Библиографическое описание:

Однокоз В. Г. Долгосрочные и краткосрочные ресурсы банковской системы — современные подходы к оценке построения эффективного соотношения // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 364-366.

На сегодняшний день базисными принципами построения структуры ресурсов банка являются:

1.         ориентация банка на потребности и спрос рынка, запросы клиентов, создание банковских продуктов и услуг, пользующихся спросом, и которые могут принести банку наибольшую прибыль;

2.         постоянное стремление к увеличению эффективности банковской деятельности;

3.         реальность оценки ситуации на рынке, своевременная и грамотная коррекция целей, задач и программ в зависимости от состояния рынка;

4.         учет конечного результата работы банка и его филиалов;

5.         использование современных инновационных технологий при принятии решений;

6.         эффективный рекрутинг и организация работы персонала.

Для формирования ресурсной базы важно наметить долгосрочные цели и выбрать способы их достижения, другими словами, разработать стратегию и тактику обеспечения банка новыми ресурсами. Основной стратегической целью деятельности банка в области обеспечения ресурсами является наращивание ресурсной базы при условии поддержания ликвидности банка и обеспечения его рентабельности [1, c. 356].

Ресурсная база банка отражает рыночную позицию банка, а вместе с ней — возможности, которыми банк располагает для ведения коммерческой деятельности. База есть количественный показатель, определяющий объем средств, которым располагает банк в конкретный промежуток времени.

К тактическим решениям, использующимся для реализации стратегических задач, относятся:

1.         расчет и соблюдение размера собственных средств, необходимого и достаточного для обеспечения надежности банка, а также для расширения активных операций банка;

2.         изыскание ресурсов для выполнения банком своих обязательств перед клиентами и для развития активных операций;

3.         привлечение срочных депозитов для обеспечения ликвидности баланса и депозитов до востребования для получения банком прибыли за счет использования «дешевых» ресурсов.

Стратегия коммерческого банка по формированию ресурсной базы связана с необходимостью тщательного изучения клиентской базы. Забегая вперед, необходимо подчеркнуть, что привлечение срочных депозитов стало главенствующей задачей многих российских коммерческих банков в период посткризисного развития.

Исторически до 1960-х годов текущего столетия в основе управления банком лежала теория управления активами банка. Источники банковских ресурсов — собственные и привлеченные средства — рассматривались как некая относительно постоянная величина, не требующая отдельного рассмотрения (этому способствовала господствующая позиция экономистов) [3, c. 58]. Величина и виды привлеченных средств были обусловлены главным образом потребностями клиентов для каждого рассматриваемого банка. Эти показатели как бы сами определяли количественное соотношение между различными видами своих активов, размещенных в банке. Руководство банка в таких условиях основное внимание уделяло управлению ссудными операциями, а также другим видам активов. Столкнувшись с ростом процентных ставок и увеличением конкуренции за банковские ресурсы, повышенное внимание стало уделяться, напротив, изысканию новых источников средств, а также структуре и стоимости депозитов и недепозитных обязательств. При изыскании новых видов долговременных ресурсов для каждого отдельного банка, как и для системы в целом, встал вопрос изучения способов привлечения ресурсов.

Постепенно стали вырабатываться основные подходы к процессу управления пассивами банка. Их целью являлось сокращение издержек привлечения средств и определение оптимального соотношения между собственными и привлеченными средствами. Ни один банк не может осуществлять управление имеющимися в распоряжении ресурсами отдельно от управления активами. Однако благодаря теории управления пассивами банки стали рассматривать обе стороны баланса как потенциальные инструменты управления ликвидностью. Возникла необходимость в скоординированном управлении балансом в целом, в результате чего появилась стратегия управления фондами. Вместе с теорией фондов появилось понимание того, что банк продает определенный набор финансовых услуг, и издержки по предоставлению каждой услуги должны покрываться за счет ее цены. Таким образом, доход, который банк получает в результате управления пассивами, позволяет повысить прибыльность наравне с доходами, полученными от управления активами.

Первоначально был выработан подход, позволяющий решить эти вопросы, называемый методом общего фонда средств. Метод общего фонда средств предполагает объединение источников средств, то есть все привлеченные средства направляются во все виды активов. Преимуществом данного метода является его простота. Недостатком данного метода является то, что этот метод не учитывает связь между активами и пассивами банка. Кроме того, банковская практика показала, что привлеченные средства одного вида направляются, как правило, в определенные виды активов, а не во все.

Развитие стратегий управления пассивами способствовало созданию альтернативного метода распределения средств — метода распределения активов. Данный метод предполагает закрепление за каждым видом активов определенного источника средств. Являясь главным преимуществом данной модели, метод распределения активов одновременно является ее недостатком, поскольку связь между активами и обязательствами не является однозначной, и для того, чтобы установить ее с достаточной вероятностью, необходимо, чтобы банк работал в сравнительно стабильных условиях.

В связи с этим многие банки в последнее время перешли к использованию интегральной стратегии, которая включает методы разделения и объединения источников фондов для обеспечения большей гибкости. Этот подход основывается на следующих принципах:

-          сначала надо установить цели банка, затем стремиться к их воплощению с использованием стратегий управления активами и пассивами в качестве инструмента;

-          управлять активами и пассивами и принимать другие решения (по поводу открытия новых линий обслуживания или изменения цен) на основе того, что эти меры способствуют увеличению или снижению прибылей банка, а также достижению других его целей;

-          управление активами и пассивами может внести максимальный вклад в увеличение и сохранение маржи банка или разности между доходами и издержками;

-          в процессе управления активами пассивами приоритет должен отдаваться выдаче прибыльных кредитов, которые отвечают определенным стандартам качества, а привлечение средств, необходимых для обслуживания этих кредитов, — вторая по важности задача.

Данный метод характерен закреплением за активами определенных источников средств, однако делается это без детализации, так как этому мешали сроки размещения средств и их привлечения. Банковская стратегия при портфельном подходе реализуется в управлении активами и пассивами банка не только правильным соотношением пассивных и активных операций, но и соотношением между видами вкладов и способами размещения средств вообще [2]. Эти действия имеют целью максимизацию дохода банка. Все активы и обязательства банка рассматриваются как составные части его портфеля. Важнейшим принципом портфельного подхода является освоение различных рынков ссудного капитала и диверсификация портфеля. Диверсификация портфеля означает расширение круга клиентов, между которыми распределяются кредиты и депозиты банка.

Для управления активами и пассивами необходимо проанализировать состав банковского портфеля, его объема и доходности. Коммерческий банк должен прогнозировать и оценивать движения средств, и на основе полученных данных определять свою кредитную политику. Портфельный подход требует учета или сравнения нормы дохода по различным видам активов. Банк определяет, исходя из оценки доходности активов, как будут распределяться привлеченные ресурсы внутри банка. Менеджеры должны соотносить прибыльность с соображениями безопасности и ликвидности. Помимо этого, управление портфелем должно быть подчинено общей маркетинговой стратегии банка, а ключевым аспектом управления портфелем банка является необходимость постоянного балансирования между прибыльностью и ликвидностью.

Рассмотренные методы планирования портфелей представляют в основном описания факторов, которые должны быть учтены при формировании портфелей, и дают рекомендации по процедуре планирования. Однако практическая банковская деятельность требует формирования портфелей с указанием конкретных цифр привлекаемых и размещаемых денежных средств по конкретным инструментам, а также значений доходов, затрат, ликвидности, рисков. Руководителям банков необходимы инструменты, позволяющие сформировать научно обоснованные планы портфелей. Этому будет способствовать разработка модели формирования ресурсной базы с учетом приведенных факторов, а также выработка рекомендаций по формированию ресурсной базы с использованием конкретных цифр.

Важным показателем использования ресурсов банка является коэффициент размещения платных средств, который показывает, какая доля платных привлеченных ресурсов направлена в доходные операции [4]. Если коэффициент выше 1,0 это свидетельствует о том, что часть платных ресурсов используется не по назначению. Они отвлекаются либо на собственные нужды, либо в недоходные операции, что приводит к появлению убытков.

Приведем и проанализируем упрощенный пример управления краткосрочными и долгосрочными ресурсами. В умозрительном примере для обеспечения ресурсами операции по приобретению долговых обязательств со средним сроком погашения 24 дня и средней доходностью 29 % банком могут быть реализованы следующие варианты привлечения средств:

-          межбанковский кредит сроком привлечения 21 день по ставке 18 %;

-          межбанковский кредит сроком привлечения 1, 3 дня по средневзвешенной процентной ставке 10,23 %.

Имея возможность регулярного привлечения ресурсов с межбанковского рынка в течение рассматриваемого периода и выбирая второй вариант привлечения средств, банк может увеличить рентабельность данной операции на 7,77 %.

Данная схема замещения ресурсов соответствует предложенной модели обеспечения ресурсов.

1.         влияние внешних факторов в данном случае рассматривается путем анализа рыночных тенденций снижения инфляции и ставки рефинансирования Центрального банка, что позволяет производить краткосрочное (1,3 дня) замещение средств, используемых в более «длинных» активах (24 дня), а также анализе текущей конъюнктуры межбанковского кредитного рынка;

2.         ресурсное обеспечение реализуется в использовании сверхкоротких (1,3 дня) ресурсов, привлеченных с межбанковского кредитного рынка по относительно низкой процентной ставке, а также в варьировании сроков привлечения ресурсов для обеспечения их адекватности срокам размещения в активы;

3.         оптимизация ресурсной базы реализуется в аналитическом обосновании выгодности для банка такого замещения.

В данной статье обосновывается необходимость изучения внешней среды кредитной организации, так как привлеченные ресурсы играют наиважнейшую роль в современном развитии; это особенно актуально для российских коммерческих банков, работающих в сложных конкурентных условиях, с малоразвитыми филиальными сетями и не полностью задействованными активами.

 

Литература:

 

1.                  Деньги, кредит, банки. /Под ред. Лаврушина О. И. М.: КНОРУС, 2006. С. 356

2.                  Фетисов Г. Г., Организация деятельности центрального банка. М., 2008.

3.                  Ямпольский М. М. О некоторых особенностях деятельности банков в РФ // Вестник Финансовой Академии. 1997. № 4. С. 58

4.                  Официальный сайт Банка России — http://www.cbr.ru, 2014.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle