Библиографическое описание:

Зайнуллина С. Ф. Необходимость и сложность внедрения управленческого учета в сельском хозяйстве // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 271-273.

Реформы, проводимые в нашей стране в последние года, имеют под собой вполне конкретные и целенаправленные цели, которые должны дать больше возможностей для развития и закрепления достигнутых результатов в сельском хозяйстве. Так, принятое Постановление правительства Российской Федерации «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы» № 717 от 14.07.12 г., подробно раскрывает цели и задачи, поставленные правительством Российской Федерации для повышения уровня развития сельского хозяйства.

Основные задачи программы:                              

-        стимулирования повышения производства основных видов сельскохозяйственной продукции и производства пищевых продуктов;

-        финансирования мероприятий в отношении карантинных и особо опасных болезней животных;

-        оказания поддержки развития инфраструктуры агропродовольственного рынка;

-        увеличения эффективности регулирования рынков сельскохозяйственной продукции;

-        закрепления позиций малых форм хозяйствования;

-        развития эффективного взаимодействия аграрного сектора и государственных контролирующих органов;

-        повышения уровня рентабельности в сельском хозяйстве как показателя устойчивого развития;

-        улучшения качественных показателей жизни на селе;

-        создание условий для технопарков и инновационных разработок и другие.

В федеральный бюджет 2013–2020 гг. будет заложено на реализацию данной Государственной программы 1509745406,93 тыс. рублей. [3]

Ожидая, большой приток денежных вливаний в развитие сельского хозяйства, можно прогнозировать существенные изменения в развитии данной отрасли. Однако следует не забывать, что необходимо обеспечить рациональное и целевое использование, выделяемых денежных средств. Также, на фоне сложившихся мировых изменений, связанных с введением Россией санкций против импорта некоторых видов сельскохозяйственной продукции, назрела острая необходимость в повышении эффективности управления сельскохозяйственными предприятиями. Данная необходимость продиктована несколькими факторами:

-        Повышение производительности труда на уже имеющихся успешных аграрных предприятиях, путем введения мотивационных инструментов;

-        Поднятие на необходимый уровень эффективности производства сельскохозяйственных культур, с помощью контроля за процессом производства;

-        Обеспечение бесперебойных сезонных заготовок необходимого объема сельскохозяйственной продукции, в целях избегания дефицита в объеме народного потребления;

-        Качественное и эффективное использование имеющихся активов: пашни, земли, сады, фермы, поголовья скота, транспортные средства и т. д.;

-        Снижение риска зависимости объемов производства для сезонных сельскохозяйственных культур от климатических условий;

-        Привлечение в аграрный сектор молодых специалистов в сфере управления и инновационных разработок;

-        Четкое распределение ответственности на каждом производственном участке сельскохозяйственного предприятия;

-        Рациональное использование собственных и субсидированных источников, выделенных для расширения производства сельскохозяйственной продукции;

-        Контроль за целевым использованием государственных субсидий и дотаций в АПК;

-        Своевременное составление качественной и достоверной отчетности для принятия управленческих решений.

Выходом из данной ситуации и достижение поставленных государством целей и приоритетов может обеспечить создание внутренней системы управления в каждом хозяйствующем субъекте сельского хозяйства. Она позволит наладить эффективную производственную деятельность в сельском хозяйстве, выявить и мобилизовать внутренние резервы в производстве сельскохозяйственной продукции.

Основные трудности в сфере управления сельскохозяйственными предприятиями, возникают из — за неполноты информации необходимой для принятия управленческих решений. Любое управленческое решение должно основываться и подкрепляться достоверными и актуальными данными, полученными путем сбора и анализа учетной информации.

В настоящее время, в Российской Федерации, как известно, отсутствуют методические рекомендации по организации управленческого учета в отдельных отраслях экономики и единая методологическая основа к ним.

Поэтому вследствие нехватки управленческой информации предприятие значительно снижает объемы своих возможных доходов, увеличивает не запланированные расходы, искажает данные о себестоимости продукции и т. п. Все это в целом влияет на эффективность и рентабельность сельского хозяйства на разных участках.

В агропромышленном комплексе России на различных уровнях пока не существует специально организованной информационной системы управления, с помощью которой можно было, оптимизировать воспроизводство сельскохозяйственной продукции, отслеживать положительные и негативные тенденции развития по отраслям в целом и в отдельно взятых субъектах АПК.

Основным инструментом, позволяющим получить все необходимые сведения и данные, для принятия управленческого решения руководством и ответственными лицами, является управленческий учет. Наличие управленческого учета на предприятии позволяет сформировать единую информационную систему, которая формирует точечную и своевременную информацию по заданным параметрам, что в свою очередь обеспечивает:

-        Принятие эффективных и своевременных управленческих решений руководством хозяйствующих субъектов;

-        Создание информационных баз данных, которые не сопоставимы с данными бухгалтерского учета, но необходимые для принятия управленческих решений;

-        Использование полученных данных для аналитической работы;

-        Обеспечение контроля и мониторинга за наиболее важными участками хозяйственных процессов;

-        Развитие корпоративного духа в сотрудниках, когда каждый несет ответственность за себя и своих подчиненных, для достижения общих целей организации.

На сегодняшний день наличие управленческого учета в сельскохозяйственных предприятиях носит единичный характер. Все это связано, прежде всего: во-первых с особенностями и трудностями осуществления хозяйственной деятельности сельскохозяйственного предприятия; во-вторых с отраслевыми особенностями ведения бухгалтерского учета (как правило большая доля данных управленческого учета формируется на основе данных бухгалтерского учета); в-третьих консервативное отношение ко всем изменениям в сфере управления (сказывается преемственность поколений управленцев в аграрном секторе); в-четвертых отсутствие должной информации о плюсах и возможностях управленческого учета в сельском хозяйстве. И как следствие, нехватка специалистов, способных грамотно и эффективно организовать управленческий учет на сельскохозяйственном предприятии.

Выходом из сложившейся ситуации, может быть решение следующих задач: первой — использование и адаптация имеющегося, как западного, так российского опыта, в том числе советского, в новых условиях мировой экономики; второй— разработка новых параметров учета, необходимых для управления сельскохозяйственной организацией, создание системы для получения этих параметров, а также осуществление контроля за финансовыми и управленческими решениями.

Решив проблему создания устойчивой информационной системы управления, российские предприятия смогут непосредственно повысить конкурентоспособность данной отрасли, сделать её устойчивой к динамично меняющимся условиям внутреннего и внешнего рынка сельскохозяйственной продукции. Повышение конкурентоспособности позволить российским производителям увеличить объемы продаж сельскохозяйственной продукции и территориально закрепить свои позиции на внутреннем рынке.

Так как, вопросы организации и ведения управленческого учета официально не регулируются российским законодательством, то есть острая необходимость в разработке специальных нормативных актов, которые позволят определить методологические аспекты и отраслевые особенности внедрения управленческого учета. Существующие же на сегодняшний день теоретические исследования различных авторов не позволяют в полной мере использовать «плюсы» управленческого учета на практике. Это связано, во-первых, с тем, что в России определение управленческого учета до настоящего времени не получило в экономической литературе четкой и однозначной трактовки, а во-вторых, с тем, что авторы в основном трансформируют, имеющиеся западные методики, на российскую методологию учета, забывая при этом об отраслевых особенностях, которыми очень насыщена деятельность сельскохозяйственных предприятий. Отсюда возникает острая необходимость проведения глубоких исследований экономической природы, сущности и содержания управленческого учета, его теоретических основ, для того чтобы руководители осознали роль управленческого учета в организации, достаточно четко понимали его цели и задачи. [1]

В основу организации управленческого учета, должен быть положен рациональный порядок сбора и обработки первичной информации, позволяющий сформировать необходимые учетные данные. Совокупность этих данных, и их применение для принятия управленческих решений, должна обеспечить контроль за затратами по объектам учета: в растениеводстве — это сельскохозяйственные культуры (группы культур), в животноводстве — группы животных как по структурным подразделениям, так и по предприятию в целом, а также анализ, оценку и планирование направлений развития финансово-хозяйственной деятельности предприятия. [2]

Внедрение управленческого учета на любом сельскохозяйственном предприятии, требует не только теоретических и практических навыков и знаний в управлении, но понимание того, что каждое сельскохозяйственное предприятие, это «живой организм», имеющий свои «здоровые» и «больные» места. Поэтому, прежде всего, необходимо оздоровить слабые участки, довести их до эффективного рабочего состояния и важно четко осознавать, какой инструмент управления использовать на том или ином участке производственного цикла.

Качество внедряемого управленческого учета будет зависеть не только от квалификации управленца, но и от его осведомленности, и информированности обо всех сферах деятельности сельскохозяйственного предприятия. Наилучшими вариантами для реализации системы управления на предприятии является:

-        целенаправленное повышение квалификации в сфере управленческого учета руководящего состава, поскольку он имеет наглядное представление о деятельности предприятия;

-        привлечение на постоянную основу, практикующих специалистов по внедрению управленческого учета с заключением эффективных контрактов (повышение объемов производства, снижение непроизводственных затрат, четкое обоснование принятия управленческих решений, выявление дополнительных материальных и трудовых резервов) на несколько лет.

Для организации управленческого учета на предприятии конкретной отраслевой направленности одним из важных шагов является выделение центров ответственности определенного типа. В современных сельскохозяйственных предприятиях наиболее приемлемым типом является центр ответственности по затратам. Учет формирования затрат занимает наибольший удельный вес в учетной работе любого сельскохозяйственного предприятия, поэтому именно определение центров ответственности по видам затрат, позволит изыскать дополнительные резервы по эффективному управлению имеющимися ресурсами предприятия.

Центры ответственности за использование ресурсов могут создаваться на базе ведущих отделов, а центры ответственности за организацию производства и управления — путем подчинения соответствующих производственных подразделений и служб главному агроному, главному зоотехнику, главному инженеру или главному гидротехнику. [2]

Нельзя недооценивать такой метод управленческого учета, как бюджетирование, поскольку именно он позволяет руководству сельскохозяйственного предприятия реально соизмерять свои возможности и сравнивать их с фактически полученными результатами.

Для этого необходимо исследовать особенности функционирования процесса бюджетирования, как способа контроля и оценки эффективности управленческих решений. Бюджетирование объединяет в себе планирование деятельности структурных подразделений через составление операционных бюджетов, контроль их деятельности с помощью отчетов об исполнении бюджетов, а также мотивацию участников производственного процесса к достижению поставленных целей подразделения и в целом предприятия. Ключевыми моментами бюджетирования являются координация, адресность и оценка затрат. [1]

Составление бюджетов на сельскохозяйственном предприятии имеет свою специфику, которая связана с тем, что планировать необходимо такие показатели, как объемы посева, удобрений, сбора урожая, рост поголовья скота, надои, комбикорма и т. п.

Поэтому при составлении бюджетов, необходимо учитывать: сезонные колебания (так в растениеводстве могут быть как один, так и несколько периодов сбора урожая в течение одного календарного года); отраслевые особенности (птицеводство, животноводство, растениеводство, пчеловодство и т. д.); поправки на климатические и физиологические аспекты (гибель урожая, падеж птицы и скота); другие факторы, способные, существенно, повлиять на изменение плановых показателей от фактических.

Таким образом, разработка и внедрение системы управленческого учета на сельскохозяйственных предприятиях имеет свои особенности, с которыми необходимо считаться, чтобы достичь максимально возможного экономического эффекта.

 

Литература:

 

1.               Акашева В. В. Проблемы внедрения управленческого учета на сельскохозяйственных предприятиях/ В. В. Акашева, И. В. Трифонова, И. Г. Ельмеева // Экономика, управление, финансы: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 37–40.

2.               Новоселова С. А. Организация управленческого учета на сельскохозяйственном предприятии / С. А. Новоселова, С. А. Склярова, Т. В. Леденева // Бухгалтерский учет, аудит и налоги: основы, теория и практика: Материалы III Всерос. науч. — практ. конф. / РИО ПГСХА.- Пенза, 2006.

3.               Постановление правительства Российской Федерации «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы» № 717 от 14.07.12 г./http://base.garant.ru/70210644/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle