Библиографическое описание:

Байдаирова К. Б., Искакова М. С. Оценка финансового состояния организации // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 244-246.

Оценивая финансовое состояние фирмы, бухгалтер интересуется активами, обязательствами и собственным капиталом. В этой связи следует упомянуть два очень важных момента. Первый заключается в том, что активы обычно отражаются по исторически достоверной (фактической) стоимости, рыночной цене в момент приобретения.

Общепринятые принципы бухгалтерского учета (GAAP) обеспечивали различную основу для проведения анализа финансовых отчетов. В то же время этот документ не исключает возможность личных контактов, имеющих весьма важное значение в отношениях между банком и заемщиком. В результате стало возможным последовательное рассмотрение результатов деятельности одинаковые понятия. Хотя многие фирмы в настоящее время не публикуют финансовые отчеты, подкрепленные независимым аудитом, большинство банков требуют, чтобы фирмы готовили свои отчеты в соответствии с GAAP.

Анализ финансового состояния в GAAP включает как технические выкладки, так и истолкование финансовой информации для оценки ее нынешнего состояния и жизнеспособности в будущем, чтобы определить уровень риска, связанного с предоставлением ссуды.

В GAAP при оценке финансового состояния принимают различные виды анализа, многие из которых заслуживают особого внимания. Так, при развертывании финансовых отчетов вначале приводят анализ бухгалтерского баланса. Он предполагает оценку активов компании, далее — ее обязательств и разности между ними — ее собственного капитала.

Затем анализируется отчет о доходах — его именуют также отчетом о прибылях и убытках или отчетом о прибыли, главная задача которого — оценить имущество, созданное фирмой за данный период. Анализ заключается в рассмотрении достоверности поступлений и правильности отражения затрат.

Третий финансовый отчет, подлежащий анализу, — это отчет о движении наличности — «кэш-флоу». Из названия отчета следует, что эта модель хозяйственных операций компании показывает, как компания получает и использует свои денежные ресурсы без учета начисленных, но невыплаченных сумм. Как и отчет о доходах этот документ отражает динамику движения наличности (обычно за хозяйственный год).

От каждого клиента следует потребовать, в качестве элемента финансовой документации, отчет о движении наличности, по возможности, в соответствии со Стандартами финансового учета.

Далее проводят анализ коэффициентов. Коэффициенты представляют собой относительные величины, аналитик может охарактеризовать показатели работы компании в динамике (анализ тенденций) или же в соответствии с конкурентами и отраслью в целом.

Для аналитических целей в GAAP коэффициенты подразделяют на три основные группы, причем две из них имеют подгруппы; каждая группа характеризует определенный аспект финансового благосостояния компании. Основные группы — это ликвидность, а две ее подгруппы — ликвидация и функционирование, левередж — с двумя такими же подгруппами; прибыльность. Далее рассмотрим поочередно каждую группу коэффициентов.

Коэффициенты ликвидности. В финансовой практике ликвидность означает способность превратить актив в наличность быстро и без потерь рыночной стоимости.

Аспект ликвидации при этом означает намерение кредиторов рассмотреть перспективу ликвидации фирмы для возмещения основной суммы ссуды. Коэффициенты, обычно связанные с ликвидацией, основаны на балансовой стоимости и не учитывают динамические аспекты отчетов о доходах или о движении наличности, так как предполагается, что фирма потерпела банкротство, а ликвидация — это единственная возможность вернуть ссуду.

Некоторые кредитные аналитики считают коэффициенты ликвидного типа достаточными для установления ликвидности, так как они показывают превышение текущих активов над текущими обязательствами в случае полной ликвидации компании. Ниже приведены несколько примеров коэффициентов этого типа.

Два коэффициента ликвидности, используемые для грубой оценки ликвидности, — это «текущий» и «быстрый». Текущий коэффициент соотносит текущие (оборотные) активы компании с ее текущими обязательствами, характеризует соотношение абсолютной величины оборотных активов и текущих обязательств компании на определенный момент времени.

Текущий коэффициент не является абсолютным показателем способности вернуть долги, так как при нормальных обстоятельствах компания никогда полностью не ликвидирует свои оборотные активы. Кроме того, текущий коэффициент характеризует не качество оборотных активов, а лишь их наличие. Некоторые аналитики полагают, что недостатки текущего коэффициента должны служить серьезным предупреждением в связи с имевшими место ошибками кредиторов, которые слишком полагались на этот показатель.

«Быстрый» коэффициент (именуемый также коэффициентом «лакмусовой бумажки») — это более строгий показатель ликвидности по сравнению с текущим коэффициентом, так как он включает теоретически наиболее ликвидные оборотные активы — он основан на предположении, что счета дебиторов более ликвидны, чем остальные активы. При таком расчете запасы и другие оборотные активы исключаются, а остаются лишь кассовая наличность, легкореализуемые ценные бумаги и счета дебиторов — активы, которые компания способна быстро превратить в наличность, чтобы рассчитаться по долговым обязательствам. «Быстрый» коэффициент рассчитывают по следующей формуле:

Быстрый коэффициент =

= (Касса + Легкореализуемые ценные бумаги + Счета дебиторов) /

/ Текущие обязательства

Коэффициенты ликвидности (операционный тип). В отличие от приведенных ликвидационных коэффициентов, базирующихся исключительно на балансовых данных, приводимые ниже коэффициенты ликвидности (операционного типа) основаны на сочетании данных отчета о доходах и баланса.

Операционные коэффициенты позволяют лучше оценить, насколько эффективно компания использует свои активы [1, с. 56].

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности. Оборачиваемость кредиторской задолженности, или дни к оплате, характеризует, насколько быстро компания оплачивает свои коммерческие счета. Следует внимательно отнестись к значительным изменениям указанного коэффициента, так как:

-        существенное снижение коэффициента оборачиваемости кредиторской задолженности может попросту означать, что компания извлекает выгоду из скидок, предоставляемых поставщиками в случае более ранней оплаты, но может указывать и на то, что поставщики отказывают в предоставлении коммерческого кредита;

-        значительное удлинение периода оплаты может отражать тот факт, что поставщики предоставляют дополнительный коммерческий кредит или увеличили сроки оплаты, но может свидетельствовать и о проблемах с наличностью, ведущих к отсрочке в оплате счетов поставщиков.

Среднюю оборачиваемость кредиторской задолженности исчисляют по следующей формуле: Оборачиваемость кредиторской задолженности =

= Себестоимость проданных товаров / Средняя задолженность

Коэффициенты привлечения средств (ликвидационного типа). Коэффициенты привлечения средств (левередж) характеризуют относительный уровень финансового риска, которому подвержены кредиторы и акционеры предприятия, — риска, вытекающего из твердых сроков погашения задолженности. Поэтому коэффициенты привлечения средств (ликвидационного типа) показывают, какую степень защиты кредиторской задолженности обеспечивают активы компании, которые финансируются либо за счет акционерного (собственного) капитала, либо за счет обязательств перед кредиторами.

Коэффициент «задолженность/собственный капитал» (или «задолженность/акционерный капитал») показывает, в какой мере вложения акционеров в фирму обеспечивают защиту от обесценения активов [1,с.60].

Подобно текущему коэффициенту, этот коэффициент показывает способность компании ликвидировать свои активы с целью погашения задолженности. Он позволяет аналитику определить, насколько компания может снизить оценку активов, не нанося ущерба кредиторам. Типичный коэффициент «задолженность/капитал» существенно колеблется по отраслям. Исчисляют его с помощью следующей формулы:

Коэффициент «задолженность/капитал» =

= Совокупные обязательства / Собственный капитал

Коэффициент «задолженность/капитализация» игнорирует краткосрочные заимствования для финансирования запасов и дебиторской задолженности, которая носит сезонный или сравнительно временный характер и, по идее, погашается за счет оборачиваемости текущих активов или в результате сезонного свертывания деятельности. Этот коэффициент показывает, в какой мере компания зависит от долгосрочных займов и лизинга при финансировании активов и какова, следовательно, потребность в прибыльных операциях, способных обеспечить такое привлечение заемных средств. Коэффициент «задолженность/капитализация» рассчитывают с помощью следующей формулы:

Коэффициент «задолженность/капитализация» =

= Долгосрочная задолженность /

/ (Долгосрочная задолженность + Собственный капитал)

Коэффициенты привлечения средств (операционного типа). Коэффициенты покрытия — это еще одна разновидность коэффициентов привлечения средств, обычно применяемых при анализе финансовой отчетности. Они показывают, в какой мере фиксированные выплаты по долговым обязательствам покрываются потоком средств от операций компании [2, с. 51].

В отличие от коэффициентов ликвидационного типа, которые оценивают перспективы кредитора в случае ликвидации, коэффициенты этого типа указывают на возможности погашения задолженности при условии, что компания продолжает функционировать. Обычно рассчитывают коэффициенты «средства (или наличности/текущие обязательства», «проценты уплаченные/доход», «дивиденды выплаченные/прибыль».

Коэффициент «поступление средств (наличности) /текущие обязательства по долгосрочным займам». Названный коэффициент показывает, какая доля поступлений средств (наличности) потребуется для погашения доли основной суммы долгосрочного займа, приходящейся на следующий год.

К сожалению, когда рассматриваемый коэффициент рассчитывают на основе годовых данных, не учитывают сроков поступления наличности, а они могут повлиять на способность компании производить выплаты по мере наступления сроков платежа. Однако в целом коэффициент служит хорошим показателем, особенно при анализе тенденций доходов компании за ряд лет.

Коэффициент «проценты уплаченные/доход». Еще один коэффициент операционного типа «проценты уплаченные/доход», применяемый главным образом при рейтинге ценных бумаг, показывает, какая доля доходов фирмы требуется для выплаты процентов по займам.

Коэффициент оборачиваемости активов характеризует эффективность использования компанией своих активов, показывая, какой объем продаж обеспечивается каждым долларом активов.

Коэффициент оборачиваемости активов рассчитывается с помощью следующей формулы:

Коэффициент оборачиваемости активов =

= Объем продаж / Средняя величина активов

Приведенный коэффициент используют преимущественно для сравнения компании с равными ей по отрасли фирмами.

Коэффициент «прибыль/активы» характеризует прибыльность компаний, т. е. насколько эффективно она использует свои активы. В принципе он основан на сопоставлении чистой прибыли и совокупных активов.

Коэффициент «прибыль/активы» рассчитывается следующим образом:

Коэффициент «прибыль/активы» =

= (Чистая прибыль + Проценты уплаченные — Снижение налогов из-за процентов) /

/ Средние совокупные активы

Еще один показатель прибыльности — это отдача от капитала, а именнокоэффициент «прибыль/капитал», характеризующий эффективность использования компанией ее акционерного капитала (впрочем, без учета риска, связанного со структурой капитала компании или деловыми операциями).

Рассчитывают его следующим образом:

Коэффициент «прибыль/капитал» =

= Чистая прибыль / Средняя величина собственного капитала

Этот коэффициент на процентные расходы не корректируют, так как он характеризует отдачу для акционеров после расходов по обслуживанию долга.

Следующим этапом служит анализ тенденций. Выявление тенденций и отраслевые сопоставления — это два важных аналитических метода, которые используются в GAAP. При анализе тенденций сопоставляют информацию за сравнимые периоды или на сопоставимые даты для одной и той же компании. Анализ тенденций используется для определения благоприятных или неблагополучных изменений в хозяйственной политике в том виде, в каком они отражаются в доходах, расходах, активах и обязательствах.

Так же проводят сравнительный анализ, который очень интересен по своей методологии. В его основу входят сопоставление коэффициентов и другой финансовой информации, относящихся, по меньшей мере, к двум компаниям, желательно одинакового размера и одной отрасли. Это позволяет аналитику сравнить эффективность работы этих фирм. Используя «Анализы годовых отчетов» («AnnualStatementStudies») компании «RobertMorrisAssociates», можно сравнить нужную фирму со многими другими компаниями и получить статистические выводы. Сравнительный анализ позволяет аналитику получить представление о том, как выглядит фирма в сопоставлении с прежним ее положением и другими аналогичными фирмами. Это включает сопоставление последнего баланса компании с ее балансами за предшествующие годы (обычно это именуют анализом тенденций) и сопоставление результатов ее деятельности с результатами других компаний или среднеотраслевыми показателями [3,с.47].

Помимо описанных выше аналитических инструментов имеются более современные аналитические методы. Они включают:

–           анализ текущих инвестиций, позволяющий оценить влияние роста продаж на потребность в финансировании и способность компании увеличивать объем реализации;

–           анализ устойчивого роста, помогающий определить способность компании расширять продажи без изменения доли заимствованных средств;

–           анализ чувствительности, который использует однотипные сценарии для влияния наиболее уязвимых мест компании;

–           отраслевой фактор, который учитывает непостоянство потоков наличности фирмы заемщика в сопоставлении с движением денежных средств у других компаний.

 

Литература:

 

1.      М. И. Баканов, А. Д. Шеремет Теория экономического анализа. Москва «Финансы и статистика» 2000 г.

2.      В. В. Бочаров Финансовый анализ Санкт — Петербург Москва — Харьков — Минск, 2002 г.

3.  Ковалев А. И., Привалов В. П. Анализ финансового состояния предприятия. М.: Центр экономики и маркетинга, 2009 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle