Библиографическое описание:

Колоненко Ю. В. Особенности формирования межличностных отношений младших школьников на игровых занятиях // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 657-659.

Ключевые слова: младший школьник, межличностные отношения, психологический климат, игротерапия.

 

Поступая в первый класс, школьник должен решить множество задач: адаптироваться в новой социальной сфере, найти своё место среди сверстников, установить положительные взаимоотношения и выработать стратегию поведения как с одноклассниками, так и со взрослыми, расширить личностные контакты.

В современном научном мире наблюдается значительный рост психолого-педагогических исследований, посвященных проблеме межличностных отношений младших школьников. В психологии существуют различные подходы к пониманию данного явления, каждый из которых имеет свой предмет изучения.

Проблемой межличностных отношений занимались такие психологи как Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина, В. Р. Кисловская, Н. Н. Обозов, А. В. Кривчук, В. С. Мухина и др, где основным предметом были структура и возрастные изменения детского коллектива. Коломинский Я. Л. говорит о том, что «отношения и взаимоотношения — это явления внутреннего мира, внутреннее состояние людей».

Н. Н. Обозов рассматривает межличностные отношения как объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В основе их формирования лежат разнообразные эмоциональные состояния и их психологические особенности, т. е. они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического климата группы. Эмоциональная составляющая также определяет социальную роль каждого ребёнка и степень развития интеграции коллектива.

На основе анализа психолого-педагогической литературы были выделены следующие критерии для изучения качества межличностных отношений:

-                   Распределение социальных ролей (социометрический статус);

-                   Уровень психологического климата;

-                   Групповая сплоченность.

Для диагностики данных критериев были подобраны следующие методики:

1.                   Социометрия (Дж. Морено);

2.                   Наблюдение (по А. Н. Лутошкину);

3.                   Тестирование (К.Сишора).

Исследование проводилось на базе лицея № 2 Центрального района города Красноярска в третьих классах. Всего принимало участие 49 человек (25 человек — группа «А», 24 человека — группа «Б»).

1.                  57 % учащихся группы «А» и 59 % учащихся группы «Б» находятся в благоприятном положении (это дети с социальными статусами «лидеры», «предпочитаемые», «принятые»), 43 % учащихся группы «А» и 41 % учащихся группы «Б» имеют статусы «непринятый» и «изгой».

2.                  Для 52 % учащихся группы «А» и для 54 % учащихся группы «Б» психологический климат является относительно благоприятным; 48 % учащихся группы «А» и 46 % учащихся группы «Б» находятся в неблагоприятном положении.

3.                  43 % учащихся группы «А» и 38 % учащихся группы «Б» обладают низким уровнем групповой сплоченности. Эти дети не чувствуют себя частью класса, чаще всего не любят принимать участие в совместной работе, испытывают напряжение в отношениях с другими членами группы.

Анализ результатов показал, что половина испытуемых имеют низкий уровень и ниже среднего уровня развития межличностных отношений. Это значит, что такие дети не умеют эффективно устанавливать отношения, продуктивно общаться, не чувствуют себя полноценными членами группы, не удовлетворены общением, что влечет за собой весьма пагубные последствия. Они часто бывают замкнутыми, с заниженной самооценкой или наоборот, чрезвычайно раскомплексованными. Такое поведение закрепляется реальными взаимоотношениями, и ребенку тяжело самому измениться и изменить отношение к себе в силу возраста.

Работа по улучшению межличностных отношений должна включать в себя: помощь детям с низким социальным статусом, оптимизация психологического климата, сплочение группы. Все перечисленные компоненты межличностных отношений очень тесно связаны друг с другом. При изменении и улучшении одного компонента совершенствуются и другие.

Изучив актуальный уровень развития межличностных отношений младших школьников, мы пришли к выводу, что наиболее важным, требующим немедленной коррекции, является психологический климат. Психологический климат (по определению В. М. Шепеля) — это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Важнейшими признаками благоприятного психологического климата в коллективе являются: бодрый, доброжелательный и жизнерадостный тон взаимоотношений между учениками, оптимизм в настроении; наличие взаимопомощи и сотрудничества, одобрения и поддержки, справедливости и уважения; получение удовольствия при совместных делах и играх, желание вместе проводить свободное время; члены класса активны, полны энергии, добиваются высоких показателей в учебной и совместной деятельности, сочувствуют неудачам отдельных учащихся класса и радуются достижениям другого.

В психолого-педагогической практике существует много методов, направленных на улучшение психологического климата. Одним из таких методов, применяемых в работе с детьми, является игровая терапия. Активное применение игротерапии с детьми дошкольного и младшего школьного возраста обоснована тем, что игра является в этом возрасте основным способом социализации личности.

Значение игры в становлении ребенка младшего школьного возраста изучали многие выдающиеся педагоги и психологи: Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, Э. Берн, В. П. Давыдов и другие. Д.Б Эльконин утверждает: «Игра — важнейший источник развития сознания, произвольности поведения, особая форма моделирования отношений».

На первоначальном этапе оптимизации психологического климата следует использовать такие игры, где не требуется определенное количество участников. Поэтому участие в них смогут принимать одновременно все дети. Групповые соревновательные игры (особенно — командные) объединяют игроков общей целью — победой в соревновании. Как правило, члены команд помогают друг другу справиться с поставленной перед ними задачей, «болеют» за свою команду, заряжают друг друга эмоциями.

Наряду с традиционными играми также можно использовать с целью улучшения межличностных отношений и ролевые игры.

Ролевая игра — это особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей. Это игра, в которой между участниками распределяются роли. В ней ставится проблема, разыгрывается проблемная ситуация, и в результате ролевой игры дети совместно находят решение.

Ролевые игры в школьную жизнедеятельность желательно вводить с самого начала обучения детей и регулярно проводить их.

Виды ролевых игр:

-                   На бытовые сюжеты («Учимся дарить подарки» «Доброжелательная улыбка», «Телефонный этикет»);

-                   На проблемы профессиональной ориентации учащихся («В редакции газеты», «Конструкторское бюро», «Мы — врачи»);

-                   На интеллектуальную деятельность («В клубе знатоков», «Брейн-ринг»);

-                   На разрешение социальных проблем («Юные натуралисты», «Если бы я был президентом»).

Сюжеты традиционных и ролевых игр создают условия для беседы учителя с детьми их коллективной игровой деятельности, обсуждения полученных результатов, плюсов и минусов таких игр, что нового узнали ученики и чему научились. Задача учителя — выслушать каждое мнение и проанализировать свою деятельность и действия детей.

Приведём примеры игровых занятий, направленные на улучшение межличностных отношений младших школьников.

-                   Игра «Гусеница» (проходит под подвижную музыку).

Цель: игра учит доверию.

Класс становится друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений ведущий объясняет, что команда — это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку; все, что придет в голову.

-                   Игра «Каламбур».

Цель: игра развивает чувство юмора, создаёт благоприятную атмосферу.

Дети садятся в круг, один берет мяч, кидает его одному из участников игры, при этом называет любой предмет (животное, растение), а второму следует быстро сказать, что этот предмет делает, но это должно быть такое действие, которое на самом деле не свойственно этому предмету. Например: огурец — купается в море.

-                   «Подъемный кран». Эта игра требует групповой работы и ориентированной на развитие умения действовать согласованно.

Один из участников игры ложится, а остальные участники поднимают его, поддерживая каждый одной рукой. При дружных совместных условиях группа легко поднимает любого участника, даже самого грузного. Те, кого поднимают, придумывают себе роль и сообщают ее всем. Роли могут быть следующими: тренер победившей команды; футболист, забивший решающий гол; полковник, выигравший битву; птица, парящая в облаках и т. п.

-                   Игра «Злая Баба Яга».

Цель игры: формирование представления детей об эмоциональных состояниях, умение их различать и понимать, обучение навыкам поведения.

Дети сидят на стульях в кругу лицом друг к другу. Учитель просит показать, какие выражения лица, жесты, позы у взрослых, когда те сердятся на них.

—За что взрослые чаще всего сердятся на вас? Что вы делаете в ответ: плачете, улыбаетесь, боитесь? Попробуем разыграть эти ситуации.

Далее обсуждаются поступки обеих сторон, чувства другого человека. Затем меняются ролями.

-                   Игра «Волшебные водоросли».

Цель: снятие телесных барьеров, развитие умения добиваться своей цели приемлемыми способами общения.

Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованного детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.

Итогом каждой игры должна быть рефлексия, обмен мнениями, обсуждение эмоционального состояния детей.

Составленная нами программа игровых занятий была апробирована на учащихся группы «Б». По итогам работы была проведена контрольная диагностика, показавшая следующие результаты: для 74 % группы «А» психологический климат является относительно благоприятным и всего 18 % учащихся имеют низкий уровень групповой сплочённости.

Резюмируя вышесказанное, важно отметить, что игровые занятия, направленные на улучшение межличностных отношений младших школьников, дали положительные результаты. Но работа по формированию и коррекции взаимоотношений в школьном коллективе не должна ограничиваться только использованием игровых заданий. Необходима включенность в этот процесс родителей, учителей и классных руководителей.

В связи с этим нами были составлены рекомендации учителю, цель которых — объединение и сплочение коллектива:

-                   Совместные прогулки, экскурсии, походы, посещение музеев, цирка или театра;

-                   Постановка задачи для самостоятельного выполнения (например, проектная задача), при этом разбив класс на подгруппы;

-                   Введение и поддержание школьных традиций.

 

Литература:

 

1.      Алексеева Т. Дети-изгои [Электронный документ]//Классное руководство и воспитание школьников. 2010.№ 4.

2.      Бережковская Е. Л. Становление отношения к другу в школьном возрасте / Е. Л. Бережковская, О. В. Лачина // Вестн. РГГУ. — 2009. — № 7.

3.      Блонский П. П. Психология младшего школьника. М.: Изд.МОДЭК,МПСИ,2006.-632 с.

4.      Васильева, К. И. Взаимоотношения детей младшего школьного возраста / К. И. Васильева // Вопросы психологии. — 2006.

5.      Веденов, А. В. Вопросы воспитания и психологическая наука / А. В. Веденов // Вопросы психологии. — 2007.

6.      Духновский С. В. Психологический практикум. Диагностика межличностных отношений. М., 2009.

7.      Ильин Е. П.: Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2010

8.      Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений.Минск,1984.- 240 с.

9.      Лутошкин А. Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива М., 1999.

10.  Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций. — Спб.: Издательство «РЕЧЬ», 2008. — 174 с.

11.  Собчик Л. Н. Метод цветовых выборов. Модифицированный цветовой тест Люшера. Методическое руководство М., 2000.

12.  Трофимова М. Секреты дружного класса // Здоровье школьника. — 2010. — № 6.

13.  Чернова О. В. Влияние ролевой игры на улучшение межличностных взаимоотношений учащихся начальных классов [Электронный документ].URL: http://festival.1september.ru/articles/52631/ (проверено 12.10.2014).

14.  Шатских И. Б. Определение индекса групповой сплоченности Сишора [Электронный документ]. URL: http://vsetesti.ru/86/ (проверено 13.10.2014).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle