Библиографическое описание:

Гемранова А. Д. Дореволюционный театр Симбирска // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 701-703.

Большинство театров России берут своё начало от крепостных театров. Не является исключением и Ульяновский областной драматический театр имени И. А. Гончарова. Однако с датами создания театра произошла некоторая путаница. В различных источниках указываются разные даты появления в городе Симбирске (ныне Ульяновске) театра. По одним данным история театра ведёт своё начало с лета 1744 года с представления постановки «Емелька Пугачёв». По другим с 1785 года, когда помещик и меценат Н. А. Дурасов передал в дар городу свой особняк для проведения дворянских собраний и в котором ранее уже был обустроен крепостной театр. По третьим данным история театра драмы началась в 1789 году. Так или иначе, но все исследователи единодушны в одном, что театр, как место, куда стала приходить публика для того, чтобы приобщиться к высокому искусству появился в Симбирске ближе ко второй половине 18-го века.

В первых театральных постановках были заняты, как артисты «благородного звания» так и крепостные мастера сцены. Симбиряне тянулись в театр, их интересовал мир лицедейства. С 1830 года в городе появился летний временный театр, который действовал до начала холодов. Это была грубо сколоченная деревянная постройка, обитая изнутри войлоком. Позже усилиями двух горожан — энтузиастов полковника М. М. Наумова и кондитера из мещан Н. М. Слепнева был выстроен новый деревянный театр на 400 посадочных мест. Не большой, но умно выстроенный театр пришёлся по душе просвещённой городской публике. Правда, позже у театра наступила чёрная полоса, пора неурядиц. Он неоднократно переходил из рук в руки и, в конце концов, пришёл в упадок и прекратил своё существование. Примечательно, что театр был одним из немногих объектов, которые благополучно пережили большой пожар 1864 году. Заезжий корреспондент газеты «Санкт-Петербургские новости» с сарказмом писал: Как бы в насмешку пожар, истребивший дотла целый город, оставил невредимым в самой середине его дрянной, деревянный театришко!».

Между тем, в Симбирске существовали Театральная улица и Театральная площадь. Это наглядно свидетельствует об отношении горожан и властьимущих провинциального города на Волге к театру. В театр привлекали молодёжь. Существовали меценаты, которые жертвовали свои средства на это благое дело. Зимой 1858 года помещик Скребицкий единовременно потратил на театральную ложу для юных гимназистов 21 целковый. Чтобы понять уровень цен того времени отметим, что эти деньги соответствовали цене шести пудов говядины. Без малого сто килограммов отборного мяса наивысшего сорта и качества.

Рис.унок 1. Деревянный театр в Симбирске

 

Торговые люди тоже не остались в стороне от театральной жизни города. М. Ф. Прянишников выстроил на собственные средства комплекс, который сегодня не без оснований именовался бы торгово-развлекательным. Впервые в городе Симбирске под одной крышей были собраны торговые ряды, гостиница, ресторан и… театр. Театр, который выглядел со стороны улицы весьма неказисто, внутри был весьма хорош. Большая просторная сцена, вместительная оркестровая яма, около 1000 посадочных мест. Не обошлось и без курьёзов. Чтобы избежать критики скептиков из числа городских театралов М. Ф. Прянишников на театральном занавесе приказал сделать надпись. Эта надпись гласила: «Сделал, что мог; кто может сделать лучше — пусть сделает». Данное «изречение» не было лишено доли лукавства со стороны М. Ф. Прянишникова. По отзывам современников, его театр был «лучшим из губернских театров России».

Своих первых зрителей этот новый театр радушно принял в ноябре 1879 года. Билет в партер стоил от одного до двух рублей. Это могла позволить себе лишь состоятельная публика. Горожанам, испытывающим недостаток средств, предлагались места на галёрке. Постоять на «галерее» стоило всего 30 копеек.

Рис.2. Актёр К.Пузинский и его женские образы из спектаклей

 

Уроженца Симбирска В. А. Андреева-Бурлака справедливо считают родоначальником жанра моноспектакля не только на Симбирской театральной сцене, но и на отечественных российских подмостках. В 1867 году в Симбирске состоялся дебютный спектакль молодого талантливого артиста. В это же время на театральной губернской сцене блистал талант Константина Пузинского. Бывший судебный следователь оставил служение Фемиде ради служения искусству. Особо удавались талантливому артисту женские роли. Симбирские газеты того времени писали: «Он играл так натурально, что и представить было нельзя, что перед вами мужчина, только загримированный женщиной…» В конце 19-го века в театре с успехом играли Фёдор Казимиров (сценический псевдоним Дунаев), Пётр Бедняков (сценический псевдоним Красовский), Варвара Дункель (сценический псевдоним Иванова), Нина Икономопуло (сценический псевдоним Орловская). Это были корифеи губернской сцены, всеобщие любимцы обласканные публикой и критиками. Их купали в овациях, обожали и боготворили.

Рис. 3. Александр Таиров

 

В начале 20-го века в Симбирском театре играл непревзойдённый Александр Яковлевич Таиров. Этот замечательный артист, несомненно, был самой яркой звездой дореволюционной театральной сцены города на Волге. Честнейшим человеком, настоящим рыцарем театра называл Таирова режиссёр Георгий Товстоногов. Таиров работал неустанно, неутомимо, вся его жизнь была подчинена одному делу, одной страсти — театру. Театральный сезон 1910–1911гг. молодой и амбициозный Александр Таиров провёл в Симбирске. Именно здесь ему впервые представилась возможность выступить в роли главного режиссёра. Антрепренёры М. М. Данилов и С. А. Кошелев предложили артисту самому набрать труппу и возглавить губернский театр. Таиров блестяще справился с поставленной задачей. Он собрал труппу из сильных артистов Поволжья. Были приглашены ведущие артисты Самары, Казани и Саратова. Усилия Таирова не пропали даром. Работы молодого талантливого артиста вызвали интерес и привлекли внимание к театру местной публики.

Необходимо отметить, что город принадлежал к числу так называемых городов «малой провинции». Население Симбирска едва доходило до 60 тысяч человек. Путеводитель начала 20-го века сообщал своим читателям следующую информацию: «Общественная и духовная жизнь города небогата внешними проявлениями: она как бы замерзла, застыла, остановилась на точке замерзания. Тем не менее, в Симбирске есть городской театр, не блещущий, впрочем, ни импозантной внешностью, ни, так сказать, внутренним содержанием…» Интерес публики к театру стал заметно угасать. Горожане были очарованы цирком и…французской борьбой. Театр зачастую пустовал, сборы были мизерные. Столичный рупор российских театралов журнал «Театр и искусство» так описывал на своих страницах эту ситуацию: «…Симбирская публика предпочитает цирк театру, и, смотря по тому, есть ли в цирке интересные «номера» или нет, театр пустует или делает сборы…»

Наступившая вскоре русско-японская война и последовавшая за ней Первая мировая отодвинули театр на второй план в общественной жизни города. После революции и окончания гражданской войны для театра в городе Ульяновске (бывшем Симбирске) начался отсчёт нового времени. Но это уже совсем другая история.

 

Литература:

 

1.      А. Н. Блохинцев. «И жизни след оставили своей… (Очерки о выдающихся людях Симбирского края и Ульяновской области)», Приволжское книжное издательство, 1985.

2.      Г.Москвич. Иллюстрированный практический путеводитель по Волге, СПб., 1912, с.182

3.      Ж.Трофимов. «Страницы истории Симбирского театра: документальный очерк», «Симбирская книга», 1994 г.  

4.      Ж.Трофимов. «В. Н. Андреев-Бурлак: память и наследие», «Симбирская книга», 1995 г.

5.      Режиссёрское искусство А. Я. Таирова (К 100-летию со дня рождения)/Ред.К. Л. Рудницкий. М., 1987.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle