Библиографическое описание:

Панфёрова Д. А. Проблема организации информационного менеджмента в российском туристском бизнесе // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 38-40.

Ключевые слова: информационный менеджмент, информационные технологии, информационные системы, туристский бизнес, туризм, Россия.

 

В современном информационном обществе значение информации как товара повышается не просто так. Однако существует не много отраслей, в рамках которых ее сбор и передача, а также анализ, обработка и хранение были бы настолько же необходимы для ежедневного функционирования, как в туристской индустрии. Дело в том, что услугу в туризме нельзя потрогать, попробовать, увидеть или услышать — она не потребительский или производственный товар, который может быть выставлен и рассмотрен в пункте продажи. Более того, ее, как правило, приобретают заблаговременно и вдали от места потребления. Вот почему именно оперативное, грамотно организованное обеспечение клиентов достоверной информацией является столь же важным для выживания туристской отрасли, как и фактическое предоставление потребителям ее услуг, в соответствии с чем именно информационный менеджмент, а также его адекватная, тщательно спланированная организация по праву является основной целью любого туристского предприятия.

Действительно, влияние информационного менеджмента на развитие туристского бизнеса значительно велико и ощущается на различных стадиях создания и продвижения туристского продукта (прежде всего это касается возможности формирования новых маркетинговых каналов распространения и сбыта). В то же самое время информационный менеджмент не может существовать вне информационной системы, которая, в свою очередь, функционирует исключительно за счет наличия современных, эффективных и надежных информационных технологий, представляющих собой те средства и методы, с помощью которых реализуются процедуры сбора, хранения и передачи информации.

К сожалению, то, какую важную роль играет информационный менеджмент в сфере туристского бизнеса и к каким катастрофическим проблемам приводит легкомысленное отношение к его правильной, продуманной организации, осознают далеко не все. Так, если в качестве примера сравнить организацию информационного менеджмента в туристском бизнесе в России и за рубежом, то контраст будет весьма ощутим.

Таблица 1

Информация

Информационный менеджмент

Сведения о всевозможных объектах и явлениях окружающей нас среды, а также об их состояниях, параметрах и свойствах, которые способны уменьшить имеющуюся о них степень неполноты и неопределенности знаний

Основной элемент управления информационной системой организации, представляющий собой совокупность мер, функций и задач рационального управления информационными ресурсами на всех этапах жизненного цикла предприятия

Информационная система

Информационные технологии

Вся структура предприятия (человеко-компьютерная система), задействованная в процессе управления информационными потоками; основная среда для информационных технологий

Те средства и методы, с помощью которых реализуются процедуры сбора, хранения и передачи информации в рамках информационной системы

 

Дело в том, что в целом Россия располагает огромным потенциалом для развития как внутреннего туризма, так и для приема иностранных путешественников. Омываемая водами Тихого и Северного Ледовитого океанов, а также Черным, Балтийским, Каспийским и Азовским морями, страна обладает самой протяженной береговой линией в мире [2, с.18]. Огромная территория, богатое историческое и культурное наследие (в стране находятся 24 объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО [1, с.32]), неповторимая флора и фауна, а также нетронутая, дикая природа в некоторых регионах страны — все это создает предпосылки для бурного развития культурно-познавательного, делового, молодежного, круизного, горнолыжного, пляжного, религиозного, экстремального, экологического и рекреационного туризма на территории России. Однако все это отнюдь не сделало нашу страну туристской державой и одним из факторов, пагубно влияющих на развитие туристского бизнеса в России, является использование устаревших информационных технологий и систем управления в процессе организации информационного менеджмента турфирм.

В наши дни проблема использования неэффективных информационных технологий и систем управления в туристском бизнесе постепенно набирает обороты. Мировой опыт свидетельствует о том, что наличие пакетов управления турфирмой, пакетов финансового менеджмента и систем бронирования, не способных в силу своей устаревшей платформы соответствовать поставленным целям и задачам турфирмы, а также отказ от разработки и внедрения инноваций, оказывающих прямое или косвенное влияние на организацию информационного менеджмента предприятия туристской сферы в целом, губительны для любой туристской организации по ряду причин. Во-первых, из-за отсутствия современных информационных технологий и систем необходимо обрабатывать и систематизировать большой объем данных, в связи с чем увеличивается время принятия управленческих решений. Во-вторых, возникает угроза достоверности информации, поступающей из различных источников, затрудняются процессы анализа и подготовки необходимых данных. И, наконец, в третьих, требуется гораздо больше времени для достижения поставленных целей турфирмы, что отрицательно сказывается на ее конкурентоспособности. Неудивительно, что все это, в конечном итоге, приводит к понижению ежемесячного объема продаж и невозможности минимизации издержек туристского предприятия.

Причиной возникновения данной проблемы могли стать несколько факторов. С одной стороны, современный российский рынок перенасыщен обилием всевозможных информационных технологий, с каждым днем появляется все больше и больше различных программных продуктов и пакетов управления турфирмами. Однако в силу отсутствия по ним полной и единой систематизированной информации, у подавляющего большинства руководителей туристских фирм, находящихся на стадии принятия решения по автоматизации, нередко возникают проблемы, связанные с поиском, оценкой и отбором необходимой информации о внедряемых технологиях. Сюда также можно отнести проблемы с планированием предстоящих затрат и определением потребности в ресурсах, поиском и проведением переговоров с будущими партнерами и поставщиками приобретаемых услуг, оценкой результатов и обобщением опыта. С другой стороны, как уже было отмечено выше, к сожалению, далеко не все осознают важность и необходимость проникновения современных информационных компьютерных технологий в различные сферы человеческой деятельности. Например, в наши дни ключевым фактором, определяющим успех деятельности любого предприятия на туристском рынке, является время обслуживания клиента. Иными словами, победителем является тот, кто способен предоставить потенциальному клиенту весь комплекс услуг, потратив на это минимальное количество времени. В свою очередь, возможность ведения бизнеса в режиме реального времени в первую очередь зависит от того, какие информационные технологии используются с целью организации обмена информацией между туроператором, поставщиком и потенциальным потребителем услуг. Так, в то время, как за рубежом уже давно осознали необходимость разработки и внедрения новейших информационных технологий, Россия по прежнему отказывается экспериментировать в области инноваций, идя по стопам ведущих развитых стран, полагаясь исключительно на их опыт, в то же самое время не имея четкой систематизированной информации о новейших информационных системах и доступно изложенных правил их грамотного, эффективного использования. Таким образом, подавляющее большинство российских турфирм пользуются проверенными, но устаревшими информационными системами управления, а разработка новых информационных технологий в российской туристской индустрии ограничивается, как правило, созданием простейших программ, предполагающих лишь оформление и систематизацию документов на уровне секретарской работы. В лучшем случае, программы подобного типа будут способны автоматизировать простейшие рутинные процессы и создавать локальные базы данных с целью удовлетворения узких практических потребностей. Вот почему в рамках организации информационного менеджмента в сфере туризма, Российская Федерация отстает практически по всем параметрам, в то время как на Западе уже на протяжении многих лет происходит внедрение всевозможных электронных инноваций в традиционный туристский бизнес.

Необходимо помнить, что информационный менеджмент — это основной элемент управления информационной системой организации, представляющий собой совокупность мер, функций и задач рационального управления информационными ресурсами на всех этапах жизненного цикла предприятия [3, с.110]. Учитывая тот факт, что в сфере туризма связи между производителями и потребителями услуг обеспечивают именно информационные потоки, а не товары, можно сделать вывод, что информационный менеджмент занимает ведущую роль в организации управленческой деятельности любой туристской фирмы. Более того, грамотная организация информационного менеджмента турагентства является несомненным конкурентным преимуществом, так как она не просто гарантирует благоприятную жизнедеятельность предприятия в целом, но также оказывает непосредственное влияние на его имидж, что сразу же выделяет турфирму на рынке туристских услуг.

 

Литература:

 

1.                  Барановская, Т. П. Информационные системы и технологии в экономике/ Т. П. Барановская. — М.: Финансы и статистика, 2010.

2.                  Гуляев, В. Г. Организация туристской деятельности/ В. Г. Гуляев. — М.: НОЛИДЖ, 2011.

3.                  Дурович, А. П. Маркетинг в туризме/А. П. Дурович. — М.: Знание, 2011.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle