Библиографическое описание:

Дупленко Н. Г., Пурыжова Л. В. Основные подходы к исследованию предпринимательской мотивации // Молодой ученый. — 2014. — №19.1. — С. 2-5.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с теоретическими исследованиями сущности понятия мотивационные аспекты предпринимательской деятельности, определены мотивационные регуляторы предпринимательской деятельности. Изучены проблемы мотивации предпринимательской деятельности, факторы, оказывающие влияние на формирование мотивационного механизма.

Ключевые слова: предпринимательство, мотивация, активность, предпринимательская активность, мотивы предпринимательской деятельности, экономическая активность, мотивационный механизм, деловая активность, предпринимательские мотивы.

 

Исследование вопросов, связанных с развитием экономической активности в предпринимательстве, показывает, что и к настоящему времени использование мотивационного механизма изучено недостаточно. Данное положение объясняется тем, что мотивы предпринимательской деятельности стали объектами изучения сравнительно недавно [1, с. 24].

Необходимо отметить, что предпринимательство представляет собой достаточно сложную форму человеческой и трудовой активности, поэтому важным является исследование мотивации предпринимательской деятельности и ее побудительной основы [2, с. 75].

В качестве подходов к оценке мотивов предпринимательской деятельности наиболее часто выдвигаются следующие группы мотивов. Первая группа - это удовлетворение потребностей. В данную группу входят предприниматели, ставящие перед собой в качестве цели основание своей империи. Основные мотивационные императивы у первой группы предпринимателей заключены в получении влияния и власти, особого положения в обществе. Вторая группа мотивов основывается на успехе в борьбе с конкурентами, волей к победе. И, наконец, третья группа мотивов – радость творчества.

В экономических исследованиях первоначально основное внимание уделялось мотивам первой группы. Получение прибыли в качестве главного мотива предпринимательства, стремление «сделать деньги» для себя выдвигалось еще в XVII-XVIII веках классиками экономической теории - Кантильоном, Смитом, Бодо, Миллем и другими. Позже стали обращать внимание на вторую группу, а уже Шумпетер отмечал и третью.  В качестве основной цели он называл стремление к неограниченному приобретению благ, которое не связано с чувством удовлетворения от их потребления. Это позволяет предпринимателю, с одной стороны, добиваться власти, влияния в обществе, с другой стороны, удовлетворять свое стремление к успеху как таковому. Еще одним мотивом предпринимательской деятельности по Шумпетеру является радость от своего труда, главным образом творческого.

Следует отметить, что в отличие от большинства теоретиков предпринимательства, Шумпетер не считал процесс труда неприятным, вынужденным средством достижения целей предпринимателя. Важнейшими чертами его характера являются интуиция, т.е. особого рода «чутье», которое возмещает недостаток информации, и сильная воля, которая помогает ему преодолеть сопротивление среды, завоевать авторитет у других людей, повести их за собой, а также побороть инерцию своего мышления. Согласно данной концепции, считаться предпринимателем может не каждый бизнесмен, владелец предприятия, а только отвечающий критерию инновационности [10].

«Потребность в достижениях», имеющую особое значение в области предпринимательской мотивации первым выделил Г. Мюррей («Exploration in Personality», 1938). Четырьмя десятками лет ранее Г. Тард в своих работах одним из первых обосновал влияние социально-психологических факторов на экономическое поведение.

Вклад российских ученых в развитие концепции Шумпетера состоит в том, что они вернулись к обоснованию важности экономической свободы как предпосылки предпринимательской деятельности. То, что многими западными исследователями перестало учитываться вследствие своей очевидности в условиях векового господства рыночной экономики, в российской экономической науке в период рыночной трансформации общества воспринималось как нечто важное и актуальное.

Поскольку мотивационный механизм предпринимательства основан на мотивационном механизме любого человека, то в предпринимательской мотивации обозначаются аналогичные проблемы. Мотивация, по сути, и есть механизм активности предпринимательства, причем сознательной и свободной [5]. Процесс мотивирования предпринимательской деятельности во многом формируется на основе внутренних побудительных сил предпринимательского поведения. В связи с этим необходимо различать основу мотивационного поведения предпринимателя, которая формируется в зависимости от конкретной ситуации и влияет на возникновение деловой активности. К таким ситуациям относят: выбор сферы и направления деловой активности предпринимателя; текущая деловая активность в данной сфере и перемены в сфере деловой активности, а также наличие инновационной составляющей. В частности, мотивами создания микропредприятия является, чаще всего, стремление повысить благосостояние своей семьи и приобрести некоторый иммунитет к кризисам, получая пусть небольшой, но устойчивый доход в условиях недостаточного уровня заработной платы, социальных выплат или отсутствия привлекательного места работы.

Достаточно интересным представляется и исследование мотивации так называемых бизнес-ангелов.  Экономические интересы «бизнес-ангелов» схожи. Основным из них является получение дохода, но немаловажную роль в мотивации «бизнес-ангелов» играют также склонность к меценатству, благотворительности, желание использовать свой богатый управленческий опыт. Последнее характерно, в частности, для ушедших со своей должности руководителей крупных корпораций. В некоторых случаях «бизнес-ангелами» движет склонность к азарту, желание прославиться, реализовав идею, которая «перевернет мир». 

Таким образом, можно говорить о мотивационном механизме, как механизме заинтересованности в достижении конкретных целей, связанных с максимизацией всех предпринимательских результатов. Мотивационный механизм при этом выступает в виде многоуровневой системы, на каждом уровне которой определяются мотивы и цели. Такая система мотивационного механизма должна ориентироваться на целевые установки общества. При этом механизм мотивации предпринимателей представляет собой набор специфических инструментов социального, экономического и организационного характера, которые определяются спецификой предпринимательской деятельности [3, с. 12].

Следует отметить, что основным способом побуждения предпринимателя к активности является стимулирование. Стимул для предпринимателя обычно выступает в качестве основной цели его активности. Возникающий при этом стимулировании предпринимательский интерес и приводит к формированию активности предпринимательства.

Представленный механизм можно условно обозначить следующими составляющими: на первом этапе возникает предпринимательский инстинкт, далее обозначается предпринимательский рефлекс или, другими словами, способности, затем появляется предпринимательская потребность, следующий этап – появляется стимул, далее мотивация, все это трансформируется в предпринимательскую активность.

Важное место в этой цепочке занимает предпринимательская потребность. Обычно выделяют следующие группы потребностей, характеризующих общество: потребности производственной сферы, жизненные нужды, личное потребление [8, с. 24]. Что касается потребностей предпринимателей, они обладают дополнительным набором специфических личных потребностей, которые включают в себя потребности, связанные с общением с другими предпринимателями, причастность к сообществу предпринимателей и другие. В осознании мотивации как процесса особое место занимает определение мотивов, и если мотив побуждает к действию, то цель определяет последовательность действий. В научной литературе данное понятие определено как «мотив-цель», оно определяет структуру и динамику всех аспектов предпринимательской деятельности. (Рис.1)

Рис. 1.  Мотивационные принципы и их производные

 

Здесь необходимо отметить, что среди внешних и внутренних факторов, определяющих направление вектора предпринимательской активности, ведущую роль играют именно внутренние факторы. Среди них наиболее весомыми являются: подготовленность к предпринимательской деятельности, склонность к риску, определенная доля новаторства, интеллектуальные способности, выносливость и упорство.

Среди мотивационных регуляторов предпринимательской деятельности выделяют:

1.      Целевая установка на получение прибыли;

2.      Полная свобода действий;

3.      Ответственность за принимаемые решения только перед собой;

4.      Потребность в доминировании;

5.      Целеустремленность и готовность к риску.

Все перечисленные мотивационные регуляторы работают в комплексе, но при более явном доминировании одного из них. Момент, связанный с доминированием одного из мотиво,в во многом определяется не только историческими и социальными условиями жизни предпринимателя, но и его личными качествами и способностями, мировоззрением, образованием, воспитанием. При этом общий уровень мотивации будет определяться количеством мотивов, побуждающих к предпринимательской деятельности, от силы и актуальности ситуационных факторов, а также от побуждающей силы каждого мотива. Исследователи также отмечают, что существуют побуждения, формирующиеся на уровне подсознания, а также в неосознаваемых мотивах или в бессознательном влечении. Поскольку все это проявляется в психологических особенностях человека, необходимо учитывать эти процессы при оценке мотивационных характеристик предпринимательской деятельности.

Побудительные мотивы предпринимательской деятельности в общем можно разделить на направленные на удовлетворение общественных потребностей при обязательном учете личного интереса и побуждения, формирующиеся на уровне подсознания [6, с. 102]. В последнее время появляется и социальная составляющая в мотивации предпринимателей, связанная со стремлением возрождения и процветания страны, изменения мира к лучшему. Здесь особенно важно отметить один из элементов процесса мотивирования предпринимательской деятельности – ценности и нормы предпринимательского поведения.

В связи с этим можно выделить следующие типы предпринимателей: технологические предприниматели (ориентированы на полную реализацию своих способностей, приоритет – успех дела, а не финансовый результат), мелкие предприниматели, массовые предприниматели, стратегические предприниматели, предприниматели-чемпионы, предприниматели-инноваторы, предприниматели посредники. Представленная типологизация, с одной стороны, раскрывает сущность предпринимательства, как специфического вида деятельности, предполагающего особый вид хозяйственного поведения предпринимателя, с другой стороны определяется мотивом и социальной целью.

В научной литературе также различают мотивы предпринимательской деятельности в зависимости от разнообразия предприятий [4; 7; 9]. Чаще всего к первому типу относят мотивы мелких предпринимателей, которые, как правило, сводятся к извлечению выгоды из существующей хозяйственной конъюнктуры, поэтому мотивы создания мелких предприятий включают минимальный состав предпринимательской психологии.Мотивация крупных предпринимателей – более сложное явление. У крупных предпринимателей максимальное выражение предпринимательской психологии заключается в желании развивать, расширять область своей деятельности, устранять конкурентов и т.п. При этом, для успешной реализации мотивов предпринимательской деятельности необходимы условия, связанные с наличием персонифицированной частной собственности и свободой коммерческой деятельности.

Таким образом, изучение теоретических подходов к предпринимательской активности и мотивации предпринимательской деятельности можно определить одно из важнейших свойств и мотивационной диспозиции предпринимательства - рисковый характер его деятельности, что в дальнейшем определяет подходы к сущности успешной предпринимательской деятельности и формировании системы участия государства в регулировании этой важнейшей сферы.

 

Литература:

1.      Бильчак В.С., Теоретические основы формирования трудовой и экономической активности в рыночных условиях хозяйствования // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2007. - № 5. - С. 24-29.

2.      Бильчак В.С., Дупленко Н.Г. Эволюция междисциплинарного подхода в исследовании предпринимательства // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. - 2012. - № 3. - С. 74-86.

3.      Бильчак В.С, Пурыжова Л.В. Экономическая активность малого предпринимательства Монография. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008.

4.      Большов А.А., Жигалова О.В., Светуньков М.Г. Создание системы мотивации предпринимательской деятельности в контексте становления региональной конкурентоспособности // Казанская наука. - 2014. - № 1. - С. 42-44.

5.      Нагорнов В.И., Есаулов В.Н., Соловенко И.С. Мотивация предпринимательской деятельности // Российское предпринимательство. - 2011. - № 7-1. - С. 140-144.

6.      Попов А.И. Экономическая теория. 4-е изд. - СПб: Питер, 2006.

7.      Туякбаева А.Е., Полутова М.А. Предпринимательская мотивация как частный случай трудовой мотивации // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2012. - № 6. - С. 70-75.

8.      Халин С.М. Социология предпринимательства: попытка теоретической интерпретации понятия. Учебное пособие. Тюмень: Тюменский государственный университет, 2004.

9.      Шаховская Л.С., Акимова О.Е. Мотивация предпринимательского труда и предпринимательской деятельности // Региональная экономика. Юг России. - 2010. - № 11. - С. 377-389.

10.  Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия.  М.: Эксмо, 2007.

Основные термины (генерируются автоматически): предпринимательской деятельности, мотивы предпринимательской деятельности, мотивации предпринимательской деятельности, предпринимательской мотивации, мотивов предпринимательской деятельности, мотивирования предпринимательской деятельности, предпринимательской активности, регуляторы предпринимательской деятельности, аспекты предпринимательской деятельности, исследование мотивации предпринимательской, проблемы мотивации предпринимательской, исследованию предпринимательской мотивации, мотивом предпринимательской деятельности, эффективности предпринимательской деятельности, предпосылки предпринимательской деятельности, предпринимательской мотивации первым, аспектов предпринимательской деятельности, спецификой предпринимательской деятельности, Мотивация предпринимательской деятельности, предпринимательской деятельности необходимы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle