Библиографическое описание:

Юсупалиева Д. Б. Игровые технологии в учебном процессе // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 671-672.

Автор рассуждает о роли интерактивных методов и ролевых игр на занятиях. Новые методы способствуют повышению интереса не только к занятию, но и к предмету.

Ключевые слова:интерактивные методы, учащиеся, занятие.

 

В настоящее время особое внимание в учебных заведениях — школе, колледжах и вузах, стали уделять развитию творческой активности и интереса у учащихся к процессу обучения. Наши занятия стали намного интересней проходить, педагоги стараются разнообразить формы и методы работы. Кроме этого, мы постоянно принимаем участие в различных конкурсах, КВНах и олимпиадах. Для достижения высоких результатов в воспитании и обучении педагог должен быть творческой личностью, на протяжении всей своей трудовой деятельности работать над собой. Он должен уметь проводить исследовательскую работу, т. е. владеть исследовательскими умениями. Педагог может работать успешно только в том случае, если он не просто преподает, но и ведет педагогические исследования, изучает особенности и способности, результативность используемых им педагогических приемов и методов и т. д. [3, с.72].

Действительно, чем занимательней проходит урок, тем выше мотивация к изучению данного предмета. Новые интерактивные методы, т.н. графические организаторы и игровые формы, например, ролевые игры или составление эссе — все это для учащихся представляет живой интерес и активизирует процесс познания. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических действий и организации благоприятной среды, которая раскрепощает учащихся. Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество. [4, с.833].

Например, интерактивный метод «Цепочка». Учащимся дается задание раскрыть проблему «Реформы в системе образования Республики Узбекистан» по следующим вопросам:

«что?»,

«кто (основатель)?»,

«когда (создана)?»,

«какие (признаки)?»,

«какое (целевое значение)?»,

«как (применять)?»,

«почему?»,

«каким образом?»

Преподаватель объясняет условия проведения метода «Цепочка»:

-          ответы на вопросы должны быть лаконичными и четкими.

-          если кто-то затрудняется с ответом или не точно и не полностью отвечает на вопрос, то преподаватель «передает» карточку с вопросом другому учащемуся, учитывая желание учащегося. После этого учащийся отвечает на вопрос.

-          по окончании опроса учащиеся подсчитывают количество карточек с вопросами друг у друга. У кого их нет, тот считается не полностью подготовленным к занятию, и итоговая оценка по окончании занятия снижается на 1 балл. У учащегося, набравшего более 1 карточки, итоговый балл может быть увеличен на 0,5–1, в зависимости от сложности вопроса. В этом решении могут принять участие сами ребята. Карточки с вопросами выкладываются на стол перед учащимися лицевой частью вниз. Каждый по очереди берет себе одну любую из предложенных карточек, оставшиеся карточки раздаются по желанию. Если никто не изъявляет желания, то преподаватель на своё усмотрение отдает карточки с вопросами. Преподаватель задает вопрос «Пожалуйста, поднимите карточку у кого первый вопрос?». Учащиеся должны самостоятельно предположить, кто первый отвечает. Первым отвечает учащийся с карточкой «что?», давая определение реформам преподаватель дает возможность учащемуся без подсказок ответить на вопрос. Далее ребята отвечают по всем вопросам. В заключение преподаватель анализирует ответы: насколько вопросы были раскрыты, точность и полнота ответов, кто подготовлен отлично, хорошо, а кто имеет пробелы в знаниях. Преподаватель просит поделиться впечатлениями о форме опроса с помощью карточек — что было интересным, не устроило, было сложным и т. д. Еще один метод, который был у нас на уроке — это метод «Ролевая игра». Задание. Предлагается текст «Национальная программа по подготовке кадров». Класс делится на малые группы по 3–4 человека.

Перед группой «Тезис» стоит задача кратко изложить содержание текста в виде основных тезисов. Задача группы «Понятие» заключается в том, чтобы выделить базовые понятия и дать им определения. Группа «Схема» представляет изучаемый материал в графическом виде. Члены группы «Апологет» выявляют и формулируют положительные, интересные, оригинальные, перспективные стороны материала. Группа «Оппозиция» формулирует все «недостатки», которые ей удается найти при изучении темы, при этом дается не только формулировка каждого «недостатка», но и обоснование того, почему это является недостатком. Группа «Практик» решает, как изучаемый материал может быть использован на практике, при этом указываются различные варианты его применения. Группа «Ассоциация» делает рисунок, в котором отражены ассоциации (образы), возникающие при ознакомлении с темой занятия. Члены группы «Поэт» должны сочинить стихотворение, которое бы отражало изучаемый материал.

Такая «ролевая игра» нам очень понравилась, здесь есть место и творчеству и воображению и логическому представлению материала.

Еще один интересный интерактивный метод, который мы использовали на уроке литературы. Это интерактивный метод«Каждый учит каждого»

Данный метод дает возможность всем учащимся принять участие в обучении и передаче своих знаний одногруппникам. Использование этого метода помогает учащимся увидеть общую картину понятий и фактов, которые необходимо изучить во время занятия, а также вызовет вопросы и повысит интерес.

Порядок проведения:

1.         Подготовьте карточки с фактами. Изложите какой-либо факт, относящийся к теме занятия, на карточке из картона или листе бумаги -по одному на каждого ученика. Например: 1. Движение джадидов положило начало светскому обучению. Они выступали за изучение не только Корана, но и таких предметов, как алгебра, география, история и др. Джадиды требовали исключить телесное наказание учеников в медресе и внедрить в учебный процесс каникулы. 2. В движение джадидов входили УсмонНосир, Абдулла Кадыри, Абдулхамид Чулпон, Абдурауф Фитрат, Абдулла Авлони, Махмудхужа Бехбуди.

2.         Раздайте по одной карточке каждому учащемуся.

3.         В течение нескольких минут учащийся должен прочесть информацию на карточке. Преподаватель должен ходить по комнате и проверять, понимают ли ученики полученную информацию.

4.         После прочтения попросите учащихся начать ходить по классу и знакомить со своим фактом встречающихся ребят (по одному человеку). Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый учащийся не поговорит с каждым из своих одногруппников.

5.         Учащиеся могут одновременно говорить только с одним одногруппником. Задача состоит в том, чтобы поделиться своим фактом и самому узнать один факт от другого ученика.

6.         После того, как ученики завершат это упражнение, попросите их рассказать что-либо о том, что они узнали от другого ученика. Учитель может записывать ответы на доске или на флипкарте.

Такие методы активизируют не только учащихся, но и значительно повышают эффективность занятий. Новые интерактивные методы создают больше работы для преподавателя, но наградой для него будут не только хорошие показатели, но и увлеченность ребят.

 

Литература:

 

1.                          Артюхина А. И., Чумаков В. И. Интерактивные методы обучения в медицинском вузе. Учебное пособие. Волгоград, 2008.

2.                          Ходиев Б. Ю., Голиш Л. В. Способы и средства организации самостоятельной учебной деятельности студентов. Т., 2008.

3.                          Акрамова Л. Ю. О совершенствовании профессионального мастерства педагога в современных условиях. Актуальные вопросы современной психологии и педагогики.: Сборник докладов XIV-й Международной научной конференции Липецк: Издательский центр «Гравис», 2013. — С.72.

4.                          Шойимова Ш. С. Психолого-педагогические особенности развития самостоятельности детей дошкольного возраста. «Молодой ученый» журнал № 6, ч.YII. Казань, 2014.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle