Керамика археологического комплекса Айыы Тайбыт | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №20 (79) декабрь-1 2014 г.

Дата публикации: 10.12.2014

Статья просмотрена: 319 раз

Библиографическое описание:

Николаев, Е. Н. Керамика археологического комплекса Айыы Тайбыт / Е. Н. Николаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20.2 (79.2). — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/archive/79/14010/ (дата обращения: 27.04.2024).

Археологический комплекс Айыы Тайбыт находится в 60 километрах к северо-западу от города Якутска. Комплекс приурочен к надпойменной террасе р. Кенкеме. Данный комплекс включает в себя 5 памятников, расположенных на берегу озера Айыы Тайбыт.

Керамика на археологических памятниках на территории Якутии является самым массовым и наиболее информативным материалом. В отличие от каменного инвентаря, принадлежность которого к той или иной культуре в смешанных комплексах определить не всегда представляется возможным, керамика является, зачастую, единственным достоверным хронологическим маркером. Керамический материал доходит до нас в крайне фрагментарном и разрушенном состоянии, так как черепки от сосудов претерпевают воздействие механического и температурно-влажностного факторов, что способствует сильному измельчению черепков. Кроме того, значительный разрушающий эффект создает корневая система растений, проникающая через микротрещины, усиливая расслоение и разрушение материала [1].

На археологическом комплексе Айыы Тайбыт обнаружен 861 фрагмент керамики. В ходе анализа из всего керамического материала было выявлено 7 основных видов керамики: 1) сетчатая керамика — 5 фрагментов 1) шнуровая керамика, относящаяся к среднему неолиту — 56 фрагментов; 3) вафельная (поздний неолит) — 49 фрагмент; гладкостенная — 169; 5) гладкостенная с налепными валиками (бронзовый век) — 78 фрагментов; 6) гладкостенна 7) рубчатая (ранний железный век) — 2. Остальной керамический материал был отнесен к затертой, неопределимой и разрушенной внешней поверхностью (502 фрагмента).

В свою очередь, внутри каждого представленного вида керамики, были выделены композиционные особенности орнаментации сосудов по техническому декору и варианты художественной орнаментации.

Сетчатая керамика

Сетчатая керамика является индикатором сыалахской ранненеолитической культуры, распространенной на территории Якутии в IV тыс. до н. э. [3].

Фрагменты сетчатой керамики были найдены на стоянке Айыы Тайбыт II. На основании найденных фрагментов можно выделить одну композицию орнамента:

Сосуд с прямым бортиком. По бортику орнаментирован косыми параллельными насечками крест-накрест. В верхней части венчика проходит ряд сквозных отверстий, отстоящих друг от друга на 0,5–0,6 см.

Шнуровая керамика

Шнуровая керамика наиболее часто встречается на поселениях и стоянках белькачинской культуры [3].

Шнуровая керамика белькачинской культуры была обнаружена на стоянках Айыы Тайбыт I, II, III, IV. В этом виде керамики нами выделены следующие композиции:

Сосуд 1. Сосуд с утолщенным налепным валиком, имеющим сегментовидное сечение. В плоскости налепа проходит орнамент в виде сквозных отверстий.

Сосуд 2. На венчике присутствует налеп с клиновидным поперечным сечением. В плоскоти налепа сосуд орнаментирован 3-мя рядами параллельных горизонтальных линий. По второму ряду проходят сквозные отверстия.

Сосуд 3. Отличается от сосуда 2 тем, что имеет орнамент в виде двух параллельных линий в пределах плоскости налепа. По верхнему ряду размещена орнаментация в виде сквозных отверстий, отстоящих друг от друга на 1 см.

Вафельная керамика

Третий вид керамики на стоянках Айыы Тайбыт характеризуется вафельными отпечатками. В работах пионеров археологического изучения Якутии, керамика такого вида часто именуется «ложнотекстильной» [5]. Подробное описание технологии ее изготовления, а также анализ ее технического и художественного орнамента даны в монографии С. А. Федосеевой «Ымыяхтахская культура Северо-Восточной Азии» [4].

Вафельная ымыяхтахская керамика встречена на стоянках Айыы Тайбыт I,, II, III. Было выделено 2 сосуда:

Сосуд 1. Сосуд имеет прямой бортик, не имеющий орнаментации. На тулове присутствует орнамент в виде сквозных отверстий, отстоящих друг от друга на 1–1,5 см.

Сосуд 2. Бортик украшен орнаментирован прямыми насечками, проходящими по краю. На тулове сосуда орнаментация в виде одного ряда сквозных отверстий, опоясывающих сосуд в верхней части венчика.

Рубчатая керамика

Сосуды с оттисками рубчатой лопаточки являются индикаторными признаками комплексов раннего железного века. Довольно часто керамика с подобным штампом присутствует на ымыяхтахских памятниках [2; 4]. Но главное отличие от поздненеолитической керамики с рубчатым оттиском в том, что сосуды раннего железного века не имеют примеси шерсти в тесте, тонкостенны и однослойны. Специфичен и ее художественный орнамент, включающий в себя различные сочетания рассеченных и нерассеченных налепных валиков, сферических и ногтевидных вдавлений, многозубчатого и фигурного штампа, ямок.

Рубчатая керамика была обнаружена на стоянке Айыы Тайбыт I. Обнаружены только фрагменты тулова, что затрудняет выделение композиционных построений.

Гладкостенная керамика

Фрагменты гладкостенных ымыяхтахских сосудов, так же как и вафельных, многослойны и содержат в тесте примесь шерсти. Они отличаются от гладкостенных сосудов усть-мильской культуры эпохи бронзы и керамики из комплексов раннего железного века отсутствием специального заглаживания и выравнивания поверхности, вследствие чего она (керамика) рыхлая, ноздреватая [4]. Гладкостенная ымыяхтахская керамика представлена мелкими фрагментами, встречена на стоянках Айыы Тайбыт I, II, III.

Гладкостенная керамика усть-мильской культуры обнаружена на стоянке Айыы Тайбыт — II. Среди данной категории можно выделить композиционное строение одного сосуда:

Сосуд с гладкой внешней поверхностью, орнаментированный острореберными рассеченными налепными валиками. Сосуд имеет выгнутый наружу бортик, орнаментированный по краям косыми насечками в виде «елочки» и проходящей посередине бортика продавленной линией.

В типе гладкостенной керамики раннего железного века был выделен один вариант орнамента:

Сосуд с сильно отогнутым наружу утолщенным бортиком. Бортик рассечен по внешнему ребру овальными косыми вдавлениями. По бортику проходит продавленная борозда шириной 0,4–0,5 см. Под бортиком сосуд орнаментирован рядом овальных вдавлений ямочного штампа, направленного вправо.

Керамика с испорченной или затертой поверхностью

К этому виду керамики мы отнесли все фрагменты, которые не имели ярко выраженных признаков того или иного вида.

Керамика с испорченной или неопределимой поверхностью была обнаружена на стоянках Айыы Тайбыт I, II, III, IV, V.

Подводя предварительные итоги изучению керамического материала археологического комплекса Айыы Тайбыт, сформулируем некоторые выводы.

Нижняя хронологическая граница археологического комплекса Айыы Тайбыт относится к раннему неолиту, а верхняя к раннему железному веку, т. е. временной интервал зафиксированных культур на данном археологическом комплексе — от 6,2 тыс. л.н. до 1,5 тыс. л.н.

Анализ керамического инвентаря позволил выделить 8 основных видов керамики с вариациями художественной орнаментации и технического декора.

 

Литература:

1.      Глушков И. Г. Керамика как археологический источник. — Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 1996. с.328

2.      Константинов И. В. Ранний железный век Якутии. — Новосибирск: Наука, 1978. с.128

3.      Мочанов Ю. А. Многослойная стоянка Белькачи I и периодизация каменного века Якутии. — М.: Наука, 1969. с.256

4.      Федосеева С. А. Ымыяхтахская культура Северо-Восточной Азии. — Новосибирск: Наука, 1980а. с.224

5.      Окладников А. П. Ленские древности. — Якутск: Якутская государственная типография, 1946. — Вып. 2. с. 186

 

Основные термины (генерируются автоматически): III, сосуд, археологический комплекс, керамик, ранний железный век, шнуровая керамика, вид керамики, керамический материал, Сетчатая керамика, стоянка.


Похожие статьи

Ранненеолитические керамические комплексы цедмарской...

Ранненеолитические керамические комплексы цедмарской и нарвской культур (к проблеме происхождения цедмарской культуры).

керамики. Орнаментация сосудов осталась прежней: в виде наколов, ямчатых вдавлений [8, с. 164].

Культовое значение керамики в ташковской культуре

III, керамический тест, культура, фрагмент керамики, керамическое тесто, сосуд, жертвенное подношение, глина, фрагмент, хозяйственное назначение.

Роль А. П. Окладникова в исследовании неолита Якутии

Позже, «сетчатая» керамика с отпечатками сетки-плетенки на внешней стороне стала одним из верных признаков Сыалахской культуры.

По мнению А. П. Окладникова, изделия этих стоянок аналогичны материалам верхнего слоя стоянки Уолба.

Этнографическое исследование декоративно-орнаментальных...

Впервые изделия керамики этого древнего города данного исторического периода были отображены как важный этнографический источник в изучении истории Кавказа и всего Ближнего Востока. Ключевые слова: гончарное ремесло, период раннего железного века...

Перспективы поиска памятников культуры вары-хадыта

Керамический комплекс культуры вары-хадыта очень разнообразен.

Сборы керамики на некоторых из них находят аналогии среди материалов стоянки Салехард I.

Труды III (XIX) Всероссийского археологического съезда.

Ведущие центры керамического производства в Крыму

Ключевые слова: керамическое производство, традиционная культура, Крым, керамика, художественный язык, современное

Стоит отметить, что базовые вопросы декоративно-прикладного искусства Крыма исследовались еще в течении всего ХХ века.

Ключевые слова: художественная керамика, Эллинистический...

1. Керамические фляги. 2. Художественные вазы. 3. Фигурная керамика.

Подобные украшения в основном обнаружены в сероглиняной керамике IV-III вв до нашей эры.

Этим приемом гончары Гянджи пользовались еще в VII-V веках до нашей эры.

Исследование свойств стеновой керамики с использованием...

Ключевые слова: стеновая керамика, механоактивировация, вагранный шлак, уголь, суглинок.

При большом разнообразии современных энергосберегающих стеновых материалов керамический кирпич всегда сохраняет свои позиции благодаря сочетанию ценных свойств.

Ранненеолитические керамические комплексы цедмарской...

Ранненеолитические керамические комплексы цедмарской и нарвской культур (к проблеме происхождения цедмарской культуры).

керамики. Орнаментация сосудов осталась прежней: в виде наколов, ямчатых вдавлений [8, с. 164].

Культовое значение керамики в ташковской культуре

III, керамический тест, культура, фрагмент керамики, керамическое тесто, сосуд, жертвенное подношение, глина, фрагмент, хозяйственное назначение.

Роль А. П. Окладникова в исследовании неолита Якутии

Позже, «сетчатая» керамика с отпечатками сетки-плетенки на внешней стороне стала одним из верных признаков Сыалахской культуры.

По мнению А. П. Окладникова, изделия этих стоянок аналогичны материалам верхнего слоя стоянки Уолба.

Этнографическое исследование декоративно-орнаментальных...

Впервые изделия керамики этого древнего города данного исторического периода были отображены как важный этнографический источник в изучении истории Кавказа и всего Ближнего Востока. Ключевые слова: гончарное ремесло, период раннего железного века...

Перспективы поиска памятников культуры вары-хадыта

Керамический комплекс культуры вары-хадыта очень разнообразен.

Сборы керамики на некоторых из них находят аналогии среди материалов стоянки Салехард I.

Труды III (XIX) Всероссийского археологического съезда.

Ведущие центры керамического производства в Крыму

Ключевые слова: керамическое производство, традиционная культура, Крым, керамика, художественный язык, современное

Стоит отметить, что базовые вопросы декоративно-прикладного искусства Крыма исследовались еще в течении всего ХХ века.

Ключевые слова: художественная керамика, Эллинистический...

1. Керамические фляги. 2. Художественные вазы. 3. Фигурная керамика.

Подобные украшения в основном обнаружены в сероглиняной керамике IV-III вв до нашей эры.

Этим приемом гончары Гянджи пользовались еще в VII-V веках до нашей эры.

Исследование свойств стеновой керамики с использованием...

Ключевые слова: стеновая керамика, механоактивировация, вагранный шлак, уголь, суглинок.

При большом разнообразии современных энергосберегающих стеновых материалов керамический кирпич всегда сохраняет свои позиции благодаря сочетанию ценных свойств.

Похожие статьи

Ранненеолитические керамические комплексы цедмарской...

Ранненеолитические керамические комплексы цедмарской и нарвской культур (к проблеме происхождения цедмарской культуры).

керамики. Орнаментация сосудов осталась прежней: в виде наколов, ямчатых вдавлений [8, с. 164].

Культовое значение керамики в ташковской культуре

III, керамический тест, культура, фрагмент керамики, керамическое тесто, сосуд, жертвенное подношение, глина, фрагмент, хозяйственное назначение.

Роль А. П. Окладникова в исследовании неолита Якутии

Позже, «сетчатая» керамика с отпечатками сетки-плетенки на внешней стороне стала одним из верных признаков Сыалахской культуры.

По мнению А. П. Окладникова, изделия этих стоянок аналогичны материалам верхнего слоя стоянки Уолба.

Этнографическое исследование декоративно-орнаментальных...

Впервые изделия керамики этого древнего города данного исторического периода были отображены как важный этнографический источник в изучении истории Кавказа и всего Ближнего Востока. Ключевые слова: гончарное ремесло, период раннего железного века...

Перспективы поиска памятников культуры вары-хадыта

Керамический комплекс культуры вары-хадыта очень разнообразен.

Сборы керамики на некоторых из них находят аналогии среди материалов стоянки Салехард I.

Труды III (XIX) Всероссийского археологического съезда.

Ведущие центры керамического производства в Крыму

Ключевые слова: керамическое производство, традиционная культура, Крым, керамика, художественный язык, современное

Стоит отметить, что базовые вопросы декоративно-прикладного искусства Крыма исследовались еще в течении всего ХХ века.

Ключевые слова: художественная керамика, Эллинистический...

1. Керамические фляги. 2. Художественные вазы. 3. Фигурная керамика.

Подобные украшения в основном обнаружены в сероглиняной керамике IV-III вв до нашей эры.

Этим приемом гончары Гянджи пользовались еще в VII-V веках до нашей эры.

Исследование свойств стеновой керамики с использованием...

Ключевые слова: стеновая керамика, механоактивировация, вагранный шлак, уголь, суглинок.

При большом разнообразии современных энергосберегающих стеновых материалов керамический кирпич всегда сохраняет свои позиции благодаря сочетанию ценных свойств.

Ранненеолитические керамические комплексы цедмарской...

Ранненеолитические керамические комплексы цедмарской и нарвской культур (к проблеме происхождения цедмарской культуры).

керамики. Орнаментация сосудов осталась прежней: в виде наколов, ямчатых вдавлений [8, с. 164].

Культовое значение керамики в ташковской культуре

III, керамический тест, культура, фрагмент керамики, керамическое тесто, сосуд, жертвенное подношение, глина, фрагмент, хозяйственное назначение.

Роль А. П. Окладникова в исследовании неолита Якутии

Позже, «сетчатая» керамика с отпечатками сетки-плетенки на внешней стороне стала одним из верных признаков Сыалахской культуры.

По мнению А. П. Окладникова, изделия этих стоянок аналогичны материалам верхнего слоя стоянки Уолба.

Этнографическое исследование декоративно-орнаментальных...

Впервые изделия керамики этого древнего города данного исторического периода были отображены как важный этнографический источник в изучении истории Кавказа и всего Ближнего Востока. Ключевые слова: гончарное ремесло, период раннего железного века...

Перспективы поиска памятников культуры вары-хадыта

Керамический комплекс культуры вары-хадыта очень разнообразен.

Сборы керамики на некоторых из них находят аналогии среди материалов стоянки Салехард I.

Труды III (XIX) Всероссийского археологического съезда.

Ведущие центры керамического производства в Крыму

Ключевые слова: керамическое производство, традиционная культура, Крым, керамика, художественный язык, современное

Стоит отметить, что базовые вопросы декоративно-прикладного искусства Крыма исследовались еще в течении всего ХХ века.

Ключевые слова: художественная керамика, Эллинистический...

1. Керамические фляги. 2. Художественные вазы. 3. Фигурная керамика.

Подобные украшения в основном обнаружены в сероглиняной керамике IV-III вв до нашей эры.

Этим приемом гончары Гянджи пользовались еще в VII-V веках до нашей эры.

Исследование свойств стеновой керамики с использованием...

Ключевые слова: стеновая керамика, механоактивировация, вагранный шлак, уголь, суглинок.

При большом разнообразии современных энергосберегающих стеновых материалов керамический кирпич всегда сохраняет свои позиции благодаря сочетанию ценных свойств.

Задать вопрос