Библиографическое описание:

Шараборин Е. В. Сценарии макроэкономического развития денежно-кредитной политики на 2014 г. и период 2015-2016 гг. // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 433-436.

В статье рассмотрены четыре варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2014–2016 годах, один из которых — вариант 3 — соответствует первому варианту прогноза Правительства Российской Федерации, а три других — варианты 1, 2 и 4 — разработаны Банком России.

Заложенные в прогноз предпосылки относительно внешних условий различаются между вариантами. В вариантах 2 и 3 предполагается постепенное улучшение ситуации в мировой экономике и сохранение среднегодовой цены на нефть на уровне, близком к уровню 2013 года. Варианты 1 и 4 предусматривают отклонение среднегодовой цены нефти на 25 долларов США в меньшую и большую сторону в условиях соответственно более медленного и более быстрого восстановления мировой экономики.

В отношении внутренних условий предполагается реализация структурных реформ, намеченных Правительством Российской Федерации (ожидается, что заявленные реформы будут закреплены соответствующими нормативно-правовыми актами и решениями). При этом вариант 3 исходит из предпосылки об относительно быстром улучшении делового климата и повышении конкурентоспособности российской экономки, в то время как в вариантах Банка России предполагается, что влияние структурных реформ на экономику будет более растянутым во времени и не приведет к значительному увеличению инвестиционной активности частного сектора в рассматриваемый трехлетний период. Все варианты учитывают изменение порядка индексации регулируемых тарифов на товары и услуги инфраструктурных компаний: осуществление индексации тарифов для населения в 2014–2016 годах исходя из уровня инфляции предыдущего года с понижающим коэффициентом 0,7; неизменность в 2014 году и индексацию на уровне инфляции предыдущего года в 2015 и 2016 годах тарифов для других категорий потребителей.

Относительно бюджетной политики во всех вариантах делается предположение о ее проведении в 2014–2016 годах в рамках существующих бюджетных правил. Прогнозы Банка России основных макроэкономических параметров также учитывают влияние на внутренние условия со стороны проводимой денежно-кредитной политики, направленной на достижение целей по инфляции.

В вариантах 2 и 3 предусмотрено, что в 2014 году среднегодовая цена на нефть сорта «Юралс» составит 101 доллар США за баррель и затем сохранится на уровне 100 долларов США за баррель в 2015–2016 годах. В рамках данных вариантов предполагается постепенное восстановление мировой экономики в условиях сохранения относительно стабильной ситуации на финансовых рынках. По международным оценкам, темпы роста мировой экономики могут возрасти с 3,1 % в 2013 году до 3,8 % в 2014 году. Вместе с тем вероятное сворачивание мер количественного смягчения Федеральной резервной системой США, а также продолжение реализации правительствами крупнейших развитых стран политики, направленной на сокращение дефицита государственного бюджета, и наблюдающееся снижение темпов экономического роста в странах с формирующимися рынками свидетельствуют о том, что значительного ускорения роста мировой экономики в 2014–2016 годах не произойдет.

С учетом ожидаемого отсутствия роста мировых цен на энергоносители, а также умеренной динамики цен на продовольствие прогнозируется сохранение инфляции в экономиках стран — основных торговых партнеров России на достаточно низком уровне и отсутствие значимого влияния ее динамики на темпы роста потребительских цен в России.

В целом, согласно прогнозу Банка России, сдерживающее влияние на российскую экономику со стороны внешнего спроса в 2014–2016 годах будет уменьшаться. Тем не менее наличие ограничений, связанных с возможностью наращивания объемов экспорта топливно-энергетических ресурсов, предполагает сохранение отрицательного вклада чистого экспорта в рост ВВП, несмотря на нормализацию экономической ситуации в странах — торговых партнерах.

В условиях слабого внешнего спроса внутренний спрос продолжит играть ключевую роль в формировании роста российской экономики. Поддержку внутреннему спросу будут оказывать замедление инфляции, реализация отдельных государственных инвестиционных проектов, в том числе за счет инвестирования средств Фонда национального благосостояния, а также сохранение умеренных темпов роста кредита экономике. По оценкам Банка России, темпы роста кредита экономике составят около 15 % в год, что в целом согласуется с их равновесной динамикой, и будут обеспечивать рост экономики без создания рисков возникновения финансовых дисбалансов. Факторами, сдерживающими экономический рост, выступят ограничения по повышению загрузки факторов производства, неблагоприятная демографическая ситуация (сокращение численности населения трудоспособного возраста), а также бюджетная политика, предполагающая снижение в реальном выражении государственного инвестиционного спроса и ограниченный рост заработной платы работников бюджетной сферы и военнослужащих. Варианты 2 и 3 различаются предположениями относительно скорости влияния реализации структурных изменений на российскую экономику, что обуславливает различие прогнозируемых темпов роста совокупного выпуска в данных вариантах.

В варианте 1 предполагается снижение цен на нефть сорта «Юралс» до 76 долларов США за баррель в 2014 году в результате резкого ухудшения ситуации в мировой экономике. В 2015–2016 годах предполагается сохранение цены на нефть на уровне 75 долларов США за баррель. С учетом возможной дестабилизации ситуации на внешних и внутренних рынках действия Банка России будут направлены на обеспечение стабильного функционирования финансового рынка и банковского сектора, что является необходимым условием для реализации денежно-кредитной политики. Данный сценарий предполагает значительное увеличение отрицательного разрыва выпуска в 2014 году в связи с неблагоприятным внешним шоком. В этих условиях выраженное дефляционное давление со стороны внутреннего спроса, а также снижение темпов роста мировых продовольственных цен сделают возможным проведение более мягкой, чем в базовом варианте, денежно-кредитной политики без создания рисков для достижения цели по инфляции в среднесрочной перспективе. Стимулирующая денежно-кредитная политика окажет поддержку экономической активности. В результате после снижения ВВП на 1,0 % в 2014 году прогнозируется восстановление темпов роста экономики в 2015 и 2016 годах до 1,8 %. С учетом сокращения внешнего и внутреннего спроса и ухудшения настроений экономических агентов вероятно сокращение в 2014 году инвестиций в основной капитал на 3,0 % с последующим восстановлением их роста на уровне около 2,0 %.

Вариант 2 рассматривается в качестве базового. Данный вариант, в отличие от варианта 3, исходит из предпосылки об отложенном влиянии структурных изменений на экономику, постепенности улучшения инвестиционного климата, сохранения повышенной экономической неопределенности и низкой прибыльности российских компаний, что будет сдерживать инвестиционную активность частного сектора. Эффективность частных и государственных инвестиций, как ожидается, будет оставаться невысокой. Выраженного ускорения процесса импортозамещения не прогнозируется, что обусловит сохранение значимого отрицательного вклада чистого экспорта в рост совокупного выпуска. С учетом имеющихся структурных ограничений темпы роста потенциального выпуска в 2014–2016 годах, по оценке Банка России, могут составить 2,0–3,0 %. При этом предполагается сохранение небольшого отрицательного разрыва выпуска в 2014 году с его постепенным закрытием в последующие годы. Таким образом денежно-кредитная политика будет учитывать инерционность инфляционных ожиданий экономических агентов и необходимость формирования и закрепления нисходящей тенденции в их динамике. В рамках данного варианта прогнозируется, что прирост ВВП в 2014 году составит 2,0 % и возрастет до 2,5 % в 2015 году и 3,0 % в 2016 году в условиях восстановления мировой экономики и улучшения ожиданий экономических агентов. Инвестиции в основной капитал в 2014–2016 годах с учетом невысоких темпов роста прибыли компаний могут увеличиться на 3,0–3,8 %. Главным источником экономического роста будет оставаться потребительский спрос. Увеличение расходов населения на конечное потребление предполагается на уровне 4,0–4,4 % в год.

Вариант 3 исходит из предпосылки о сравнительно быстром восстановлении экономической активности. Основными факторами экономического роста будут выступать повышение конкурентоспособности российских компаний, импортозамещение и повышение инвестиционной активности за счет улучшения делового климата, производственной и транспортной инфраструктуры. Благодаря этому инвестиции станут одним из основных источников экономического роста. Ожидается, что прирост инвестиций в основной капитал в 2014 году может составить 3,9 % и увеличиться до 5,6–6,0 % в 2015–2016 годах. Динамика потребительских расходов населения будет относительно устойчивой: их рост составит около 4,0 % в год. Несмотря на ускорение роста внутреннего спроса, темпы роста импорта, как ожидается, будут составлять 2,1–3,8 % в год. В результате отрицательный вклад чистого экспорта в прирост ВВП в 2014–2016 годах уменьшится до значений, близких к нулю. В указанных условиях рост ВВП ускорится до 3,0 % в 2014 году, 3,1 % в 2015 году и 3,3 % в 2016 году. По оценкам Банка России, достижение целей по инфляции в рамках данного варианта макроэкономического развития с учетом относительно быстрого восстановления внутреннего спроса может потребовать проведения умеренно жесткой денежно-кредитной политики.

В варианте 4 предполагается повышение цены на нефть сорта «Юралс» до 126 долларов США за баррель в 2014 году и ее сохранение на уровне 125 долларов США за баррель в 2015–2016 годах в условиях более быстрого, по сравнению с базовым вариантом, восстановления мировой экономики. Прогнозируется повышение экономической активности в России в 2014 году в связи с ростом доходов от экспорта российских товаров. При реализации данного сценария большое значение для обеспечения макроэкономической стабильности будет иметь проведение бюджетной политики, предполагающей соблюдение бюджетного правила и ограничение роста государственных расходов. Данный вариант характеризуется наиболее высокими инфляционными рисками. В случае увеличения инфляционного давления со стороны совокупного спроса для достижения целей по инфляции может потребоваться проведение более жесткой, чем в базовом варианте, денежно-кредитной политики. Увеличение объема ВВП предполагается на уровне 3,5 % в 2014 году и 3,8–4,0 % в 2015–2016 годах на фоне относительно высокой инвестиционной и потребительской активности. Во всех рассмотренных сценариях не исключается реализация рисков, которые могут привести к отклонениям инфляции от целевого ориентира и повлиять на определение параметров денежно-кредитной политики. В частности, к таким рисковым факторам относятся шоки на рынке продовольственных товаров, а также непредвиденные изменения регулируемых тарифов и конечных цен на жилищно-коммунальные услуги. Кроме того, денежно-кредитная политика будет учитывать динамику инфляционных ожиданий. При прочих равных условиях формирование устойчивой тенденции к их снижению подразумевает возможность достижения целей по инфляции при более мягкой денежно-кредитной политике.

Прогноз платежного баланса на 2014–2016 годы составлен в зависимости от сценарных условий. В связи с планируемым переходом к плавающему валютному курсу к 2015 году динамика международных резервов в 2015–2016 годах будет определяться преимущественно потоками, связанными с пополнением и расходованием средств суверенных фондов Российской Федерации. В 2014 году на изменение международных резервов будут также влиять валютные интервенции Банка России, направленные на ограничение волатильнсти национальной валюты, в рамках механизма плавающего валютного коридора.

Во всех рассматриваемых вариантах прогноза предполагается сокращение положительного сальдо счета текущих операций за счет стабилизации экспорта товаров, вызванной главным образом слабыми темпами роста физических объемов, в совокупности с продолжающимся ростом импорта. При этом во 2 и 3 вариантах ожидается формирование в 2016 году отрицательного сальдо счета текущих операций. Предположение о снижении цены на нефть с текущих значений до уровня порядка 100 долларов США за баррель в 2014–2016 годах в вариантах 2 и 3 соответствует реализации предпосылки о постепенном сокращении в этот период антикризисных мер поддержки экономики денежно-кредитными властями США и сохранении низкой склонности к риску участников мировых финансовых рынков. В этих условиях Банк России прогнозирует сохранение отрицательного сальдо финансового счета в 2014 году. При этом в указанных вариантах ожидается сокращение чистого оттока частного капитала в 2015 году в условиях уменьшения положительного сальдо счета текущих операций и повышения гибкости курсообразования, обеспечивающего балансировку счета текущих операций и финансового счета при сравнительно небольших изменениях международных резервов. В 2016 году возможно формирование чистого притока частного капитала.

В варианте 1, соответствующем ухудшению как внешних, так и внутриэкономических условий, Банк России прогнозирует сохранение отрицательного сальдо финансового счета, в то время как в варианте 4 в условиях роста склонности к риску международных инвесторов и возможного повышения привлекательности инвестирования средств в российскую экономику возможно формирование с 2015 года чистого притока частного капитала.

Произведена оценка динамики показателей денежно-кредитной сферы на 2014–2016 годы исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозной динамике ВВП, оценок платежного баланса, а также с учетом параметров проекта федерального бюджета на 2014–2016 годы.

Постепенное увеличение гибкости курсообразования и планируемый с 2015 года переход Банка России к плавающему валютному курсу, а также реализация бюджетной политики с учетом применения бюджетных правил создают условия для последовательного снижения влияния валютного и бюджетного каналов на формирование денежного предложения в ближайшие три года. Изменение объема чистых международных резервов органов денежно-кредитного регулирования будет обусловлено в основном операциями по пополнению (использованию) средств суверенных фондов. Денежное предложение на уровне органов денежно-кредитного регулирования будет формироваться преимущественно за счет операций Банка России по рефинансированию кредитных организаций, и в рамках всех рассматриваемых вариантов ожидается рост валового кредита банкам. Таким образом, согласно прогнозам Банка России, структурный дефицит ликвидности банковского сектора сохранится.

 

Литература:

 

1.      П. Н. Тесля. Денежно-кредитная и финансовая политика государства. Москва 2013.

2.      Ю.С Голикова. Организация деятельности Центрального банка. Москва 2012.

3.      http://www.cbr.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle