Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (79) декабрь-1 2014 г.

Дата публикации: 30.11.2014

Статья просмотрена: 15545 раз

Библиографическое описание:

Лобанова, Н. Н. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей / Н. Н. Лобанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 595-596. — URL: https://moluch.ru/archive/79/13976/ (дата обращения: 25.04.2024).

В последнее время популярность пальчиковых игр заметна возросла. Подобные игры — не новомодное увлечение современных родителей. Они существовали у разных народов с давних времен. И немудрено, ведь пальчиковые игры замечательный способ развеселить ребенка, отвлечь его от чего — либо, найти контакт с любым малышом. Но это не самое главное достоинство пальчиковых игр. [1, с.2]

Известный педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». [2, с.3]

С Василием Александровичем трудно не согласиться — двигательные и речевые центры в мозгу находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться и речь, да и не только она.

В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период жизни, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. Этот период жизни ребенка не случайно называют «нежный возраст». Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитие общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.

Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. На руке находятся биологически активные точки нашего организма.

В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. Чем можно объяснить такую популярность? Оказывается, у большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Ещё несколько лет назад взрослым и детям в том числе, большую часть домашних дел приходилось выполнять раками перебирать крупу, стирать и отжимать белье, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду, а сейчас эти операции за человека выполняют машины — кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы, мультиварки. Вся эта популярность непосредственным образом отражается на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития детской моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь. Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры малышей при помощи обычных предметов домашнего обихода. Самое главное — для того, чтобы играть с ребенком, не нужно ничего специально покупать. У нас есть все под рукой: пуговицы, баночки, тюбики, крышки, крупа, тряпочки, бумага.

 

При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда их проводишь регулярно и используются разнообразные приемы, то это становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Поэтому в дошкольном возрасте уровень развития мелкой моторики и речи является диагностическим фактором. И если руки развиты недостаточно, то это свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.

Когда нужно начинать развивать мелкую моторику рук? Чем раньше, тем лучше. Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста. Развивать малыша с пеленок — это модно. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для развития речи. Речевые центры головного мозга интенсивно стимулируются двигательной активностью ребенка.

В период дошкольного детства важное значение для психического развития приобретает становление речи. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста — явление редкое.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают перед школой. Это оборачивается фиксированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Понимание значимости и сущности своевременной коррекции сохраняет не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят ребенка от дополнительных трудностей обучения, помогут сформировать навык письма.

Таким образом развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. Продуктивность занятия возрастет, если родитель не ограничится заданием и уйдет в другую комнату, а вместе с ребенком возьмется за решение совместной задачи. Стоит помнить, когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и проще. Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.

Систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. У детей улучшается внимание, память, речь слух, зрение, оптико-пространственное восприятие (координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память). Мелкая моторика рук тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность. Важным компонентом в развитии мелкой моторики рук является использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, при желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумать их можно бесконечное множество. И главное здесь — учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.

 

О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном, универсальном, дидактическом и развивающем материале кроме того, пальчиковые игры просто любимы всеми детьми, они дарят тактильный и эмоциональный контакт, формируют добрые взаимоотношения между взрослыми и ребенком — это замечательная возможность плодотворного общения.

 

Литература:

 

1.      Е. Б. Шмелева, Пальчиковые игры. Пособие по развитию мелкой моторики и речи детей 2–3 лет.

2.      Е. Ф. Черенкова, Оригинальные пальчиковые игры.

Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, ребенок, мелкая моторика рук, головной мозг, дошкольный возраст, игра, мощное средство повышения работоспособности коры, развитие, развитие речи, речь.


Похожие статьи

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Упражнения с участием рук и пальцев положительно влияют на деятельность мозга. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек...

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста...

Работу по развитию у детей мелкой моторики мы выстраиваем на комплексном подходе в сочетании с развитием речи, ознакомлению детей с

В работе с дошкольниками мы используем комплекс игр и упражнений для развития мелкой моторики рук

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, головной мозг, мелкая моторика, рука, развитие, палец, развитие речи, мелкая моторика рук, игра, становление речи.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...

Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться, начиная с младшего дошкольного возраста.

Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, ребенок, палец рук, головной мозг, рисунок, развитие, пуговица, предмет, игра, упражнение.

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием...

мелкая моторика, развитие мышления, речевое развитие, пальчиковая гимнастика.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры.

Развитие речи у детей старше дошкольного возраста в совместной работе воспитателя и...

Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство...

моторное планирование, ребенок, упражнение, игра, развитие речи ребенка, мелкая моторика, палец, развитие, предварительный этап, произвольное внимание.

Роль мелкой моторики в речевом развитии ребенка

Котова Н. В. Развитие речи детей средствами развития моторики рук/Н.

Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, колобок, палец, рука, правая рука, ребенок, палец рук, ладонь, левая рука, свободная рука.

Развитие мелкой моторики ребенка как необходимое условие...

Развитие мелкой моторики рук ребенка влияет на такие свойства сознания, как: мышление, воображение, речь, наблюдательность, координацию, зрительную и двигательную память. Кроме того, от того, насколько развита мелкая моторика, зависит...

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

Занятия по развитию мелкой моторики благоприятно влияют на общее развитие ребенка, помогают ему стать более самостоятельным и уверенным в себе. 1. В работе с младшими дошкольниками для массажа ладоней, обогащение тактильного опыта...

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Упражнения с участием рук и пальцев положительно влияют на деятельность мозга. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек...

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста...

Работу по развитию у детей мелкой моторики мы выстраиваем на комплексном подходе в сочетании с развитием речи, ознакомлению детей с

В работе с дошкольниками мы используем комплекс игр и упражнений для развития мелкой моторики рук

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, головной мозг, мелкая моторика, рука, развитие, палец, развитие речи, мелкая моторика рук, игра, становление речи.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...

Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться, начиная с младшего дошкольного возраста.

Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, ребенок, палец рук, головной мозг, рисунок, развитие, пуговица, предмет, игра, упражнение.

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием...

мелкая моторика, развитие мышления, речевое развитие, пальчиковая гимнастика.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры.

Развитие речи у детей старше дошкольного возраста в совместной работе воспитателя и...

Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство...

моторное планирование, ребенок, упражнение, игра, развитие речи ребенка, мелкая моторика, палец, развитие, предварительный этап, произвольное внимание.

Роль мелкой моторики в речевом развитии ребенка

Котова Н. В. Развитие речи детей средствами развития моторики рук/Н.

Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, колобок, палец, рука, правая рука, ребенок, палец рук, ладонь, левая рука, свободная рука.

Развитие мелкой моторики ребенка как необходимое условие...

Развитие мелкой моторики рук ребенка влияет на такие свойства сознания, как: мышление, воображение, речь, наблюдательность, координацию, зрительную и двигательную память. Кроме того, от того, насколько развита мелкая моторика, зависит...

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

Занятия по развитию мелкой моторики благоприятно влияют на общее развитие ребенка, помогают ему стать более самостоятельным и уверенным в себе. 1. В работе с младшими дошкольниками для массажа ладоней, обогащение тактильного опыта...

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Упражнения с участием рук и пальцев положительно влияют на деятельность мозга. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек...

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста...

Работу по развитию у детей мелкой моторики мы выстраиваем на комплексном подходе в сочетании с развитием речи, ознакомлению детей с

В работе с дошкольниками мы используем комплекс игр и упражнений для развития мелкой моторики рук

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, головной мозг, мелкая моторика, рука, развитие, палец, развитие речи, мелкая моторика рук, игра, становление речи.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...

Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться, начиная с младшего дошкольного возраста.

Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, ребенок, палец рук, головной мозг, рисунок, развитие, пуговица, предмет, игра, упражнение.

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием...

мелкая моторика, развитие мышления, речевое развитие, пальчиковая гимнастика.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры.

Развитие речи у детей старше дошкольного возраста в совместной работе воспитателя и...

Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство...

моторное планирование, ребенок, упражнение, игра, развитие речи ребенка, мелкая моторика, палец, развитие, предварительный этап, произвольное внимание.

Роль мелкой моторики в речевом развитии ребенка

Котова Н. В. Развитие речи детей средствами развития моторики рук/Н.

Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, колобок, палец, рука, правая рука, ребенок, палец рук, ладонь, левая рука, свободная рука.

Развитие мелкой моторики ребенка как необходимое условие...

Развитие мелкой моторики рук ребенка влияет на такие свойства сознания, как: мышление, воображение, речь, наблюдательность, координацию, зрительную и двигательную память. Кроме того, от того, насколько развита мелкая моторика, зависит...

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

Занятия по развитию мелкой моторики благоприятно влияют на общее развитие ребенка, помогают ему стать более самостоятельным и уверенным в себе. 1. В работе с младшими дошкольниками для массажа ладоней, обогащение тактильного опыта...

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Упражнения с участием рук и пальцев положительно влияют на деятельность мозга. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек...

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста...

Работу по развитию у детей мелкой моторики мы выстраиваем на комплексном подходе в сочетании с развитием речи, ознакомлению детей с

В работе с дошкольниками мы используем комплекс игр и упражнений для развития мелкой моторики рук

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, головной мозг, мелкая моторика, рука, развитие, палец, развитие речи, мелкая моторика рук, игра, становление речи.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...

Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться, начиная с младшего дошкольного возраста.

Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, ребенок, палец рук, головной мозг, рисунок, развитие, пуговица, предмет, игра, упражнение.

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием...

мелкая моторика, развитие мышления, речевое развитие, пальчиковая гимнастика.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры.

Развитие речи у детей старше дошкольного возраста в совместной работе воспитателя и...

Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство...

моторное планирование, ребенок, упражнение, игра, развитие речи ребенка, мелкая моторика, палец, развитие, предварительный этап, произвольное внимание.

Роль мелкой моторики в речевом развитии ребенка

Котова Н. В. Развитие речи детей средствами развития моторики рук/Н.

Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, колобок, палец, рука, правая рука, ребенок, палец рук, ладонь, левая рука, свободная рука.

Развитие мелкой моторики ребенка как необходимое условие...

Развитие мелкой моторики рук ребенка влияет на такие свойства сознания, как: мышление, воображение, речь, наблюдательность, координацию, зрительную и двигательную память. Кроме того, от того, насколько развита мелкая моторика, зависит...

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

Занятия по развитию мелкой моторики благоприятно влияют на общее развитие ребенка, помогают ему стать более самостоятельным и уверенным в себе. 1. В работе с младшими дошкольниками для массажа ладоней, обогащение тактильного опыта...

Задать вопрос