Библиографическое описание:

Сотникова О. И. Сетевое взаимодействие детского сада и школы по социальной адаптации дошкольников к обучению в школе // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 631-632.

Введение ФГОС дошкольного образования позволит обеспечить для каждого ребенка равенство возможностей в получении дошкольного образования. Самоценность данного этапа предусматривает учет индивидуальной траектории развития дошкольника, поэтому к моменту его поступления в школу уровень подготовленности также индивидуален: кто-то готов на все 100 %, а кому-то требуется дополнительное время или поддержка и помощь взрослого.

Как же помочь будущему первокласснику уверенно войти в школьную жизнь? Переход ребенка из детского сада в школу — это большой стресс для его неустойчивой психики: он попадает в совершенно неизведанную обстановку, с новыми, непривычными правилами и условиями, меняется не только режим, но и вид деятельности — вместо игровой — учебная. Нет привычно опекающего воспитателя, появляется самостоятельность и ответственность за себя, свое поведение. В жизнь ребенка включаются новые требования и ожидания, большая часть которых связана с поведенческими проявлениями — «не шалить», «не бегать», «слушать педагога», что предполагает правильно воспроизводить задаваемый учителем образец, усваивать социально выработанные нормы и правила. Все это и составляет содержание произвольности поведения первоклассника.

На основании ежегодно проводимого в дошкольном образовательном учреждении психодиагностического обследования готовности детей подготовительных групп к школьному обучению наблюдается наиболее высокий уровень в интеллектуальной готовности и составляет 87–89 %. Дошкольники имеют достаточный уровень развития наблюдательности, воображения, наглядно-образного мышления, дифференцированности восприятия, памяти, развития тонкой моторики.

Однако, в речевой подготовленности отмечается несовершенность грамматического строя речи, наблюдается бедность и однообразие употребляемых языковых средств, нарушение последовательности изложения, отсутствие художественно-стилистических элементов. Встречаются единичные нарушения структуры предложения. Имеют место и дефекты в звукопроизношении.

Сформированную мотивационную готовность, то есть новообразование «внутренняя позиция школьника», представляющее собой сплав познавательной потребности и потребности в общении со взрослым на новом уровне, имеются у 69 % детей.

Наиболее низкие показатели готовности детей подготовительных групп к школьному обучению наблюдаются в социальной сфере, то есть у воспитанников не сформированы такие качества личности, которые позволят общаться с одноклассниками и учителями, успешно адаптироваться к новым социальным условиям.

Преемственность между детским садом и школой предполагает обеспечение мягкого, плавного перехода дошкольника из одной среды в другую. Полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка не нарушится только в том случае, если ребенок заранее будет знаком со школой, общественной жизнью школьников, приобретет старших товарищей и друзей.

Процесс преемственности — это двухсторонний процесс, требующий согласованных усилий, как со стороны дошкольного образовательного учреждения, так и со стороны школы.

Именно с этой целью на базе детского сада совместно со школой в 2013–2014 учебном году организован центр «Содружество» по социальной адаптации детей дошкольного возраста к обучению в школе.

Чем же занимаются дети в Центре? Пока еще играют, но не в куклы и машинки, а в специально подготовленные «умные» игры. В процессе игры у будущих дошкольников корректируется речь, развивается логическое мышление, память, воображение.

Программа составлена совместно педагогами детского сада и школы на основе известных методик: Т. В. Ананьевой «Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению» [1], Г. В. Чиркиной «Программы дошкольных общеобразовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи» [2] и содержит в себе три основных блока: логопедический, психологический, педагогический, в каждом из которых стоит своя определенная цель и задачи. Педагогический блок имеет подчиненное значение, потому что составлен по заданию учителя-логопеда или педагога-психолога. Программа рассчитана на 1 год для детей подготовительной группы.

Воспитанники детского сада активно, с увлечением выполняют сложные поисковые и совместные задания, четко и последовательно следуют указаниям учителя. Продуктивность учебной деятельности неукоснительно растет. В каждом ребенке появляется уверенность и желание учиться в школе.

Деятельность Центра в течение учебного года позволила обеспечить постепенный, плавный переход дошкольников из привычной обстановки детского сада в новые условия школы. При этом сопровождение, игровая деятельность с педагогами детского сада незаметно для ребенка приобрела новый смысл с педагогами школы. На завершающем этапе курса дети старшего дошкольного возраста «подтянулись» до уровня успешного выпускника детского сада.

Современное состояние сетевого взаимодействия способствует реализации совершенно несложного в исполнении проекта, главное — желание педагогов детского сада и школы создать ситуацию успеха для каждого ребенка.

 

Литература:

 

1.      Т. В. Ананьева «Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению», Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2011 год

2.      Г. В. Чиркина «Программы дошкольных общеобразовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи» Москва, «Просвещение», 2009год.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle