Библиографическое описание:

Вашуркина А. Ю. Границы финансово-правового регулирования: проблемы определения // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 249-252.

Статья посвящена вопросам определения предмета финансового права и границам финансово-правового регулирования. Четкое определение предмета финансового права имеет фундаментальное теоретическое и практическое значение.

Ключевые слова:предмет финансового права, финансовое право, публичные финансы, финансовая система, финансовое правонарушение.

 

В становлении и развитии экономико-социальной структуры общества огромную роль играет государственное регулирование, которое осуществляется в рамках принятой политики на каждом историческом этапе развития общества. Финансовая система общества и входящий в ее состав — государственный бюджет являются одним из механизмов, которые дают возможность государству проводить экономическую и социальную политику. Именно по средством федерального бюджета государство производит направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Финансовая система — форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта. В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято подразделять на сферы централизованных финансов (публичные финансы) и децентрализованных финансов (финансы организаций и финансы домохозяйств).

Благодаря финансам реализуется непосредственное взаимодействие общества, государства и гражданина. При помощи нормативного правового регулирования финансовых отношений достигается пересечение двух направлений — экономики и права. Это подтверждает сложность и значимость законов и других документов, исполнение которых призвано обеспечить стабильность экономического развития. Несмотря на отсутствие устоявшейся формулировки финансовой политики, полагаю, что ее состав не ограничивается налоговой и бюджетной политикой.

Юридическое определение понятия финансов является весьма сложной научной задачей, от ее решения зависит развитие финансового права. Как показывает история, финансы выступают предметом научных изысканий на протяжении уже не одного столетия [1]. Проблема научного понимания финансов отмечена и юристами. Профессор С. В. Запольский обращает внимание, что им «посвящены тысячи исследований ученых всего мира, всех школ, направлений и отраслей науки. И вместе с тем существо финансов остается неразгаданной тайной и продолжает волновать многие ученые умы» [2].

П. М. Годме писал, что финансовое право — отрасль публичного права, предметом которой являются нормы, регулирующие государственные финансы [3]. Предмет финансового права составляют отношения, обладающие властным и имущественным характером; направленностью на образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов; неравенством сторон, зависимостью одних субъектов от других [4].

Отношения, связанные с государственными финансами, а также комплекс отношений, направленных на обеспечение надлежащего функционирования финансовой системы страны, составляют предмет финансового права. К ним относятся: денежно-валютные, налоговые, бюджетные, банковские, фондовые и международно-финансовые отношения.

Правительством РФ на заседании 1 июля 2014 г. одобрены Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг. [5]. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, развитие человеческого капитала, повышение предпринимательской активности. При этом важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы России. Замедление экономики РФ в 2013 г. и снижение налоговых поступлений от главных бюджетообразующих налогов — НДС и налога на прибыль осложнили выполнение основной задачи налоговой политики по сокращению бюджетного дефицита при одновременном неувеличении налогового бремени для организаций и населения.

Согласно п. 2 ст. 53 БК РФ федеральные законы о внесении изменений в законодательство РФ, в частности о налогах и сборах, федеральные законы, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы РФ и вступающие в силу в очередном финансовом году и плановом периоде, должны быть приняты не позднее одного месяца до дня внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период [6]. Подобные положения установлены и в отношении нормативно-правовых актов в области налогообложения, принимаемых субъектами РФ и муниципальными органами.

Данные нормы предусматривают, что их исполнение приведет к повышению предсказуемости бюджетной политики и повышению устойчивости бюджетной системы. Тем не менее законодатели посчитали, что применять такие ограничения в 2014 г. будет излишним. По их мнению, в текущей экономической ситуации данные нормы свою роль не смогут сыграть в полной мере. В связи с этим их действие приостановлено Федеральным законом от 21.07.2014 № 214-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации» с момента его публикации до 01.01.2015 [7].

В последнее время активно обсуждается тема повышения налогов. Предложения высказываются различные: повысить НДФЛ с 13 до 15 процентов (как вариант, ввести ставку 30 процентов для тех, чьи доходы за год превышают 12 млн руб.) или повысить НДС с 18 до 20 процентов либо позволить регионам вводить налог с продаж. Однако, федеральный закон от 21.07.2014 № 221-ФЗ предусматривает повышение большинства государственных пошлин с 1 января 2015 г. [8]. Можно обратить внимание на то, что размеры пошлин не пересматривали с 2009 г. И теперь сборы решили проиндексировать с учетом инфляции, накопленной за прошедшие годы. Это позволит компенсировать расходы субъектов России, связанные с предоставлением государственных услуг по принципу «одного окна» на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. Базовый прогноз социально-экономического развития Российской Федерации до 2016 г. предусматривает, что показатель инфляции в нашей стране за период с 2009 г. по 2015 г. составит 61 процент. С учетом дифференцированного подхода средний коэффициент индексации государственных пошлин составил 1,57. Добавим, что объем доходов федерального бюджета от государственной пошлины за 2012 г. составил 92,3 млрд руб., а за 2013 г. — 92,2 млрд руб. [9].

В последние годы наукой финансового права осуществляются интенсивные исследования, связанные с теорией и инструментами финансового права, а так же вопросы, относящиеся к предмету финансового права. В настоящее время российская наука финансового права переживает период активного развития. Это связано с изменением экономической ситуации в стране, развитием экономических отношений. Кроме того, актуальность науки финансового права сегодня обусловлена образованием юридической практики, главным образом законодательной.

Новое время поставило перед наукой финансового права новые задачи. В целом они могут быть разбиты на две группы. Во-первых, науке финансового права требуется переосмысление ряда устоявшихся финансово-правовых категорий и институтов, наполнение их новым содержанием применительно к изменившимся условиям. Во-вторых, задачей науки финансового права является исследование новых финансово-правовых институтов, формулировка новых финансово-правовых концепций исходя из современного финансового законодательства, а также из потребностей разработки новых финансово-правовых актов. Эти две группы задач должны решаться наукой финансового права при разработке общетеоретических проблем. Считаю что, требуется уточнение определение предмета финансово-правового регулирования, и хотя в этом направлении уже многое сделано, все еще остается невыясненным ряд вопросов. Сегодня почти все ученые сходятся на том, что предмет финансового права составляют отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Однако существуют неопределенности в конкретизации этих отношений. Прежде всего, возникает вопрос: включаются ли в предмет финансового права расчетные отношения? Если да, то какие? Во-вторых, до сих пор остается невыясненным вопрос о том, какие отношения в сфере валютного регулирования включаются в предмет финансового права. Требуют серьезной проработки и отношения, возникающие в сфере банковской деятельности. Кроме того, в настоящее время в связи с развитием налогового и бюджетного законодательства и, в частности, с установлением мер ответственности требует более серьезного анализа проблема существования финансово-правовой ответственности как вида юридической ответственности. Самостоятельность финансовой ответственности подчеркивают специфические особенности финансового правонарушения. Понятие «финансовое правонарушение» носит собирательный характер, оно объединяет бюджетные, налоговые, валютные и банковские правонарушения.

Задачи науки финансового права требуют сегодня решения и применительно к специальным проблемам финансового права. В настоящее время становятся опять весьма актуальными проблемы бюджетного права. Это обусловлено новой концепцией бюджетной системы РФ, новыми подходами к построению межбюджетных отношений, разработкой концепции бюджетного федерализма, переходом на казначейскую систему исполнения федерального бюджета и т. д. Свидетельством этого является изменения, вносимые в БК РФ, который изначально был призван создать единую систему бюджетных отношений в Российской Федерации.

Весьма актуальным и полезным для науки финансового права сегодня явилось бы изучение проблем целевых государственных и местных фондов денежных средств. Глава 17 БК РФ определяет правовые основы деятельности именно социальных государственных внебюджетных фондов, к которым относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Пока эти проблемы не достаточно исследовались наукой финансового права. Между тем существование целевых бюджетных фондов на федеральном уровне, неопределенность их правового режима и использования требуют от науки финансового права тщательной научной работы над этими проблемами. В равной мере существуют финансово-правовые проблемы и на уровне внебюджетных фондов.

В учебниках финансового права последних лет все чаще рассматривается правовой режим финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий. На диссертационном и монографическом уровне такого рода проблемы пока в полной мере не исследовались. Между тем они охватывают ту часть финансового права, которая регулирует децентрализованные государственные и местные финансы. Поскольку правовой режим децентрализованных государственных и местных финансов многоотраслевой, весьма важно с научной точки зрения определить ту часть отношений в этой сфере, которая урегулирована нормами финансового права.

Налоговое право по-прежнему остается в центре науки финансового права. В связи с изменениями НК РФ значимыми являются исследования, непосредственно востребованные практикой. Для науки финансового права сегодня достаточно важно исследовать проблемы разграничения сфер финансово-правового и гражданско-правового регулирования государственного и муниципального кредита.

В силу особенностей предмета финансового права, финансовые, т. е. денежные, отношения не существуют и не возникают сами по себе, в чистом виде. Будучи объективно обусловлены общественными потребностями, которые детерминированы уровнем развития товарно-денежных отношений, масштабами государственной деятельности, социальными задачами на данном этапе и т. д., эти отношения проявляются не иначе как в формах, определенных государством (и муниципальным образованием). Следовательно, государство придает объективно нарождающимся финансовым отношениям адекватные формы проявления: устанавливает конкретные виды платежей, порядок поступления их в государственные фонды, определяет направления использования финансовых ресурсов, их распределения и т. д. Все это делается с помощью финансово-правовых норм, модель которых создается государством и муниципальными образованиями. В противном случае финансовые отношения с государством не возникли бы вообще, а если бы и возникли, то не в той форме, которая требуется государству для обеспечения выполнения его задач на том или ином этапе развития. Однако нельзя забывать, что в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований возникают и такие отношения, которые не опосредуются движением денежных средств, например: отношения по бюджетному процессу, по установлению налогов, сборов, пошлин, по государственному финансовому контролю и т. д. Практика показывает, что в этой группе отношения иногда возникают как организационные, а лишь затем приобретают правовое оформление. Следовательно, сначала создается фактическая модель поведения, а затем она оформляется нормой права. Особенность финансово-правовых норм заключается и в том, что они являются средством реализации общественных, т. е. публичных, а не частных интересов. Это обусловлено принадлежностью финансового права к праву публичному, а в конечном итоге, опять-таки особенностями предмета финансово-правового регулирования. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований, будучи объективно обусловлена экономическим строем общества, производственными отношениями и т. д., детерминирована насущными потребностями и интересами общества в целом. Это интерес к оптимальному регулированию экономической жизни, к оказанию помощи социально незащищенным гражданам, к наличию боеспособной армии, сильной полиции и т. д. При этом интерес к финансовому обеспечению государства, к получению от него финансовой помощи, существующий на уровне больших социальных общностей, сочетается с интересом самого государства к поддержанию своего собственного существования. Это естественно, так как финансовые ресурсы необходимы государству не только для того, чтобы реализовать социальные интересы, воплощающиеся в его задачах и функциях, но и для того, чтобы содержать свой аппарат, государственные структуры, которые непосредственно обеспечивают реализацию социальных интересов. Таким образом, государство мобилизует денежные средства, чтобы израсходовать их на социально значимые мероприятия.

 

Литература:

 

1.         Пушкарева В. М. История финансовой мысли и политики налогов. М.: Финансы и статистика, 2008. С. 7.

2.         Запольский С. В. Дискуссионные вопросы теории финансового права. М.: Эксмо: РАП, 2008. С.6.

3.         Годме П. М. Финансовое право. М.: Прогресс, 1978. С. 37.

4.         Пилипенко А. А. Финансовое право: учеб. пособие. Минск: книжный дом, 2007. С. 44–45.

5.         Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. [Электронный ресурс]: сайт. — URL: http://sfr.bujet.ru/sfr/253414.

6.         Бюджетный кодекс: федеральный закон от 31 июля 1998г. № 145-ФЗ: по сост. на 4 октября 2014г. //Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. -№ 31. — Ст. 3823.

7.         О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации: федеральный закон от 21 июля 2014 № 214-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — № 30 (Часть I). — Ст. 4215.

8.         О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации: федеральный закон от 21 июля 2014 № 221-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — № 30 (Часть I). — Ст. 4222.

9.         Сопунько О. М. Госпошлины вырастут со следующего года. [Электронный ресурс]: сайт. — URL: // http://www.buhgalteria.ru/article/ n132775.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle