Некоторые основы эстетического воспитания школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Толстова, Е. А. Некоторые основы эстетического воспитания школьников / Е. А. Толстова, С. П. Муравьёва, А. М. Рыбин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 637-639. — URL: https://moluch.ru/archive/79/13856/ (дата обращения: 25.04.2024).

«Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребёнка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты».

К. Маркс

 

Эстетическое воспитание является очень важной составляющей всего воспитания в целом. Оно определяет слова, поступки, взгляды, поведение человека в обществе, учит видеть прекрасное вокруг себя, формирует мировоззрение человека с самого раннего возраста. Осуществляется эстетическое воспитание на всех этапах развития личности.

В раннем возрасте это игровая деятельность, через которую ребёнок познаёт окружающий мир, учится общаться с людьми, развивает воображение. Помимо воздействия на ребёнка средств окружающей действительности, эстетическое воспитание осуществляется целенаправленно в школе. По словам Д. К. Ушинского, каждый предмет в школе может эстетически воспитывать: «в любом предмете есть более или менее эстетический элемент». Любой предмет, будь то математика, физкультура, природоведение вызывает в школьнике определённые эмоции посредством своего материала. Чтобы стать средством эстетического воспитания, учителю достаточно творчески подойти к планированию своих уроков, чтобы пробудить творческий интерес к нему школьников.

На уроках окружающего мира, литературного чтения и изобразительного искусства в начальных классах дети знакомятся с красотой природы нашей Родины, родного края, с традициями и обычаями народов России. На сезонных экскурсиях в парк учащиеся наблюдают за изменениями в природе, запечатлев увиденное на фотографиях, рисунках по темам: «В мире животных», «Осенний букет», «Зимние узоры». Это способствует бережному отношению к природе, стремлению передать красоту увиденного в своих творческих работах на уроках изобразительного искусства и технологии.

Огромное значение в эстетическом воспитании имеет внеклассная работа. В данное время идёт духовное возрождение народов России. Поэтому в своей работе мы часто обращаемся к старинным обычаям, традиция, праздникам. Дети побывали в с. Татаро-Башмакова на празднике «Сабантуй», где познакомились с культурой татарского народа. Праздник «Масленица» отметили в центре дополнительного образования «Русская изба», на мастер-классе изготовили куклы-веснянки (народный оберег).

В начальной школе проводится неделя театра. В течение этой недели дети посещают театры нашего города: ТЮЗ, кукольный театр, музыкальный театр, драматический театр им. С. М. Кирова. Театральные представления помогают детям в творческом процессе, т. к. способствуют развитию чувства сопереживания.

В школе проводится конкурс инсценирования литературных произведений, фестиваль детского творчества «Наши юные дарования», конкурс чтецов стихотворений на различные темы.

Основой эстетического воспитания можно считать искусство, которое заключает в себе большой потенциал для развития личности. Роль искусства в эстетическом воспитании подростков вне сомнений! Каждый вид искусства действует на определённые способности человека.

Занятия изобразительным искусством развивают творческое отношение к действительности, формируют эстетическое чувство, умение любоваться реальной красотой и произведениями искусства.

Уроки музыки тоже являются средством эстетического воспитания. Пробуждая в детях самые различные чувства, от простого удовольствия до глубочайшего переживания, музыка помогает формированию идеалов и оказывает влияние на поведение. Музыка — это язык чувств. По силе эмоционального воздействия музыкальное искусство занимает первое место. Ведь мелодия передаёт тончайшие оттенки человеческих чувств, которые невозможно передать словами. Музыка и пение это мощное средство воспитания, которое эмоционально и эстетически окрашивает всю жизнь человека.

В нашей школе проводятся интегрированные уроки музыки совместно с детской школой искусств № 11 и Астраханским музыкальным колледжем по темам: «В мире музыкальных инструментов», «Природа и музыка», «Музыкальные картинки» для начальной школы и «Джаз — дитя двух культур», «Опера — с чего всё начинается», «Классика и современность» для старшеклассников. На этих уроках ребята слушают и обсуждают произведения выдающихся классиков и современников в исполнении преподавателей ДШИ и музыкального колледжа, их воспитанников. У учащихся развивается эстетический вкус и интерес к различным жанрам и видам музыкального искусства.

Ребята 6–7 классов коллективно посещают лекции-концерты по абонементам в Астраханской государственной филармонии. И хотя концерты проводятся по воскресеньям, многие дети приводят своих родителей — настолько увлекательны бывают эти мероприятия! Всё это способствует не только эстетическому развитию, но и нравственному воспитанию.

В старших классах на уроках музыки учащиеся знакомятся с современными направлениями в искусстве. Просматривая фрагменты рок-опер «Юнона и Авось», «Иисус Христос — суперзвезда» и мюзиклов «Нотрдам де Пари», «Кошки», проводится сравнение с классическими постановками опер и балетов в виде беседы за «круглым столом».

Учащиеся младших классов на уроках музыки и внеклассных мероприятиях с удовольствием поют и инсценируют народные песни, сочиняют частушки.

Соприкосновение с прекрасным обогатит внутренний мир ребёнка, воспитает в нём гордость за свой народ, пробудит интерес к истории и культуре, сформирует художественный вкус.

Важным пунктом эстетического воспитания можно считать труд, он даёт человеку возможность самому творить красоту, реализуя собственные творческие проекты. Занятия по технологии в школе являются одним из основных средств эстетического воспитания. Мало научить детей конкретным умениям и навыкам, надо пробудить у них внутренний интерес к труду, веру в свои творческие способности, вкус к красоте предметного мира, желание творить добро, приносить радость людям. Искусство творить своими руками помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивает художественный и эстетический вкус.

Задача учителя — помочь ученику воплотить творческие замыслы в жизнь. Что бы любая вещь, сделанная своими руками, воспринималась как предмет эстетический, эксклюзивный.

Любой объект, выполненный на уроках технологии, рассматривается как средство художественно — эстетического воспитания школьников. Практически всегда эти изделия имеют применение в реальной жизни. Знание «законов красоты» позволяет создавать вещи, имеющие свой стиль и художественный образ. Изготовленные на уроках технологии своими руками, нужные и красивые предметы быта, в глазах учащихся становятся интересными и полезными.

Банальный пример — разделочная доска. Казалось бы, что может быть проще … Однако, многие века, обычный кусок дерева может не только быть подспорьем в работе, но и служить примером художественной смекалки и изобретательности.

Сделанные из разных пород древесины, разной толщины и окраски эти незатейливые вещи служат украшением кухонь во многих домах.

Разнообразие форм позволяет формировать у учеников многогранные аспекты творческой мысли. Применение разных инструментов при изготовлении досок формируют технологические умения учащихся; разрабатывают дизайнерский взгляд на обыденные вещи.

Когда учащиеся приступают к оформлению изделия, то творческий потенциал и фантазии юных художников не имеют границ. Совмещение двух предметов (изобразительного искусства и технологии) на одном уроке позволяют в полной мере реализовать художественный вкус и эстетический взгляд ученика на изготавливаемое изделие.

Кроме художественно-прикладных работ эстетическое воспитание школьников формируется экскурсионными поездками в различные учреждения города. Весьма запоминающиеся экскурсии в Региональный школьный технопарк.

Школьный технопарк — это новая форма организации доступа учащихся и учителей к участию в технически сложных проектах. Усилия участников проектов концентрируются на наиболее перспективных направлениях: робототехника, микроэлектроника, технологии прямого цифрового производства, журналистика, телережиссура, операторское искусство, телевизионный монтаж.

Разнообразные формы обучения, нетрадиционный подход и использование инновационных технологий позволяют развивать у детей не только умения технологического характера, но и воспитывать эстетически развитую, интеллектуальную личность.

Природа также является важным средством воспитания. Она, в отличие от искусства, постоянно меняется, за ней можно бесконечно наблюдать и любоваться. Картины природы облагораживают человеческие чувства. Современного ребёнка в основном окружают улицы больших городов, транспорт, а уж домашние условия тем более не могут стать источником разнообразных впечатлений. Всё это рождает бедность ассоциаций. Таким образом, опыт наблюдения за природой в разные времена года развивает чувство пространства, красоты, обогащает воображение и развивает фантазию, помогает испытывать положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Всё это вызывает стремление передать воспринятую красоту. У детей пробуждается и развивается созидательная активность, формируются разнообразные способности — как художественные, так и интеллектуальные.

Важнейшим источником эстетического воспитания школьников являются внутрисемейные отношения. «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни… Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газету — всё это имеет для ребёнка большое значение…

В воспитательной работе нет пустяков… Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно…» — писал А. С. Макаренко. Жаль, что не все семьи обращают внимание на эстетическое воспитание своих детей. У многих на первом месте как прокормить и современнее одеть, а о походах в театр и кино не может быть и речи. Классный руководитель должен помочь таким семьям: проводить беседы, лекции с родителями по эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Эффективность воспитания детей зависит во многом от того, как тесно взаимодействуют школа и семья.

Эстетическое воспитание школьников — сложный и многогранный процесс, включающий в себя знакомство с искусством, с прекрасным в действительности, собственную творческую самодеятельность детей, как в искусстве, так и во всякой иной деятельности. Эстетическое воспитание, однако, не ограничивается сферой прекрасного. Оно формирует в человеке творческое отношение к труду, окружающему миру, веру в прогрессивные общественные идеалы, ответственность перед обществом и перед его будущим. Эффективным путём эстетического воспитания остаётся также и путь самообразования и самовоспитания.

 

Литература:

 

1.      Верб Л. А. Эстетические потребности и духовное развитие личности. Л., 1981г. 36стр.

2.      Н. А. Кушаев «Теория эстетического воспитания». — М.,1973.

3.      Б. Т. Лихачёва,А. И. Бурова «Эстетическое воспитание школьников» 1974.

4.      Харламов И. Ф. «Педагогика» М,;Гардарики,1999.

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): эстетическое воспитание, изобразительное искусство, ребенок, эстетическое воспитание школьников, окружающий мир, урок музыки, музыкальное искусство, начальная школа, творческое отношение, художественный вкус.


Похожие статьи

Эстетическое воспитание учащихся на уроках...

Осуществляя эстетическое воспитание учащихся, школа воспитывает у них не только умение понимать произведения изобразительного искусства, но и пробуждает у школьников любовь к творениям живописи, скульптуры, архитектуры, прикладного искусства и др.

Эстетическое воспитание школьников | Статья в журнале...

эстетическое воспитание, ребенок, эстетический вкус, эстетическое воспитание школьников, окружающий мир, искусство, правильное понимание, современный мир, молодое поколение, маленький человек.

Уроки искусства в начальной школе как средство формирования...

эстетическое направление, искусство, изобразительное искусство, общеобразовательная школа, предмет, средство искусства, эстетическое воспитание, мировая художественная культура, художественное воспитание...

Художественно-эстетическое развитие в начальной школе

художественно-эстетическое развитие, литературное чтение, младший школьник, младший школьный возраст, школьник, эстетическое воспитание, начальная школа, культурное поведение...

Актуальность художественно-эстетического воспитания детей...

Художественно-эстетическое воспитание, приобщая детей к миру искусства, выполняет очень важную образовательную функцию формирования личности подрастающего поколения.

Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников...

В процессе всестороннего развития личности искусству принадлежит ответственейшая роль. Хотя основой всестороннего развития личности является сама жизнь, в которой главную роль играет целеустремлённый творческий труд...

Синтез искусств на уроках в начальной школе как средство...

эстетическое воспитание, изобразительное искусство, урок, учащийся, синтез искусств, окружающий мир, музыка, искусство, начальная школа, активная личность.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного...

эстетическое воспитание, искусство, эстетический вкус, эстетическое восприятие, ребенок, средство искусства, художественное воспитание, художественно-эстетическое воспитание, дошкольный возраст, красота.

Специфика воспитания детей младшего школьного возраста...

1. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе / отв. ред. Б. М

Современные подходы к формированию эстетических чувств у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства.

Эстетическое воспитание учащихся на уроках...

Осуществляя эстетическое воспитание учащихся, школа воспитывает у них не только умение понимать произведения изобразительного искусства, но и пробуждает у школьников любовь к творениям живописи, скульптуры, архитектуры, прикладного искусства и др.

Эстетическое воспитание школьников | Статья в журнале...

эстетическое воспитание, ребенок, эстетический вкус, эстетическое воспитание школьников, окружающий мир, искусство, правильное понимание, современный мир, молодое поколение, маленький человек.

Уроки искусства в начальной школе как средство формирования...

эстетическое направление, искусство, изобразительное искусство, общеобразовательная школа, предмет, средство искусства, эстетическое воспитание, мировая художественная культура, художественное воспитание...

Художественно-эстетическое развитие в начальной школе

художественно-эстетическое развитие, литературное чтение, младший школьник, младший школьный возраст, школьник, эстетическое воспитание, начальная школа, культурное поведение...

Актуальность художественно-эстетического воспитания детей...

Художественно-эстетическое воспитание, приобщая детей к миру искусства, выполняет очень важную образовательную функцию формирования личности подрастающего поколения.

Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников...

В процессе всестороннего развития личности искусству принадлежит ответственейшая роль. Хотя основой всестороннего развития личности является сама жизнь, в которой главную роль играет целеустремлённый творческий труд...

Синтез искусств на уроках в начальной школе как средство...

эстетическое воспитание, изобразительное искусство, урок, учащийся, синтез искусств, окружающий мир, музыка, искусство, начальная школа, активная личность.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного...

эстетическое воспитание, искусство, эстетический вкус, эстетическое восприятие, ребенок, средство искусства, художественное воспитание, художественно-эстетическое воспитание, дошкольный возраст, красота.

Специфика воспитания детей младшего школьного возраста...

1. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе / отв. ред. Б. М

Современные подходы к формированию эстетических чувств у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства.

Похожие статьи

Эстетическое воспитание учащихся на уроках...

Осуществляя эстетическое воспитание учащихся, школа воспитывает у них не только умение понимать произведения изобразительного искусства, но и пробуждает у школьников любовь к творениям живописи, скульптуры, архитектуры, прикладного искусства и др.

Эстетическое воспитание школьников | Статья в журнале...

эстетическое воспитание, ребенок, эстетический вкус, эстетическое воспитание школьников, окружающий мир, искусство, правильное понимание, современный мир, молодое поколение, маленький человек.

Уроки искусства в начальной школе как средство формирования...

эстетическое направление, искусство, изобразительное искусство, общеобразовательная школа, предмет, средство искусства, эстетическое воспитание, мировая художественная культура, художественное воспитание...

Художественно-эстетическое развитие в начальной школе

художественно-эстетическое развитие, литературное чтение, младший школьник, младший школьный возраст, школьник, эстетическое воспитание, начальная школа, культурное поведение...

Актуальность художественно-эстетического воспитания детей...

Художественно-эстетическое воспитание, приобщая детей к миру искусства, выполняет очень важную образовательную функцию формирования личности подрастающего поколения.

Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников...

В процессе всестороннего развития личности искусству принадлежит ответственейшая роль. Хотя основой всестороннего развития личности является сама жизнь, в которой главную роль играет целеустремлённый творческий труд...

Синтез искусств на уроках в начальной школе как средство...

эстетическое воспитание, изобразительное искусство, урок, учащийся, синтез искусств, окружающий мир, музыка, искусство, начальная школа, активная личность.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного...

эстетическое воспитание, искусство, эстетический вкус, эстетическое восприятие, ребенок, средство искусства, художественное воспитание, художественно-эстетическое воспитание, дошкольный возраст, красота.

Специфика воспитания детей младшего школьного возраста...

1. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе / отв. ред. Б. М

Современные подходы к формированию эстетических чувств у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства.

Эстетическое воспитание учащихся на уроках...

Осуществляя эстетическое воспитание учащихся, школа воспитывает у них не только умение понимать произведения изобразительного искусства, но и пробуждает у школьников любовь к творениям живописи, скульптуры, архитектуры, прикладного искусства и др.

Эстетическое воспитание школьников | Статья в журнале...

эстетическое воспитание, ребенок, эстетический вкус, эстетическое воспитание школьников, окружающий мир, искусство, правильное понимание, современный мир, молодое поколение, маленький человек.

Уроки искусства в начальной школе как средство формирования...

эстетическое направление, искусство, изобразительное искусство, общеобразовательная школа, предмет, средство искусства, эстетическое воспитание, мировая художественная культура, художественное воспитание...

Художественно-эстетическое развитие в начальной школе

художественно-эстетическое развитие, литературное чтение, младший школьник, младший школьный возраст, школьник, эстетическое воспитание, начальная школа, культурное поведение...

Актуальность художественно-эстетического воспитания детей...

Художественно-эстетическое воспитание, приобщая детей к миру искусства, выполняет очень важную образовательную функцию формирования личности подрастающего поколения.

Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников...

В процессе всестороннего развития личности искусству принадлежит ответственейшая роль. Хотя основой всестороннего развития личности является сама жизнь, в которой главную роль играет целеустремлённый творческий труд...

Синтез искусств на уроках в начальной школе как средство...

эстетическое воспитание, изобразительное искусство, урок, учащийся, синтез искусств, окружающий мир, музыка, искусство, начальная школа, активная личность.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного...

эстетическое воспитание, искусство, эстетический вкус, эстетическое восприятие, ребенок, средство искусства, художественное воспитание, художественно-эстетическое воспитание, дошкольный возраст, красота.

Специфика воспитания детей младшего школьного возраста...

1. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе / отв. ред. Б. М

Современные подходы к формированию эстетических чувств у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства.

Задать вопрос