Библиографическое описание:

Сухарукова А. А. Использование толлинговых сделок в России // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 418-420.

В данной статье рассматривается понятие толлинга и его применение во внешнеэкономической деятельности, основные особенности применения толлинговых схем в России и проблемы, связанные с ними.

Ключевые слова: толлинг, давальческое сырье, оффшор.

 

Для современных участников экономических отношений характерна тенденция увеличения международного сотрудничества, появление новых форм и способов. Одной из распространенных форм международной кооперации является толлинг.

Опираясь на определение, предлагаемое в Энциклопедическом словаре экономики и права, толлинг представляет собой форму работы предприятия на давальческом сырье. То есть посредническая фирма заключает с заводом толлинговый договор, согласно которому эта фирма финансирует импорт сырья и его переработку, оплачивает работу завода и является собственником продукции, изготовленной из этого сырья.

Впервые толлинговая схема была использована Братским алюминиевым заводом в сотрудничестве с компанией ТСС. Распространение толлинговые сделки приобрели, когда под воздействием международной конкуренции возник вопрос о соотношении производственных затрат, что сделало выбор места производства одним из ключевых факторов эффективности предприятия. В Германии процесс размещения заказов на переработку сырья начался в начале 70-х годов, после сильного повышения уровня зарплаты. На тот момент доля получаемой по толлинговым контрактам продукции в мировой торговле составляла от 0,5 до 1 %. [1, c. 267–269]

Для России толлинговые системы связаны со схемами работы иностранных контрагентов в алюминевой промышленности. Но было бы ошибкой считать, что время зарождения отечественного толлинга сопряжено с появлением рыночной экономики. «Давальческие схемы» реализовывались в хозяйственном обороте предприятий СССР. В качестве одного из примеров можно привести схему работы текстильных промышленных объединений.

Рассматривая толлинговые операции, необходимо выделять две стороны: заказчик и переработчик. Для каждой из сторон мотивы использования данного рода схем различны. Так для заказчика основными причинами использования толлинговой схемы являются:

1.                  снижение себестоимости продукции;

2.                  отсутствие необходимой технологии или производственных мощностей для производства продукции

Для переработчика такими причинами являются:

1.                  наличие простаивающих мощностей;

2.                  нехватка оборотных средств для приобретения сырья.

Применение толлинга является взаимовыгодным решением для обеих сторон. Для страны-переработчика толлинговые сделки являются:

1.                  источником новых рабочих мест;

2.                  источником инвестиций;

3.                  способом улучшения платежного баланса страны, за счет снижения валютного и инвестиционного недостатка;

4.                  толчком индустриализации страны.

Для страны заказчика плюсы толлинговых сделок выражаются в:

1.                  сокращение стоимости производства, получение ценового преимущества;

2.                  открытие новых рынков.

Но в тоже время толлинг несет в себе и отрицательные стороны. В первую очередь для страны-заказчика это изменение уровня занятости, в связи с сокращением рабочих мест, изменение структуры промышленности (предприятия, не использующие толлинговые схемы, становятся не конкурентно-способными), также это потеря инвестиций в развитие промышленности внутри страны.

Толлинговые сделки применяются в различных отраслях, соответственно можно выделить различные формы и виды толлинга. Рассмотрим некоторые из них, а также их использование в России.

Опираясь на ассортиментные группы давальческого сырья можно выделить следующие виды толлинговых операций:

1)        переработка на давальческих условиях подакцизных видов минерального сырья;

2)        переработка на давальческих условиях минерального, химического, фармацевтического сырья;

3)        производство на давальческих условиях продукции легкой промышленности, в первую очередь изделий швейного производства;

4)        переработка и производство на давальческих условиях подакцизной продукции;

5)        переработка на давальческих условиях сельскохозяйственного сырья и производство пищевой продукции.

По признаку резидентности собственников и переработчиков сырья, различают операции:

-          связанные с переработкой отечественными предприятиями давальческого сырья, принадлежащего отечественным субъектам хозяйствования;

-          по переработке импортного давальческого сырья на таможенной территории РФ;

-          по переработке сырья, принадлежащего российским субъектам хозяйствования, вне таможенной территории республики.

Также часто встречаются понятие внешний и внутренний толлинг. Различие заключается в том, что для внешнего сырье для переработки ввозится из-за рубежа, для внутреннего толлинга, фирма-заказчик приобретает его на территории страны-переработчика.
Наибольшее применение в России толлинг получил в алюминиевой промышленности. 80 % производимого алюминия уходит на экспорт, из них 70 % проходят по толлинговым сделкам. Собственником сырья и готовой продукции является зарубежный контрагент. Таким образом, основная прибыль от данного экспорта находится вне России. По мнению экспертов, российские предприятия не имеют явных предпосылок для использования толлинга, а главным мотивом применения таких схем является избежание налогообложения. Согласно данным РБК, бюджет РФ в 2008 году недополучил 11,5 млрд. руб. налога на прибыль в связи с использованием толлинговых схем. Как было выяснено, выгоду от использования толлинга получали оффшорные компании, являвшиеся собственниками ввозимого из-за рубежа на переработку сырья. Доход формировался за счет разницы между высокой ценой реализации продуктов переработки на внешнем рынке и низкой ценой переработки сырья в России. Таким образом, доход не подлежал налогообложению. [5]
Основная проблема, связанная с толлингом, для государства состоит в том, что при использовании режима вне таможенной территории для товаров, которые полностью подвергаются переработки, невозможно идентифицировать их наличие в продуктах переработки. В 2005–2007 гг. участились случаи незаконного вывоза никельсодержащего сырья и незаконного ввоза под видом продуктов его переработки изделий из нержавеющей стали, а также вывоза российского золота и серебра и ввоза ювелирных изделий, произведенных в Турции и Китае. Согласно расчетам РБК, в результате данных схем в федеральный бюджет не поступило более 1 млрд руб. таможенных платежей.

Учитывая данные проблемы, Комиссией Таможенного союза был подготовлен перечень товаров, запрещенных к помещению под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, в него вошли:

1.                  спирт этиловый;

2.                  табачное сырье, табачные отходы;

3.                  руды и концентраты;

4.                  селен;

5.                  металлы щелочные или щелочно-земельные, металлы редкоземные, скандий и иттрий в чистом виде, ртуть;

6.                  оксид алюминия;

7.                  необработанные шкуры и выделанная кожа;

8.                  древесина и изделия из нее;

9.                  отходы и лом черных металлов;

10.              медь рафинированная;

11.              никель необработанный;

12.              алюминий необработанный.

Полный перечень можно увидеть в Решении Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 375 (ред. от 04.03.2014).

Как видно государство пытается решить проблемы законодательства, с помощью которых предприниматели уклоняются от налогов. Однако по-прежнему часть пробелов имеет место быть. По-прежнему продолжаются споры о необходимости запрета толлинговых сделок, объясняя это негативным влиянием на экономику России:

1.                  перераспределение добавленной стоимости в пользу поставщика сырья;

2.                  консервация производств, отсутствие модернизации и инноваций.

Но на данный момент полный отказ от толлинговых схем невозможен. Основная причина заключается в том, что отмена или изменение условий внешнего толлинга сопряжены с существенными изменениями законодательной базы, а запрет внутреннего толлинга бессмыслен при сохранении первого.

Основной задачей для государства является обеспечение максимально удобных условий развития при сохранении поступлений в бюджет. Для этого необходимо создать условия для модернизации мощностей, простаивающих из-за низкой рентабельности в сравнении с экспортом металла по толлинговой. При этом государственные органы должны иметь в виду интересы лоббистских групп, потому что создание новых предприятий по вторичному производству ударит по экспорту цветного лома, что приведет ущемлению интересов некоторых алюминиевых магнатов. Несмотря на трудоемкость данного процесса, решения данных проблем и поиск компромисса с предпринимателями является ключевым фактором развития российской экономики. [4]

 

Литература:

 

1.                  Воронов В. И. Международная логистика. Электронный ресурс. ГУУ. Москва. 2014 г. -700 стр.

2.                  Беляева, Н. Толлинг // Аудит и налогообложение. — 2007. — № 11. — С.10–15.

3.                  Дьячкова, В. Н. Особенности исчисления налогов при давальческой переработке // Российский налоговый курьер. — 2011. — № 21. — С.31–38.

4.                  Изосимов, Б. Отменят ли толлинг? // Российская газета. — 2010. — 30 июля.

5.                  Привалов, А. Кому в России нужен толлинг / /Комсомольская правда. — 2010. — 25 июня.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle