Библиографическое описание:

Ческидова А. В. Особенности организации текущего контроля в разноуровневой группе // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 641-643.

Автор статьи предлагает краткий обзор трудностей психологического и организационного характера, с которыми сталкиваются преподаватели и студенты в учебном процессе по иностранному языку в разноуровневой группе. Подробно изложены способы организации текущего контроля в такой группе.

Ключевые слова: иностранный язык, разноуровневая группа, текущий контроль.

 

Опыт обучения иностранному языку студентов неязыковых профилей показывает, что при формировании учебных групп едва ли возможно обеспечить их однородный состав [3]. Студенты различаются по возрасту, мотивации, социальному положению, способностям и исходному уровню владения иностранным языком. Неоднородность состава группы также определяется условиями преподавания предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных школах, выпускниками которых являются студенты.

С одной стороны, неоднородность состава группы является источником дополнительных трудностей в процессе обучения [4]. Так, ожидается, что преподаватель:

-          оставаясь в рамках программы, обеспечит полноту и прочность усвоения материала каждым студентом на соответствующем уровне;

-          поддержит мотивацию и интерес как «начинающих», так и «продвинутых» студентов;

-          организует работу группы как коллектива в соответствии с принципами взаимоуважения, толерантности, взаимопомощи.

Занимаясь в разноуровневой группе, студент также сталкивается с рядом проблем психологического и организационного характера, например:

-          вероятность неадекватной самооценки своих достижений по иностранному языку (как в сторону преувеличения, так и занижения результатов);

-          ситуации, провоцирующие нетерпимое отношение к ошибкам или, напротив, к успехам других студентов;

-          необходимость больше работать самостоятельно, т. к. внимание преподавателя может быть уделено студентам, работающим над заданиями другого уровня и т. д.

С другой стороны, в разноуровневой группе и преподаватель, и студенты получают больше возможностей творчески проявить себя в процессе преодоления вышеуказанных проблем. В этом смысле работа и обучение в разноуровневой группе — стимул для личностного роста всех участников образовательного процесса.

В данной статье предложен обзор существующих способов организации текущего контроля в разноуровневой группе, которые позволяют избежать обид, разочарований, обвинений в необъективности.

Текущий контроль усвоения учебного материала — один из видов контроля, который предполагает оценку:

-          самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов на занятии;

-          выполнения студентами домашней работы;

-          выполнения студентами проверочных и самостоятельных работ по изучаемой теме.

По сравнению с промежуточным и итоговом контролем текущий контроль в большей степени носит обучающий и воспитательный характер. На его основе осуществляется выявление и устранение пробелов в усвоении материала и корректировка задач для дальнейшей работы над темой.

В разноуровневой группе необходимо так организовать текущий контроль, чтобы каждый студент имел возможность продемонстрировать достигнутый уровень владения учебным материалом, который зависит от его способностей и индивидуальных особенностей, но не должен быть ниже базового.

Существуют различные способы дифференциации заданий для текущего контроля (по И. П. Подласому):

-          содержание задания одинаково для всей группы, но для сильных студентов время на выполнение работы уменьшается;

-          содержание задания одинаково для всей группы, но для сильных студентов предлагаются задания большего объема или более сложные;

-          задание общее для всей группы, а для слабых студентов дается вспомогательный материал, облегчающий выполнение задания (опорная схема, алгоритм, таблица, программированное задание, образец, ответ и т. д.);

-          используются на одном этапе занятия задания различного содержания и сложности для сильных, средних и слабых студентов;

-          студентам предоставляется самостоятельный выбор одного из нескольких предложенных вариантов заданий [2].

Можно использовать различные виды разноуровневых заданий для текущего контроля уровня развития речевых умений и навыков. Изложенная ниже типология дифференцированных заданий для студентов основана на известной в педагогической психологии типологии заданий для школьников [1].

1.                  Индивидуальные дифференцированные уровневые задания применяются для оперативной организации самостоятельной проверочной работы. Для их выполнения достаточно выделить 15–20 минут.

При выборе заданий разного уровня сложности студенты самостоятельно выбирают уровень сложности задания, которое они будут выполнять. Как правило, отметка за выполненную работу выставляется с учетом уровня сложности: максимальная отметка за первый уровень — три, за второй — четыре, за третий — пять.

В результате студенты могут либо подтвердить умение выполнять задания выбранного уровня, либо предпринять попытку выполнить задание более сложного уровня. В классическом варианте организации дифференцированного контроля при получении отметки, не удовлетворяющей студента, она не фиксируется. Ему представляется разовая возможность повторного выполнения задания того же уровня после коррекционной работы, проведенной с помощью преподавателя или самостоятельно. Однако в условиях балльно-рейтинговой системы представляется рациональным не проводить довольно громоздкую процедуру повторного контроля, а указать максимальное количество баллов, которое можно получить за выполнение задания того или иного уровня.

2.                  Адаптивные дифференцированные задания позволяют вывести на первый план обучающую функцию контроля. Задание с адаптацией имеет следующие компоненты:

1)                 правило-инструкция, алгоритм и пример выполнения задания по нему;

2)                 аналогичное задание для самостоятельного выполнения студентом по представленному образцу;

3)                 задание, которое нужно объяснить соседу по парте. Оно предполагает решение студентом своей учебной задачи и её обсуждение с соседом, а также объяснение и обсуждение решения задачи соседа.

Объясняя вслух алгоритм выполненного задания своему соседу по парте, студент мысленно производит свертывание и обобщение учебной информации. При этом учебный материал лучше усваивается.

Задания такого типа целесообразно использовать для проведения коррекционной работы со «слабыми» и индивидуальной работы с отсутствовавшими на предыдущих занятиях студентами. Кроме того, студенты при желании могут самостоятельно прорабатывать задания более сложного уровня. Для контроля усвоения страноведческих знаний могут применяться адаптивные карточки с пропусками, которые должны быть заполнены в процессе изучения нового материала по соответствующей теме.

3.         Разноуровневые тестовые задания для текущего контроля могут быть составлены в следующих формах:

1)        открытая форма, когда задание требует от испытуемого произвольного ответа на поставленный вопрос;

2)        закрытая форма, когда испытуемому предлагается выбрать правильный ответ из нескольких возможных. К разновидностям закрытой формы относят тесты на соответствие и тесты на установление правильной последовательности.

Для текущего контроля усвоения небольшого объема учебного материала в рамках изучаемой темы проводят тесты, состоящие из 15–20 заданий, расположенных по степени возрастания уровня их сложности, за определенный отрезок времени (10–12 минут). Применение методически грамотно составленных тестов позволяет увидеть объективную картину уровня усвоения материала в группе. Немаловажно, что тесты позволяют организовать взаимо- и самоконтроль, а последующий разбор тестовых заданий в группе является эффективным упражнением на развитие соответствующих речевых навыков и умений.

4.                  Разноуровневые тематические контрольные работы направлены на комплексную проверку речевых навыков и умений. В современных условиях при их подготовке рекомендуется придерживаться формата ЕГЭ. Разноуровневый характер контрольных работ может быть обеспечен несколькими способами:

Первый способ предполагает добровольный выбор студентами одного из вариантов уровневых работ, за которые они могут получить «отлично», «хорошо» или «удовлетворительно». При использовании балльно-рейтинговой системы за работы разного уровня может начисляться разное количество баллов.

Второй способ предлагает студентам выбрать, например, не менее четырех из шести разноуровневых заданий (по два задания на каждый уровень с соответствующей оценкой в баллах).

Третий способ дифференциации связан с подготовкой контрольной работы, состоящей из нескольких частей. Он позволяет формировать положительную мотивацию к выбору заданий повышенной сложности через возможность получения большего количества баллов. Выполнение первой части работы (Часть А) позволяет студенту получить минимальное количество баллов. Для получения дополнительных баллов необходимо дополнительно выполнить одно из заданий второй части (Часть В). Чтобы получить максимальный балл, кроме выполнения первой части работы, студент должен справиться не менее чем с двумя заданиями из второй, а также, возможно, выполнить задание творческого характера (Часть С). Рейтинг каждого задания заранее известен студентам, поэтому они могут ориентироваться не только на трудность (уровень) заданий, но и на желаемое количество баллов.

Включение разноуровневых заданий в текущий контроль иноязычных речевых навыков и умений способствует:

-          повышению активности каждого студента на занятии;

-          поддержанию у студентов высокого уровня мотивации к изучению иностранного языка;

-          качественному росту уровня речевых навыков и умений;

-          созданию доброжелательной рабочей атмосферы на занятии.

 

Литература:

 

1.                  Как конструируются разноуровневые задания? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garnakova.langmmc.edusite.ru/DswMedia/kakkonstruiruyutsyaraznourovnevyiezadaniya.doc

2.                  Подласый, И. П. Педагогика [Текст]: учебник для бакалавров / И. П. Подласый. — М.: Юрайт, 2013. — 696 с.

3.                  Юринова, Е. А. Межкультурная интерференция у студентов неязыковых факультетов и пути её преодоления [Текст] / Е. А. Юринова // XXI Ершовские чтения: межвузовский сб. научных ст. / отв. ред. Л. В. Ведерникова. — Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2011. — С. 141–143.

4.                  Hess, N. Teaching Large Multilevel Classes [Текст] / N. Hess. — Cambridge University Press, 2005. — 200 p.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle