Библиографическое описание:

Волкова Е. В. Правовое образование в школе: личность и профессиональная компетентность учителя правоведения // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 561-563.

Статья раскрывает реализацию правового образования в школе, роль профессиональной компетентности учителя правоведения.

Ключевые слова: правовое образование, профессиональная компетентность.

 

На сегодняшний день ситуация в сфере правового образования остается достаточно сложной. Среди подростков всё активнее формируется личная аморальная субкультура, которая отрицает правовые устои общественного развития.

Не смотря на государственные и общественные меры, в среде подрастающего поколения продолжают распространяться алкоголизм, наркомания, беспризорность, преступность.

Такие жизненные ситуации требуют знания правовых норм. Эти знания необходимо знать несовершеннолетним, которые часто из-за правовой неграмотности становятся как жертвами, так и преступниками.

Основные причины данной ситуации заключатся в отсутствии системности изучения права в ОУ.

За последние годы благодаря социологическим исследованиям были выявлены характерные недостатки в работе по правовому образованию и воспитанию:

-          Не связанность правового образования с практической деятельностью;

-          Отсутствия сотрудничества различных ведомств, осуществляющих профилактическую работу с несовершеннолетними.

-          Слабая образовательно-профилактическая работа ОУ.

В связи с этим правительством Ставропольского края разработана и утверждена Стратегия действий в интересах детей на территории Ставропольского края на 2012–2017 годы от 04 декабря 2012 г. N 516-рп. Данная Стратегия предусматривает создание системы и обеспечения прав и интересов детей.

Одним из направлений в работе предложенной стратегии является организация работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних с целью предотвращения правонарушений, проведение бесед с несовершеннолетними в учреждениях системы образования и социальной защиты населения Ставропольского края, правового просвещения несовершеннолетних.

Правовое образование- это совокупность правового воспитания и обучения праву. Сущность правового воспитания состоит в формировании правовых установок, отношений, мотивов деятельности в сфере, регулируемой правом. Благодаря правовому воспитанию у человека развивается чувство уважения к праву, привычка соблюдать законы без каких-либо отклонений, уважение к государству как к стабилизирующему общество феномену, стремление содействовать государственным органам и общественным организациям в укреплении законности и правопорядка.

Правовое обучение пополняет знания о праве, его нормах и принципах; полученные знания способствуют укреплению положительного отношения к праву, законам, необходимости их выполнения.

В современной жизни именно правовое образование может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства, граждане которого смогут жить в социально- правовом согласии друг с другом и с государством.

Особенностью реализации механизма правового образования в школе является подготовка всего педагогического коллектива к изменению образовательной системы школы в данном направлении, так как именно педагогический коллектив в целом является субъектом школьной системы правового образования.

В образовательном учреждении данная работа начинает осуществляться с первого класса. Младшие школьники(1–4 класс) — получают представления о правах и обязанностях. Среднее звено (5–8класс) — с ними проводят цикл бесед на правовые темы. Старшеклассники (9–11класс) — знакомят с работой правоохранительных органов (полиция, прокуратура, суд). Правовое образование носит систематический характер, до 5 класса оно проводится на внеклассных мероприятиях, а в 6–11 классах изучается учебный предмет «Обществознание». Целью данного предмета является не только просветить обучающихся, но и осуществляет профилактику правонарушений, что способствует укреплению дисциплины, повышению успеваемости и ответственности за своё поведение. Так же правовое образование рассматривается и на других дисциплинах, факультативах и элективных курсах.

Практическая направленность правового образования заключается в формировании законопослушного гражданина. Несовершеннолетним необходимо освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защищать права и свободы, так как гражданское общество начинается с образования и воспитания законопослушного гражданина.

Заботу о правовом образовании берет на себя учитель правоведения. И от того, насколько грамотно и верно будет организовано правовое образование в школе, зависит дальнейший процесс социализации подростков. Существует немало споров о том каким, должен быть современный учитель правоведения и каким образом следует осуществлять процесс формирования его профессионально-значимых качеств. Так, например В. А. Сухомлинского заметил, что «педагогом надо родиться», а А. С. Макаренко, возразил: «Им может стать каждый, кто имеет опыт и не ленится». В современной школе может полноценно существовать учитель, ставящий во главу угла профессиональное саморазвитие. У этих педагогов есть своя педагогическая позиция, которая позволяет грамотно определять образовательные цели. В этой связи особую актуальность приобретает ценностное образовательное самоопределение.

Учитель правовед в своей работе по правовому воспитанию и образованию должен учитывать важные для современного гражданина знания, умения навыки и ценностные ориентации, а именно:

-          знания механизмов работы демократических институтов;

-          понимание и уважение культурных различий;

-          признание ценностей демократии;

-          умение использовать теоретические знания на практике;

-          умение делать осознанный выбор и принимать ответственное решение.

Создание условий для реализации прав несовершеннолетних будут эффективны в том случае, если сами они будут знать свои права, будут владеть способами их реализации.

Обучение защита прав несовершеннолетних, забота о жизни и благополучии ребенка становится основной задачей, которую должен решать учитель правоведения.

Учитель правоведения является ключевой фигурой при внедрении в практику различных новаций, и для успешной реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.

Компетентность — это новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющие успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. Профессиональную компетентность принято считать неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства учителя.

Компетентность не замыкается только на обучении. Она соединяет урок и жизнь.

Ядро профессионализма составляют профессиональные знания и умения и от того, как учитель правоведения будет применять эти знания и умения на практике зависит качество правового образования в России.

 

Литература:

 

1.                  Бережнова Е. В. Формирование методологической культуры учителя // Педагогика. — 1996. — № 4.

2.                  Бим -Бад, Б. М. Педагогический словарь/ Б. М. Бим –Бад. — М., 2002.

3.                  Гавриш, Е. М. Деятельность социального педагога: формирование правовой культуры школьника/ Е. М. Гавриш// Социальная педагогика.-2012.-№ 2.

4.                  Галустова О. В. Психология в вопросах и ответах- М. 1998

5.                  Гринь, И. Правовое воспитание несовершеннолетних /И.Гринь// Беспризорник.2012.-№ 2.

6.                  Колесникова И. А. Этика и право в школьном образовании// Обществознание в школе. 1997.№ 2

7.                  Мельникова Э. Профилактика безнадзорности детей и подростков/ Э. Мельникова. — М., 1996.

8.                  Савельев А. Б. Авторские программы по истории и праву.// Преподавание истории в школе.1998.№ 3

9.                  Ситник А. Профессиональная культура учителя: исторические аспекты проблемы // Школа.- 1998. — № 1.

10.              Стандарты второго поколения. — М. 2010 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle