Библиографическое описание:

Гикаева Ю. О. Коррекция склонности к суицидальным намерениям у подростков // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 655-657.

В наше время проблема девиаций приняла настоящие глобальные масштабы. Все больше людей, которые еще совсем недавно были полностью здоровы и в физическом и в психическом плане поддаются этому явлению. Ученые России, впрочем, как и всего мира обеспокоены этим, и ищут решение данной проблемы. Девиантное поведение- это не здоровое поведение, которое приносит вред как самому человеку, так и его окружению.

Среди огромного населения Российской Федерации подростки занимают особое место. Они легче всего поддаются различного рода девиантному поведению. Подростковый возраст очень специфичен, именно поэтому к ним обращено большее внимание. Данный возраст не всегда отдает отчет своим действиям, очень часто они подвержены чужому влиянию, либо минутным вспышкам. Им малосвойственно обдумывание своих поступков. Они неизменно остаются самой трудной группой людей.

В данное время проблема самоубийств или более научно- суицидов (именно к этому термину мы более склонны) приобретает особенное значение в связи с их значительным ростом за последние десятилетия. Попытки суицида 60 или 70 раз в день оканчиваются успешно. С точки зрения разных исследователей, суицидальное поведение учащается с возрастом, достигая своего максимума в пубертатном периоде. Таким образом, пик суицидального риска падает на 15–19 лет.

Справедливо заметить, что основной причиной суицида служит социально-психологическая дезадаптация личности. Но человек, а в данной статье мы рассматриваем подростков, отдает себе отчет в принимаемых ему действиях. Такую предрасположенность к суицидальным намерениям можно часто наблюдать у подростков, так как у них появляется повышенный интерес к смерти. Но исследований, которые были бы посвящены изучению суицидальных намерений подростков, очень мало.

Чаще всего подросток думает о суициде, как о средстве решения своих проблем, связанных с обществом. Довольно часто это остается на уровне своих внутренних переживание и мыслей, но у многих эти мысли перерастают в попытки действовать. Плохие взаимоотношения со сверстниками, насмешки со стороны влиятельных людей, все это может привести к попыткам покончить со своей жизнью. Но чаще всего подросток просто не в силах понять, что он делает не правильный поступок, и минутная вспышка может привести к непоправимым действиям.

Мотивы, которые могут привести к суициду выделил Дюркгейм. Суицидальные намерения, по Э. Дюркгейму, — это мысли и идеи о смерти. Он обозначил четыре основных мотива. Это альтруистический и эгоистический, с одной стороны, и фаталистический и аномический- с другой. Однако суицидальное поведение чаще всего вызвано не одним, а несколькими мотивами, взаимосвязанными между собой. При чем они могут быть как осознанными, теми о которых подросток знает, и совершенно неосозноваемыми, низшими, о которых он может даже не догадываться.

Склонность к суицидальным намерениям представляет собой предрасположенность к мыслям и идеям о смерти.

Такую предрасположенность к суицидальным намерениям можно часто наблюдать у подростков, так как у них появляется повышенный интерес к смерти. Но исследований, которые были бы посвящены изучению суицидальных намерений подростков, очень мало.

Для изучения склонности к суицидальным намерениям у подростков мы проводили опытно-экспериментальное исследование. Целью данного исследования было- экспериментально проверить эффективность коррекционной работы, направленной на снижение суицидальных намерений у подростков.

Исследование, по классической схеме, проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Оно проводилось на подростках (учениках восьмого класса)- 14–15 лет.

Чтобы проверить суицидальные наклонности подростков, мы провели констатирующий эксперимент. Цель его заключалась в выявлении среди учащихся подросткового возраста детей с суицидальными намерениями.

Для изучения были использованы следующие методики:

1.             Тест «Ваши мысли о смерти»

2.             Тест «Ваши суицидальные наклонности»

3.             Методика «ТиД»

4.             Опросник по определению уровня самооценки.

Так как первоначально были определены следующие критерии, для выявления уровня суицидальных намерений. Этими критериями явились: отношение к смерти, суицидальные наклонности, депрессивное состояние и уровень самооценки.

Для выявления уровня суицидальных намерений были определены следующие критерии:

1.                       Отношение к смерти.

Высокий уровень суицидальных намерений, когда человек испытывает болезненное отношение к смерти, часто размышляет на эту тему и нервничает.

Средний уровень суицидальных намерений, когда смерть представляется желанной, загадочной, таинственной.

Низкий уровень суицидальных намерений, когда человек гонит от себя чёрные мысли, предпочитая держать в голове радости жизни, а не горести смерти.

2.                       Суицидальные наклонности.

Высокий уровень суицидальных намерений, когда человек душевно раним и чрезмерно чувствителен, остро воспринимает несправедливость жизни и страдает от этого, подсознательно подумывает о смерти.

Средний уровень суицидальных намерений, когда люди при определённых обстоятельствах могли бы задуматься о самоубийстве, и если бы всё обернулось против них, предприняли бы такую попытку, но они оптимисты по натуре.

Низкий уровень суицидальных намерений, когда человек имеет железную волю и крепкие нервы, готовность бороться со всеми жизненными невзгодами, преодолевать любые трудности и препятствия, когда люди пребывают в мрачном настроении духа.

3.                       Депрессивные состояния.

Высокий уровень суицидальных намерений, когда человек имеет хорошее психическое состояние.

Средний уровень суицидальных намерений, когда человек имеет неопределённое психическое состояние.

Низкий уровень суицидальных намерений, когда человек имеет выраженную психическую напряжённость, тревожность, депрессию.

4.                       Уровень самооценки.

Высокий уровень суицидальных намерений соответствует низкому уровню самооценки, при котором человек, как правило, оказывается не отягощённым «комплексом неполноценности», правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях.

Средний уровень суицидальных намерений соответствует среднему уровню самооценки, когда человек редко страдает «комплексом неполноценности» и лишь время от времени старается подладиться под мнения других.

Низкий уровень суицидальных намерений соответствует высокому уровню самооценки, когда человек болезненно переносит критические замечания в свой адрес, старается всегда считаться с мнениями других и часто страдает от «комплекса неполноценности».

В целом, по результатам констатирующего этапа было выявлено следующее. Большинство подростков имеют средний уровень суицидальных наклонностей. Это подтвердило гипотезу нашего исследования, и подтолкнуло к переходу на второй этап эксперимента, а именно формирующий.

Цель формирующего эксперимента: снизить уровень суицидальных намерений у подростков и повысить их уровень самооценки.

Коррекционная работа проходила в три этапа:

1.      Начальный этап.

Цель: преодоление суицидальных намерений подростков в профилактической беседе.

2.      Основной этап.

Цель: развить личностное самосознание и самопознание подростков.

3.      Заключительный этап.

Цель: развить навыки постановки жизненных целей и самоопределения в их достижении.

В коррекционной работе с подростками применялись следующие методики:

1.      Методика проведения профилактической беседы, Л. Б. Шнейдер;

2.      Игра «Хамелеон», И. Стишенок;

3.      Тренинг личностного самопознания, Г. И. Макартычева;

4.      Тренинг самоопределения и достижения жизненных целей, Г. И. Макартычева.

Коррекционная работа проводилась в течении трех месяцев на экспериментальной группе подростков.

Для проверки эффективности коррекционной рабыты, мы перешли на завершающий этап нашей опытно-экспериментальной работы, а именно- контрольный.

Цель: экспериментально проверить эффективность коррекционной работы, направленной на снижение суицидальных намерений у подростков.

Для изучения были использованы те же методики, что и в констатирующем эксперименте:

1.             Тест «Ваши мысли о смерти»

2.             Тест «Ваши суицидальные наклонности»

3.             Методика «ТиД»

4.             Опросник по определению уровня самооценки

Для выявления суицидальных намерений были определены следующие критерии:

-     Отношение к смерти;

-     Суицидальные наклонности;

-     Депрессивные состояния;

-     Уровень самооценки.

В ходе проверки выяснилось, что в экспериментальной группе повысилось число подростков с низкими склонностями к суицидальному поведению, а с высоким уровнем- не было вообще. В то же время в контрольной группе, занятия с которыми не проводились уровень суицидальных наклонностей остался на прежнем месте.

Итак, гипотеза подтверждается и суицидальные намерения можно снизить, если проводить с подростками коррекционную работу, включая профилактическую беседу, игры («Хамелеон»), тренинговые занятия.

Благодаря организованному нами психолого-педагогическому исследованию были расширены имеющиеся теоретические представления об эффективности коррекционной работы, направленной на снижение суицидальных намерений у подростков. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности специалистов образовательных школ и учреждений дополнительного образования для работы с подростками с девиантным поведением.

 

Литература:

 

1.                 Змановская, Е. В. Девиантология: (психология отклоняющегося поведения) [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Змановская. — 4-е изд., испр. — М.: Академия, 2007. — С. 73–75.

2.                 Истратова, О. Н. Большая книга подросткового психолога [Текст] / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. — Ростов н /Д: Феникс, 2008. — С. 26–31.

3.                 Карпова, Н.В. коррекция суицидальных намерений у подростков [Текст] / Н. В. Карпова, А. Ю. Бархатова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал).- 2014. -№ 2 (34).- С. 22.

4.                 Макартычева, Г. И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей [Текст] / Г. И. Макартычева. — СПб.: Речь, 2007. — 368 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle