Библиографическое описание:

Жуков А. Н., Артюхина О. В. Проблема квалифицированных кадров в строительстве // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 129-131.

Наращивание темпов строительства жилья обострило проблему дефицита квалифицированных кадров в строительной отрасли. По данным 2013 года в Пензенской области было возведено 829, 4 тыс. м2 жилья, что составляет 112,2 % по отношению к 2012 году. [1] Если проследить динамику, то легко понять, что объемы строительства растут с каждым годом, следовательно, число кадров должно расти в той же прогрессии, но такого не происходит. Сегодня компании вынуждены либо переманивать специалистов у конкурентов, либо использовать кадровый резерв, оставшийся с советских времен. Однако эксперты прогнозируют, что через несколько лет, когда «советский» резерв будет исчерпан, российские стройки рискуют остаться без необходимого кадрового обеспечения.

Проблема дефицита кадров в строительном комплексе берет свое начало в 1990-е гг., когда строительная отрасль пришла в упадок в связи с недостатком финансирования вследствие незрелости системы и недостаточной развитости механизма продажи жилья на открытом рынке. Политика кооперативов либо распределения жилья через административные органы привела к ситуации, когда строительство жилья в российских городах практически полностью прекратилось. В конце 1990-х гг. профессия строителя тоже не пользовалась популярностью. Родители, озабоченные будущим благополучием своих детей, стремились дать им именно востребованное в том время гуманитарное образование (юридическое, экономическое). Строительные специальности стали мало востребованы.

Как следствие — появление в России большого числа частных учебных заведений гуманитарного профиля и создание платных отделений в государственных вузах, техникумах и училищах. Начиная с середины 2000-х годов государство, наконец, взялось за решение проблем строительной отрасли, объявив строительство жилья одним из национальных приоритетов, но количество квалифицированных строителей, архитекторов, проектировщиков не соответствовало потребностям строительной отрасли. [2]

По данным кадровых агентств, сегодня в строительстве большой дефицит прорабов, архитекторов, инженеров-проектировщиков, конструкторов, специалистов по управлению проектами. Поэтому многие компании просто «перекупают» дефицитных специалистов у конкурентов. Руководители компаний жалуются на то, что большинство опытных строителей, работающих на стройках еще в советское время, предпенсионного или пенсионного возраста. При этом проблема молодых кадров остается весьма актуальной. Подготовленность нынешних выпускников строительных факультетов и вузов находится на низком уровне, в первую очередь в связи немотивированностью студентов к обучению.

Первая причина сложившейся ситуации в том, что выпускники строительных ВУЗов и сузов не желают выходить на стройки по причине отсутствия престижности данного вида деятельности. Вторая причина — уровень заработной платы, несоизмеримый с уровнем ответственности работы. Например, при одинаковом размере заработной платы мастера на стройке и менеджера по продаже бытовой технике в магазине риск получения травмы и увечья у второго практически отсутствует. На 2014 год на 1000 рабочих приходится 1,1 травматический случай. [3] Третья причина — практически полное отсутствие практических навыков после выпуска из ВУЗа.

Стоит отметить, что в СССР существовала практика шефства предприятий над учебными заведениями, дававшая возможность не только изучать учебно-методические пособия, но и сверять содержание учебных программ с реальными потребностями производства. В ВУЗах существуют производственные практики, как правило, оказывающиеся неэффективными, поскольку строительные компании мало заинтересованы в трате времени и денежных ресурсов на обучение студентов, что не дает толчка к развитию квалифицированного кадрового потока.

Поэтому на сегодняшний день появляется необходимость создания системы взаимодействия строительных институтов и предприятий данной отрасли. Сегодня многие строительные компании, столкнувшиеся с кадровыми проблемами, обратили внимание на строительные вузы. Однако квалифицированных специалистов из числа выпускников вузов, чья подготовка удовлетворяла бы современным потребностям и технологическому уровню предприятий, крайне мало.

Одна из причин — отсутствие налаженных контактов между учебными заведениями и строительными организациями. Из-за этого уровень подготовки молодых специалистов повсеместно имеет один важный минус — отсутствие у большинства практических навыков работы по специальности, а именно практические навыки работодателю и нужны.

Эксперты считают, что проблемы с кадрами в строительной отрасли сегодня характерны не только для выпускников вузов, но и для выпускников колледжей и техникумов. Исчезает система подготовки кадров среднего звена: мастера, прорабы, а ведь они — самые важные люди на стройке. Поскольку от их опыта, от их умения, от их технической подготовки зависит реально то, что будет построено. Та социальная мотивация, которая была создана за последние годы в обществе, привела к тому, что все стремятся в вузы, более того, стало достаточно легко получить диплом о высшем техническом образовании. И молодежь не хочет останавливаться на уровне средне-специального образования.

Непрерывное образование подразумевает самосовершенствование специалиста на протяжении всей жизни, но его рассматривают в контексте многоуровневого образования: начальное профессиональное, среднее профессиональное, потом высшее профессиональное и дополнительное высшее образование.

Система взаимодействия вузов и компаний должна претерпеть существенные изменения. Вузы должны услышать работодателя. А работодатель должен услышать систему подготовки кадров. [4]

Четвертая причина — малое количество вакантных мест для квалифицированных сотрудников. Выпускнику ВУЗа, как специалисту с высшем строительным образованием, необходимо платить определенную заработную плату в соответствии с существующим уровнем жизни, а так же предоставить социальный пакет в соответствии с трудовым законодательством.

Проблема подготовки кадров связана и с тем, что молодых специалистов готовят люди в почтенном возрасте, некоторые из которых ни разу не сталкивались на практике с технологиями строительного производства и не желающие осваивать новые материалы и технологии, зачастую обучающие студентов по устаревшим методикам. В 80-х годах средний возраст преподавателя составлял 35 лет. На сегодняшний день средний возраст штатных преподавателей государственных ВУЗов — 51,9. Средний возраст преподавателей с ученой степенью — 66 лет, «неостепененных», имеющих научно-педагогический стаж более 20 лет — 64 года. [5]

Так же вместе со средним возрастом преподавателей растет возраст оборудования, находящегося в лабораториях университетов. Которые, по идее, должны быть передовыми. Оборудование морально и технически устарело, для его обновления нужно финансирование, которое практически не осуществляется, единственная возможность модернизации лабораторий это гранты, которые весьма сложно получить. А это, в свою очередь, так же не дает возможности получения необходимых практических навыков, отвечающих требованиям рынка. Это можно обозначить как пятую причину.

Несмотря на то, что кадровая проблема строительной отрасли стоит очень остро, есть пути ее решения. Бизнесу, как носителю новых знаний, выгоднее получать готового специалиста, нежели рискованно вкладываться в его обучение во время работы. Выходом могло бы стать формулирование бизнесом социального заказа для учебных заведений, а также помощь в прохождении практики и последующем устройстве на работу перспективных выпускников.

Без участия работодателей эту проблему не решить, соответственно, один из способов — это целевое направление. Когда предприятие отправляет определенное количество кадров на обучение в ВУЗы, оплачивая и контролируя процесс их обучения; а так же заключает с ними контракт, по которому в течение определенного периода времени дипломированные специалисты отрабатывают, выделенные на них средства, получают рабочий стаж, возможность повышения трудовой квалификации, условия труда в соответствии с законодательством РФ и возможность продолжения рабочей деятельности в данной компании и устоявшемся коллективе. Кстати, это же поможет решить проблему «текучки», которая так же неблагоприятно сказывается на экономике и развитии отрасли в целом и предприятия в частности. На данный момент только крупным компаниям под силу создавать целевые направления.

Так же необходимо увеличить контрольные цифры приема абитуриентов на строительные специальности; сделать обязательным повышение квалификации рабочих в рамках стандартов саморегулируемых организаций строительного профиля; создать отраслевой научно-исследовательский центр.

Есть мнение, что одним из путей решения проблемы может стать именно создание таких учебных центров при строительных компаниях. В таком случае к обучающему процессу будут подключены специалисты компании, у которых есть практический опыт, знание современных потребностей и тенденций рынка.

В данный момент существует много общественных организаций и некоммерческих объединений и партнерств, связанных со строительной отраслью, занимающихся повышением уровня престижности профессии строителя и заинтересованности молодежи идти в профессию и оставаться в ней. Это достигается путем создания площадок, форумов для общения молодежи из разных уголков страны, обучения их современным технологиям, благодаря мастер-классам ведущих специалистов и организаций, и грантовых программ на реализацию собственных проектов и развития собственного бизнеса.

Популяризировать строительную отрасль можно так же через школы, путем создания профильных классов. В Пензе есть такая практика, на сегодняшний день 23 школы готовятся подписать соглашения о создании строительного профиля в своем учебном заведении. Углубленное изучение технических наук плюс привлечение ВУЗовских преподавателей для спецкурсов позволит школьникам иметь более четкое представление о профессии строителя, осознанно сделать свой выбор в пользу данного профиля и при поступлении иметь базовые знания, которые помогут при дальнейшем обучении.

В любой профессиональной сфере всегда существует множество проблем, строительство не является исключением. Фактор недостатка квалифицированных кадров с множеством вытекающих из него проблем, один из важнейших на сегодняшний день. Кадры сегодня — это будущее завтра. Если не начать решать этот вопрос именно сегодня, то завтра мы не сможем обеспечить жильем население, численность которого растет с каждым годом благодаря программам правительства, направленным на решение демографического кризиса.

По сути, проблема решается достаточно легко. Все, что нужно — это повысить престиж благородной профессии строителя и дать работникам стабильный доход, соответствующий степени риска и тяжести труда и позволяющий обеспечить достойное будущее.

Дейл Карнеги в своих трудах писал, что прежде, чем предложить что-то другому человеку, необходимо спросить себя самого, согласишься ли ты на то, что хочешь предложить. Так что в первую очередь именно мы сами должны хотеть остаться в профессии.

На сегодняшний день, после осознания того, насколько остро стоит этот вопрос, есть некие продвижения в сторону улучшения, но их недостаточно. В данной области еще очень много работы. И достичь результата можно только при плотном сотрудничестве ВУЗов, работодателей, общественных организации и некоммерческих партнерств и объединений и, самое главное, молодежи, ибо именно она является определяющим фактором успеха.

 

Литература:

 

1.        О жилищном строительстве в 2013 году Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d03/19.htm (дата обращения 04.11.2014)

2.        Строим 66. ru. Кадры в строительстве решают все. Только где их взять? [Электронный ресурс] URL: http://www.stroim66.ru/articles/i1238/ (дата обращения 08.11.2014)

3.        8 часов. Онлайн-журнал. На стройках растет травматизм [Электронный ресурс] URL: http://www.8hours.ru/news/usloviya-truda/proizvodstvo/na-stroykah-rastet-travmatizm (дата обращения 08.11.2014)

4.        Колмыкова М. А. Кадровая проблема предприятий строительной отрасли в современных российских условиях [Электронный ресурс] URL:http://www.iupr.ru/domains_data/files/zurnal_osnovnoy_5/Kolmykova %20M. %20A..pdf (дата обращения 14.11.2014)

5.        Средний возраст преподавателей ВУЗов [Электронный ресурс] URL: http://otvet.mail.ru/question/85717717 (дата обращения 09.11.2014)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle