параметрах: длины тела (t=3,10 при p<0,001), массы тела (t=4,92 при p<0,001), бега на 3000 м (t=4,92 при p<0,001), что составило — 45,4 %.

В шести показателях улучшения не достоверны при p>0,05–0,001 (54,6 %), а именно в тестах: бег 100 м, удар на дальность, подъём переворотом, бег 10х10 м, вбрасывание мяча на дальность, индекс массы тела (таблица 2).

Всесторонний анализ параметров экспериментальной и контрольной групп позволяет сделать следующие выводы:

1.                  Позитивные изменения в параметрах экспериментальной группы показывают достоинства спортивно-ориентированного физического воспитания на основе технологии использования средств футбола, как в учебном процессе, так и во вне учебное время (участие в соревнованиях).

2.                  Практические занятия футболом, с целью физического совершенствования студентов в учебное и вне учебное время, в целом обеспечивают улучшение и сохранение здоровья, что очень важно в условиях неблагоприятных факторов Приаралья.

3.                  Спортивная игра в футбол, по сути дела, является базисом здоровьеформирующей, здоровьесохраняющей технологии.

Таким образом, ориентация тренеров, педагогов на разработанную и апробированную инновационную технологию использования футбола в спортивно-ориентированном физическом воспитании, обеспечивает улучшение как составляющих здоровье, так и параметров физической подготовленности.

 

Литература:

 

1.                  Кошбахтиев И. А. Управление подготовкой футболистов. –Т. 2001. -57 с.

2.                  Полишкис М. М. Подготовка студентов — футболистов на занятиях физической культурой в гуманитарном вузе. // Теория и практика физической культуры. 2009. — № 3. — С.77

3.                  Федоров Е. В. Инновационные процессы в физическом воспитании. / Материалы международной научно-практической конференции студентов и молодых учёных, 22 апреля 2011 г. Иркутск. Т I. — С. 151–154.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle