Библиографическое описание:

Во Л. В. Изображения — символы декоративной скульптуры периода Донгшон во Вьетнаме // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 695-698.

Отражение духовного мира, тотемы поклонения изображались через художественные образы и декоративное убранство построек. Таким образом начала формироваться философия эстетические представления. В украшении бронзовых барабанов совместились восточная философия и мышление сельскохозяйственного работника, что весьма символично.

 

История народного искусства Вьетнама начинается с найденного на одном из плато известного артефакта — головы, высеченной около тысячи лет назад на камне в пещере в Донгной (Хоабинь). В долине Сапа (Лаокай) в 159 местах был обнаружен целый каменный «лес» резных человеческих фигур, животных, а также были найдены древние письмена и карты. Эпоха национального самоопределения (Хунг Выонг) показала основное направление вьетнамской философии. Несмотря на то, что на протяжении более тысячи лет Вьетнам находился под господством феодального Китая[1], культура коренных народов Вьетнама была сохранена, она развивалась. Сила национальной культуры нашла отражение в эстетических представлениях вьетнамского народа, на основе которых создавались произведения живописи в деревнях, где люди занимались не только сельским трудом, но и ремеслом. Язык народного искусства Вьетнама, что особенно проявилось в военной графике, имеет большую ценность. Народное искусство сделало важный вклад в развитие культуры в целом и отдельных этнических искусств, которые стали гордостью страны.

Профессор Чан Нгок Тхэм, изучавший значение символического и условного в искусстве Вьетнама, отмечал, что при создании образов творческое мышление художников было сосредоточено на содержании, что проявилось в произведениях народного искусства Донгшон, в том числе в резьбе. Все эти произведения, отражающие национально-культурные представления сельской общины, содержат дух народа Вьетнама. Творческое поиски в области пространства, структуры объектов нашли отражение в картинах художников и в статуях резчиков.

Культура и искусство Донгшон[2]сохранили преемственность в ходе истории. По мнению ученых, культура Донгшон постоянно развивалась и унаследовала черты предыдущей культуры. Её характерные особенности нашли отражение в культурах последующих эпох: культуре Фунг Нгуен[3], культуре Донг Дау[4] и культуре Го Мун[5]. Памятники эпохи Донгшон были обнаружены в ряде провинций на севере Вьетнама (в Фу Хо, Йен Бай, Хоа Бинь, Ха Тай, Ханой, Тхань Хоа, Хе Ан, Ха Тинг, политическом центре, расположенном в районе храма Хунг), в дельтах трёх крупных северных рек — Хонг, Ма и Лам. Эти реки служили основным источником возникновения осадков и создавали систему пресноводных каналов, необходимых для развития сельского хозяйства. Существовало первое государство древних вьетнамцев — Хунг Выонг[6]- эта эпоха продолжалась с раннего бронзового века до раннего железного века, начиная с четвёртого до второго тысячелетия до нашей эры. Эта эра сохранила для нас блестящие знаки культуры и искусства, в которых представлена цивилизация древних вьетнамцев. Ценные художественные предметы, свидетельствующие о высоком уровне достижений древних народов в технике виртуозного литья, дизайна, отразили эстетические и философские представления людей.

Рис. 1.  Pабота: «бронзовые барабаны Нгок Лу». Материал: бронза

 

Искусство резьбы эры Донгшон, украшающей бронзовые барабаны Нгок Лу [рис. 1], в том числе декоративные узоры, содержат стилизованные мотивы с символическим значением. Геометрические мотивы, вырезанные на бронзовых барабанах, сложный дизайн резных человеческих фигур, детали оружия демонстрируют изобретательность древних мастеров, талант и зрелость их творческого мышления. На барабанах Донгшон представлена Вселенная в миниатюре. В середине узора всегда находятся звезды, отличающиеся только количеством лучей: на барабане Нгоклу — 1 луч, на барабанах Хоангха, Мьеумон, Цонгда их 14. На барабанах Хайхоа, Банхом -16- конечные звезды; 12- конечная звезда на барабане Лангвак I; 10-конечные звезды на барабанах Лангвак II, Фыонгту, Биньфу и восьмиконечные звезды на барабане Кангхыонг Вьет Хе и т. д. Вокруг звезды изображены концентрические круги с изображением людей, животных, идущих в направлении, противоположном ходу часовой стрелки. Звезды являются символом поклонения сельского населения солнцу, имевшему, в соответствии с представлениями древних людей, власть над жизнью вьетнамцев. Птицы изображены на большинстве барабанов. Насчитывается не более 18 и не менее 4 птиц: 16 птиц на барабанах Нгоклу I, Хоангха; 6 птиц на барабанах Донгшон, Ханой; 4 птицы — на Нуйгой, Нгоклу II и т. д. Мотив птицы лак, являющейся тотемом древних вьетнамцев, сохранён на барабанах в каждом круге. Кроме того, на бронзовом барабане Донгшон также вырезаны различные сценки сельских мероприятий, молитвенных ритуалов, например сцены охоты, катания на лодках, любовные мотивы и т. д. Кроме того, имеются изображения животных, таких как олень, тигр, буйвол. Символический смысл резных изображений ясен [6, с. 3], [7, с. 10–12]. Изображения — символы явились характерной особенностью произведений искусства Донгшон. Их символика перекликалась с изображением сцен общественной жизнедеятельности. Cистема символов этого искусства обладает большой эстетической ценностью, основывающейся на богатом внутреннем содержании. Сцены танцев, катания на лодках, охоты стали центральными в культуре Донгшон. Изображения животных (оленей, тигров), птицы лак, кур также стали символическими в культуре Донгшон, художники создали их типичный образ в резных произведениях. Изображения человека в резьбе периода Донгшон достигли виртуозного уровня исполнения. Наблюдая сцены с группами танцующих или обрабатывающих рис людей, мы получаем представление о характере мышления людей эпохи Донгшон. «Этот процесс отражает периферийный мир и эндогенное накопление человеческого опыта в трудовой жизни, ежедневный творческий подвиг» [8, c.7]. В «хмельных» танцах сельских жителей присутствует дух радости и сочувственной нежности. Сцены сбора риса, праздников урожая, первоначально связанных с поклонением богам, приобретают условные формы, представляющие собой сложное обобщение. «Это конкретный объект, или Бог, или лидер, или прямой работодатель, что непосредственно выражается через церемонию человеческой деятельности» [8, c. 8]. Стилизованные сцены сбора риса, танцы, выражающие благодарность успешному сезону, отражали сельскохозяйственную жизнь жителей деревни, показывали сложные условия их существования. Одухотворение повседневной жизни глубоко символично. «Произведение искусства с очевидностью дает возможность описать страницы истории»[8, c. 8]. Когда человеческое общество стоит на пороге цивилизации, наряду с появлением эпического мышления, возникает чувство общности, источник, питающий искусства, которые отражают жизнь общества. «КультураДонгшон является высшим, всеобъемлющим достижением в истории Вьетнама и Юго-Восточной Азии» [9, c. 3].

Изображения животных, птицы лак отражали тотемистические верования людей культуры Донгшон, но постепенно тотемистические верования уступают связанным с ними эстетическим представлениям, отражая духовный мир сельского населения. Резные изображения картин природы, животных, сцен повседневной жизни, предметы домашней утвари культуры Донгшон представляют собой источник вдохновения для вьетнамского народа, являются символами, питающими его духовную жизнь, влияющими на последующие поколения. Изображение оленя появилось на много резных изделиях культуры Донгшон. Сцена охоты на оленя изображена на бронзовых барабанах. Позы животных очень естественны, контуры фигур просты и точны. Это доказывает, что «наряду с птицами в небе, рыбой в воде, оленями, точно описаны также представители горных поселений и окружающая их среда в эпоху Донгшон» [10, c.12]. Изображая картины социальной жизни сельского населения на медных резных изделиях, художники культуры Донгшон добились больших достижений в процессе развития вьетнамского искусства. Их произведения в значительной мере повлияли на формирование мышления и творческой энергии деятелей современного искусства. Геометрические узоры, изображения человека и животных, содержащие знаковые символы, подтверждают мнение исследователей о том, что искусство культуры Донгшон опережало свое время, а его высокий уровень доказывается виртуозностью стиля [12, с. 9–16], [11].

Искусство Донгшон в истории Вьетнама имело большое символическое значение, оно передавало человеческую мысль, отражая эстетические ценности цивилизации, где важную роль играли вода и рис. Все обычаи и религиозные ритуалы, сельские мероприятия и фестивали, создавались с помощью искусства.

 

Литература:

 

1.              Во Ван Лак, Изображения — символы в произведениях народной графики Донг Хо во Вьетнаме // Перспективы науки, Тамбов, 2013. № 3 [42] 2013. С. 59–55.

2.              Во Ван Лак, Изображения — символы в произведениях народной графики Ханг Чонг во Вьетнаме // Глобальный научный потенциал, С, 2013. № 6 [27] 2013. С. 38–43.

3.              Во Ван Лак,, «Скультура в общинных домах Вьетнамма» [1]//Глобальный научный потенциал, С, 2014. № 10 [43] 2014.

4.              Во Ван Лак, «Изображения –символы Богов в народный художествеских произведения этнических меньшинств горного Вьетнама» // Перспективы науки, Тамбов, № 10 (61) 2014.

5.              Во Ван Лак, «Cкульптура в гробницах в нагорьях Вьетнама» Молодой ученый (№ 18 (77), ноябрь 1 2014 г. С. 763–765.

6.              Нгуен. З. Ч. Путь поиска красоты предыдущих поколений//      Изобразительное искусство Издательство, Ханой, 2001.

7.              Нгуен. В.Ч, Комментарий искусств том 1// Изобразительное искусство       Издательство, Ханой, 2005.

8.              Нгуен. В. «Способность выразить искусство Донгсон»//Научно-         Художественный журнал, 06/2010, № 2, cтр. 7–8.

9.              Нгуен. В. «Донг Сын изобразительных искусств, вершина        вьетнамской доисторического искусства»//Научно-            Художественный журнал, 03/2010, № 1, cтр. 3.

10.          Нгуен. В. «Способность выразить искусство Донгшон — Фестиваль охоты олени»// Научно-Художественный журнал, 3/2011, № 1(37)           cтр. 10–12.

11.          Нгуен. Д. Х. «Вьетнам Национальное изобразительное искусство        Выставка-эссе и критики»// Научно — Художественный журнал,         03/2011, № 1, cтр. 78–87.

12.          Нгуен. Д. Х. «Вьетнам Национальный изобразительных искусств       Выставка-эссе и критики»// Научно-Художественный журнал,             03/2012, № 01, cтр. 66–75.



[1] Начиная со второго века,  Вьетнам был китайской феодальной провинцией, династия правила более 1000 лет. После многих неудачных восстаний во Вьетнаме в течение 938 лет не было  независимости.

[2] Культура Донгшон (более 2000 - 3000 лет назад)  существовала в период первой вьетнамской цивилизации.

[3] Культура Фунг Нгуен, доисторическая культура, с раннего бронзового века, к концу эпохи неолита, некоторые больше, чем 4000 лет назад до 3500 года.

[4] Культура Донг Дау - культура бронзового века во Вьетнаме составляет около 3000 лет назад.

[5] Культура «Гo Мун» в период с 1000 года - 700 года до н.э.,  конец бронзового века.

[6] Хунг Выонг- первый император государства Ван Ланг из Лак Вьет.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle