Библиографическое описание:

Титова С. В. Междунaроднaя логистикa лaкокрaсочных мaтериaлов // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 420-422.

В России рынок лакокрасочных материалов стал расти в результате развития строительной отрасли. Возрастающее применение стали и железа в строительстве и технике обусловило увеличение объема потребления лакокрасочных материалов. На сегодняшний день в России, согласно ГОСТ 28246–2006, под лакокрасочным материалом (ЛКМ) понимается жидкий, пастообразный или порошковый материал, образующий при нанесении на окрашиваемую поверхность лакокрасочное покрытие, обладающее защитными, декоративными или специальными техническими свойствами. Россия входит в число ведущих стран мира по объему внешнеторгового оборота химическими товарами (лаки, грунтовки, шпатлевка, спецэмаль и т. п.). На нашу страну приходится 30 % импорта лакокрасочных материалов.

В структуре глобального рынка ЛКМ превалируют промышленные краски. Лакокрасочные материалы используются не только в строительной сфере, они с равным успехом применяется и в других отраслях:

-        атомная промышленность;

-        химическая и нефтехимическая промышленность;

-        топливно-энергетический комплекс;

-        нефтедобывающая промышленность;

-        судостроение и судоремонт;

-        военно-промышленный комплекс;

-        тяжелое машиностроение.

В России насчитывается 318 производителей ЛКМ, выпускающих две тысячи наименований продукции. Объем российского рынка лакокрасочных материалов оценивается приблизительно в 60 млрд руб. Рост потребительского спроса на лакокрасочную продукцию в основном приходится на водно-дисперсионные ЛКМ. Если рассматривать структуру потребления ЛКМ во всем мире, то доля водно-дисперсионных материалов в декоративном сегменте сегодня составляет около 80 %. Но отечественные производители ориентированы на производство алкидных, эпоксидных и масляных красок и эмалей, и пока не способны полностью удовлетворить спрос на другие виды ЛКМ, которые и пополняются импортом. В России очень мало предприятий, оснащенных современным высокотехнологичным производственным оборудованием, которое позволило бы вывести на новый уровень производство лакокрасочных материалов.

Отечественные производители не способны на сегодняшний день конкурировать с крупными иностранными предприятиями, как по ассортименту, так и по качеству продукции. Основными поставщиками ЛКМ для нашей страны являются Германия, Финляндия, Франция, Италия, Эстония, Литва, США и Корея. Характерная особенность российского рынка ЛКМ в течение нескольких последних лет — рост доли импорта наряду с активной позицией международных компаний на территории России и, как следствие, ослабление позиций российских производителей. Экономическая ситуация в стране позволила иностранным компаниям шире развернуть свою деятельность на нашей территории, что, безусловно, благотворно отразилось на потребителях, но сильно осложнило деятельность отечественных производителей ЛКМ. Основными факторами, которые мешают развитию отечественного производства, являются отсутствие необходимого объема инвестиций в науку и модернизацию производства, а так же отсутствие химического сырья. Ведь зачастую российские производители закупают сырье и компоненты у иностранных производителей. Большинство импортируемых в Россию ЛКМ относится к верхнему ценовому сегменту. В числе зарубежных поставщиков ЛКМ такие ведущие компании, как Bаyer, BАSF, BYK, Аkzo Nobel, Du Pont, Wаgner, Eisenmаnn, Netzsch, Nordson, Getzmаnn, Henkel, Аbbo, Kreаte, Nuplex, Kolzer, K&H, Dromont, Comec, Synox и другие.

Несмотря на то, что уровень развития отечественного производства не на самом высоком уровне, некоторые компании начинают набирать обороты, надеясь стать достойными конкурентами для иностранных поставщиков лакокрасочных материалов. Крупными игроками являются, например, петербургская фирма «Пигмент», компания «Эмпилс» из Ростова-на-Дону и холдинг «Ярославские краски», ННП ВМП. Основой любого производства, безусловно, являются технологии. И Россия постепенно накапливает свой опыт, позволяющий выпускать более качественный продукт. Стереотип, что все иностранное лучше, медленно начинает ослабевать. Основной объем производства лакокрасочный материалов среди регионов России пришелся в 2013 году на Санкт-Петербург, Ростовскую и Московскую области, которые произвели в совокупности более 450 тысяч тон продукции, что равняется примерно 43 % всего рынка.

Традиционно высший ценовой сегмент лакокрасочных материалов, где доминируют главным образом зарубежные производители, в своем объеме не очень велик. Наиболее массовыми для российского рынка являются средний и низкий ценовые сегменты, где ведущая роль отводится отечественным производителям. Благодаря этому объем экспорта лакокрасочных материалов продолжает расти, при этом большая часть продукции экспортируется в страны СНГ, где хорошо покупают российские ЛКМ средней и низкой ценовых категорий. Среди российских производителей наблюдается острая конкуренция в низком ценовом сегменте. Основные рынки сбыта для России — Казахстан, Украина, Узбекистан и Беларусь. По данным Росстат в России доля товаров в общем объеме импорта и экспорта на август 2014 года составила соответственно 61,1 % и 7,6 %.

Лакокрасочные материалы относятся к типу опасных грузов, поэтому перевозки лакокрасочных материалов должны выполняться только на специальном транспорте с соответствующей маркировкой и оборудованием. Лакокрасочные материалы доставляются к месту назначения в пластиковых и металлических банках, а также в бочках разного объема. Главное условие во время перевозки лакокрасочных материалов не допустить их чрезмерного охлаждения или нагрева. Краску нельзя переохлаждать, это меняет ее свойства, отчего краска портится, также нужно избегать перегрева, т. к. краска может воспламениться. Поэтому выбор самого подходящего транспорта зависит еще и от времени года. Международные перевозки опасных грузов, в том числе экспортно — импортные и транзитные перевозки опасных грузов по территории Российской Федерации, осуществляются с соблюдением норм и правил, установленных международными конвенциями и межправительственными соглашениями, участницей которых является Российская Федерация. Основные правила перевозки лакокрасочных материалов указаны ниже:

1)        сохранение герметичности, прочности упаковки, исключающее несанкционированный доступ к продукции;

2)        наличие сопроводительных документов к каждой партии лакокрасочного материала с указанием условий хранения (ЛКМ должны иметь паспорт безопасности);

3)        использование приемов и методов охраны труда, исключающих риск воздействия лакокрасочных материалов и растворителей на жизнь и здоровье граждан, имущества физических и юридических лиц, окружающую среду.

Подводя итог, можно сказать, что сегодня российские производители еще не совсем готовы составить мощную конкуренцию на рынке лакокрасочных материалов. Для этого необходимо инвестировать в развитие отечественного производства и научную деятельность, уделять большое внимание улучшению качества выпускаемой продукции. Тогда более выгодная стоимость по сравнению с продукцией иностранных производителей станет не единственным нашим конкурентным преимуществом. Качество продукции и стабильность поставок — залог успеха в производстве лакокрасочных материалов. Если не предприятия не будут уделять должное внимание развитию технологической базы, по моему мнению, в будущем помимо роста цен на импортируемые товары они столкнутся с увеличением собственных расходов в результате роста импортных пошлин на сырьевые компоненты.

 

Литература:

 

1.         http://www.consultаnt.ru/document/cons_doc_LАW_159768/?frаme=2 © КонсультантПлюс, 1992–2014

2.         Сайт Компании «ПРИМЭКСПО», часть Группы компаний ITE — организатор ведущих международных выставок и конференций http://expocoаting.primexpo.ru/ru/rinok_lkm

3.         ЛКМ Портал http://www.lkmportаl.com/аrticles/himprom-zhizn-posle-vto

4.         Строительство и недвижимость, статья Дмитрия Жукова http://www.nestor.minsk.by/sn/2008/40/sn84002.html

5.         Федеральная служба государственной статистики Росстат http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstаt_mаin/rosstаt/ru/stаtistics/economydevelopment/#

6.         Лазарев В. А., Воронов В. И. Методология оценки качества объектов, товаров и услуг в целях конкуренции //Вестник ВГУЭС — 2002 — № 1- 10с. ISBN 5–8224–0052–3

7.         Воронов В. И. УМКД «Международная логистика» для студентов заочной формы обучения специальности «Логистика и управление цепями поставок» -080506-М.:ГУУ, 2010. -31с. Сайт ИЗО ГУУ. ISBN 5–215–00857–4

8.         Журнал «ЛКМ и их применение» № 11 2009

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle