Библиографическое описание:

Огнева Н. Ф., Дупленко Н. Г. Основные аспекты формирования трансграничного сотрудничества между регионами на примере Союзного государства Беларуси и России // Молодой ученый. — 2014. — №19.1. — С. 30-33.

В статье рассмотрены основные проблемы и возможности трансграничного сотрудничества регионов Союзного государства Беларуси и России. Представлен механизм формирования трансграничного сотрудничества регионов.

Ключевые слова: интеграция, Союзное государство, приграничное сотрудничество, трансграничное сотрудничество.

 

Развитие интеграции в рамках Союзного государства Беларуси и России дает значительные преимущества обоим государствам. Оно позволяет Беларуси укрепить свои позиции на российском рынке, а России, наоборот, на белорусском; дает Беларуси возможность получать энергоносители по льготным ценам, способствует увеличению притока инвестиций, в которых она остро нуждается для обеспечения устойчивого роста экономики и модернизации производственной инфраструктуры.

Для развития еще более тесной интеграции существуют все необходимые предпосылки. Россия является главным внешнеторговым партнером Беларуси - практически единственным поставщиком энергоресурсов в страну и основным рынком сбыта продукции многих отраслей ее экономики, особенно обрабатывающей промышленности [2, С. 54]. Значительна и роль Беларуси во внешнеторговом обороте России. В период с 1995 по 2013 год на нее приходилось от 20 до 40 процентов в общем объеме экспорта России в страны СНГ, от 16 до 41 процентов в общем объеме импорта [1].

Нельзя не отметить, однако, что, несмотря на долгосрочное сотрудничество между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, имеется ряд серьезных проблем, мешающих развитию интеграции между ними.

В работе «Межрегиональное приграничное сотрудничество – приоритетный фактор интеграции Беларуси и России: концептуальный подход» П.Г. Никитенко отметил главные, на его взгляд, причины нереализованности потенциала интеграционных экономических связей двух стран (Беларусь и Россия) на уровне приграничных территорий.

Во-первых, на концептуальном уровне приграничные связи не рассматриваются как особый вид международных экономических отношений, имеющих свою специфику целей, интересов, объекта и методов управления.

Во-вторых, в интеграционной политике формирования Союза Беларуси и России основной упор сделан на межгосударственный и национальный уровни, а региональное и местное звено управления в правовом и организационно-финансовом плане не определены как равноценные. В связи с этим отсутствует четкая и последовательно реализуемая политика развития приграничного сотрудничества как одного из аспектов белорусско-российского союзного строительства. Как следствие, со стороны наднациональных органов не осуществляется в должной мере организационно-методическая помощь и не созданы каналы финансовой поддержки, как это имеет место, например, в практике ЕС.

В-третьих, зачастую самым негативным образом на развитии приграничных контактов сказывается несоответствие компетентности органов местной власти Беларуси и России, вытекающее из различий в построении системы местного управления и самоуправления, определенной асимметричности в проведении рыночных реформ, особенностей моделей социально-экономического развития и используемых методов управления экономикой. В результате приграничные связи развиваются не по классической схеме взаимодействия между региональными органами управления двух стран, а требуют вмешательства центра. Это приводит к перекосам в сторону реализации национальных интересов, снижает инициативность местных властей и лишает сотрудничество организационно-экономических предпосылок в сферах, определяющих социально-экономическое развитие приграничной территории [5, с.13-14].

В то же время за последние годы значительно расширились сотрудничество между отдельными городами и районами Беларуси и России, что создает реальную основу для межрегионального сотрудничества.

Межрегиональное сотрудничество подразумевает налаживание прямых связей между субъектами хозяйствования, организацию взаимной торговли, производственное кооперирование, оказание транспортных услуг и услуг строительства. Трансграничная торговля и торгово-экономическое сотрудничество на местном уровне превратились в существенный компонент двусторонних отношений России и Беларуси. Трансграничные связи приобрели перспективный многоплановый характер, возросли возможности прямого выхода предприятий, фирм и организаций на непосредственные связи с зарубежными партнерами. В частности, существенный вклад в организацию и развитие трансграничного сотрудничества вносят предприятия с иностранными инвестициями.

Так, рассматривая сотрудничество Гродненской области с регионами Российской Федерации, стоит отметить, что всего зарегистрировано 176 таких предприятий, из них 130 с совместным и 46 – с иностранным капиталом с участием инвесторов из 24 стран. При этом 53 процента предприятий расположено в г. Гродно. Доля иностранного капитала в виде уставного фонда в Гродненской области составляет свыше 10 млн. Основной объем инвестиций приходится на Австрию (37,0 процентов), Польшу (27,9 процентов), Чешскую Республику (11,2 процента), Литву (10,3 процента) и Германию (3,2 процента).

На рисунке представлен один из способов развития трансграничного сотрудничества между регионами Союзного государства ― механизм формирования трансграничного сотрудничества регионов.

Рисунок. Механизм формирования трансграничного сотрудничества регионов

 

Задачами первого этапа предложенного механизма формирования трансграничного сотрудничества регионов является определение современных тенденций развития региона, анализ роли и характера влияния национальной политики на динамику его развития, а также анализ внешнеэкономической деятельности региона. Проведенное в рамках первого этапа исследование позволит определить или скорректировать основные направления, в рамках которых целесообразно развивать трансграничное сотрудничество [6, С. 27].

Определение возможностей региона в интеграции и трансграничном сотрудничестве происходит на втором этапе. Оценку потенциала его развития можно проводить по трем группам элементов – неизменным, условно неизменным и медленно изменяющимся.

К неизменным элементам потенциала относятся площадь территории, географическое положение, климат, рельеф местности. К условно неизменным элементам потенциала можно отнести почвенные и рекреационные ресурсы, а также достопримечательности, объекты культурного и археологического наследия, то есть все то, что не изменяется при нормальных условиях, однако может исчезнуть или потерять свои ценные свойства в случае какого-либо бедствия, например, пожара, или в результате негативного воздействия – к примеру, загрязнения окружающей среды. В группу медленно изменяющихся элементов потенциала входит население, минеральные и биологические ресурсы, транспортная инфраструктура. Безусловно, эти элементы изменяются, но, как правило, сравнительно медленно. Исследование потенциала региона необходимо дополнить анализом его экономического развития, а также оценкой интеграционных процессов и конкурентоспособности, причем не только экономики региона в целом, и ее важнейших составляющих – в частности, малого предпринимательства [4], особенно малых инновационных предприятий [3].

На третьем этапе происходит формирование организационных структур трансграничного сотрудничества. Необходимо определить уровни сотрудничества (международный, межгосударственный, региональный, муниципальный); выбрать из уже существующих или создать новые органы управления трансграничным сотрудничеством региона; определить их основные функции.

Целью четвертого этапа является формирование альтернатив и стратегии развития региона на уровне трансграничного сотрудничества. Для достижения данной цели необходимо решить такие задачи, как обоснование приоритетных направлений развития сотрудничества региона; разработка проектов и программ сотрудничества; формализация трансграничного сотрудничества в соглашения и договоры.

И, наконец, на пятом этапе происходит реализация и оценка полученных результатов.  Осуществляется реализация выбранных направлений сотрудничества; при необходимости - корректировка проектов и программ. Важной задачей является также мониторинг реализации трансграничного сотрудничества по выбранным направлениям.

Ключевыми моментами разработанного механизма являются, во-первых, необходимость создания единой стратегии социально-экономического развития регионов; во-вторых, наделение региональных органов управления большей самостоятельностью в организации трансграничного сотрудничества; в-третьих, использование специфических условий расположения трансграничных регионов для улучшения их социально-экономического потенциала.

Таким образом, трансграничные регионы России и Беларуси заинтересованы в решении вопросов развития и расширения торгово-экономических связей, решении таможенных вопросов, обеспечении необходимого режима пересечения государственной границы. Реализация предложенного механизма формирования трансграничного сотрудничества регионов позволит развивать интеграционные процессы. Что, в свою очередь, будет способствовать решению вопросов более эффективного использования природных ресурсов, налаживанию экологически чистого сельскохозяйственного производства, организации совместных предприятий пищевой промышленности, улучшению транспортного сообщения, модернизации средств коммуникаций и других объектов приграничного хозяйства.

 

Литература:

1.      Внешняя торговля Российской Федерации со странами СНГ / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ, 2014. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ftrade/# (Дата обращения: 16.09.2014).

2.      Войтик Н.А., Сергиевич Н.Ф. Таможенный союз как эффективная форма интеграционных процессов // Актуальные вопросы экономических наук. - 2013. - № 30. - С. 53-57.

3.      Дупленко Н.Г. Развитие малого инновационного предпринимательства на основе согласования экономических интересов // Балтийский регион. - 2012. - № 3 (13). - С. 34-46.

4.      Зонин Н.А., Кашпаров Д.В. Система управления моделью повышения конкурентоспособности малого предпринимательства // Молодой ученый. – 2014. - № 7-1 (66). - С. 7-10.

5.      Никитенко, П.Г. Межрегиональное приграничное сотрудничество – приоритетный фактор союзной интеграции Беларуси и России. – Минск: Право и экономика, 2008.

6.      Огнева Н.Ф., Никифорова И.В. Интеграционные потенциал в рамках Союзного государства // Молодой ученый. – 2014. - № 7-1 (66). - C. 27-28.

Основные термины (генерируются автоматически): трансграничного сотрудничества, формирования трансграничного сотрудничества, трансграничного сотрудничества регионов, Союзного государства, Союзного государства Беларуси, механизм формирования трансграничного, рамках Союзного государства, механизма формирования трансграничного, возможности трансграничного сотрудничества, развития трансграничного сотрудничества, развитие трансграничного сотрудничества, приграничное сотрудничество, уровне трансграничного сотрудничества, формализация трансграничного сотрудничества, структур трансграничного сотрудничества, реализации трансграничного сотрудничества, условиях интеграции России, организации трансграничного сотрудничества, интеграции Беларуси, аспекты формирования трансграничного.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle