Библиографическое описание:

Дупленко Н. Г., Пурыжова Л. В. Основные подходы к исследованию предпринимательской мотивации // Молодой ученый. — 2014. — №19.1. — С. 2-5.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с теоретическими исследованиями сущности понятия мотивационные аспекты предпринимательской деятельности, определены мотивационные регуляторы предпринимательской деятельности. Изучены проблемы мотивации предпринимательской деятельности, факторы, оказывающие влияние на формирование мотивационного механизма.

Ключевые слова: предпринимательство, мотивация, активность, предпринимательская активность, мотивы предпринимательской деятельности, экономическая активность, мотивационный механизм, деловая активность, предпринимательские мотивы.

 

Исследование вопросов, связанных с развитием экономической активности в предпринимательстве, показывает, что и к настоящему времени использование мотивационного механизма изучено недостаточно. Данное положение объясняется тем, что мотивы предпринимательской деятельности стали объектами изучения сравнительно недавно [1, с. 24].

Необходимо отметить, что предпринимательство представляет собой достаточно сложную форму человеческой и трудовой активности, поэтому важным является исследование мотивации предпринимательской деятельности и ее побудительной основы [2, с. 75].

В качестве подходов к оценке мотивов предпринимательской деятельности наиболее часто выдвигаются следующие группы мотивов. Первая группа - это удовлетворение потребностей. В данную группу входят предприниматели, ставящие перед собой в качестве цели основание своей империи. Основные мотивационные императивы у первой группы предпринимателей заключены в получении влияния и власти, особого положения в обществе. Вторая группа мотивов основывается на успехе в борьбе с конкурентами, волей к победе. И, наконец, третья группа мотивов – радость творчества.

В экономических исследованиях первоначально основное внимание уделялось мотивам первой группы. Получение прибыли в качестве главного мотива предпринимательства, стремление «сделать деньги» для себя выдвигалось еще в XVII-XVIII веках классиками экономической теории - Кантильоном, Смитом, Бодо, Миллем и другими. Позже стали обращать внимание на вторую группу, а уже Шумпетер отмечал и третью.  В качестве основной цели он называл стремление к неограниченному приобретению благ, которое не связано с чувством удовлетворения от их потребления. Это позволяет предпринимателю, с одной стороны, добиваться власти, влияния в обществе, с другой стороны, удовлетворять свое стремление к успеху как таковому. Еще одним мотивом предпринимательской деятельности по Шумпетеру является радость от своего труда, главным образом творческого.

Следует отметить, что в отличие от большинства теоретиков предпринимательства, Шумпетер не считал процесс труда неприятным, вынужденным средством достижения целей предпринимателя. Важнейшими чертами его характера являются интуиция, т.е. особого рода «чутье», которое возмещает недостаток информации, и сильная воля, которая помогает ему преодолеть сопротивление среды, завоевать авторитет у других людей, повести их за собой, а также побороть инерцию своего мышления. Согласно данной концепции, считаться предпринимателем может не каждый бизнесмен, владелец предприятия, а только отвечающий критерию инновационности [10].

«Потребность в достижениях», имеющую особое значение в области предпринимательской мотивации первым выделил Г. Мюррей («Exploration in Personality», 1938). Четырьмя десятками лет ранее Г. Тард в своих работах одним из первых обосновал влияние социально-психологических факторов на экономическое поведение.

Вклад российских ученых в развитие концепции Шумпетера состоит в том, что они вернулись к обоснованию важности экономической свободы как предпосылки предпринимательской деятельности. То, что многими западными исследователями перестало учитываться вследствие своей очевидности в условиях векового господства рыночной экономики, в российской экономической науке в период рыночной трансформации общества воспринималось как нечто важное и актуальное.

Поскольку мотивационный механизм предпринимательства основан на мотивационном механизме любого человека, то в предпринимательской мотивации обозначаются аналогичные проблемы. Мотивация, по сути, и есть механизм активности предпринимательства, причем сознательной и свободной [5]. Процесс мотивирования предпринимательской деятельности во многом формируется на основе внутренних побудительных сил предпринимательского поведения. В связи с этим необходимо различать основу мотивационного поведения предпринимателя, которая формируется в зависимости от конкретной ситуации и влияет на возникновение деловой активности. К таким ситуациям относят: выбор сферы и направления деловой активности предпринимателя; текущая деловая активность в данной сфере и перемены в сфере деловой активности, а также наличие инновационной составляющей. В частности, мотивами создания микропредприятия является, чаще всего, стремление повысить благосостояние своей семьи и приобрести некоторый иммунитет к кризисам, получая пусть небольшой, но устойчивый доход в условиях недостаточного уровня заработной платы, социальных выплат или отсутствия привлекательного места работы.

Достаточно интересным представляется и исследование мотивации так называемых бизнес-ангелов.  Экономические интересы «бизнес-ангелов» схожи. Основным из них является получение дохода, но немаловажную роль в мотивации «бизнес-ангелов» играют также склонность к меценатству, благотворительности, желание использовать свой богатый управленческий опыт. Последнее характерно, в частности, для ушедших со своей должности руководителей крупных корпораций. В некоторых случаях «бизнес-ангелами» движет склонность к азарту, желание прославиться, реализовав идею, которая «перевернет мир». 

Таким образом, можно говорить о мотивационном механизме, как механизме заинтересованности в достижении конкретных целей, связанных с максимизацией всех предпринимательских результатов. Мотивационный механизм при этом выступает в виде многоуровневой системы, на каждом уровне которой определяются мотивы и цели. Такая система мотивационного механизма должна ориентироваться на целевые установки общества. При этом механизм мотивации предпринимателей представляет собой набор специфических инструментов социального, экономического и организационного характера, которые определяются спецификой предпринимательской деятельности [3, с. 12].

Следует отметить, что основным способом побуждения предпринимателя к активности является стимулирование. Стимул для предпринимателя обычно выступает в качестве основной цели его активности. Возникающий при этом стимулировании предпринимательский интерес и приводит к формированию активности предпринимательства.

Представленный механизм можно условно обозначить следующими составляющими: на первом этапе возникает предпринимательский инстинкт, далее обозначается предпринимательский рефлекс или, другими словами, способности, затем появляется предпринимательская потребность, следующий этап – появляется стимул, далее мотивация, все это трансформируется в предпринимательскую активность.

Важное место в этой цепочке занимает предпринимательская потребность. Обычно выделяют следующие группы потребностей, характеризующих общество: потребности производственной сферы, жизненные нужды, личное потребление [8, с. 24]. Что касается потребностей предпринимателей, они обладают дополнительным набором специфических личных потребностей, которые включают в себя потребности, связанные с общением с другими предпринимателями, причастность к сообществу предпринимателей и другие. В осознании мотивации как процесса особое место занимает определение мотивов, и если мотив побуждает к действию, то цель определяет последовательность действий. В научной литературе данное понятие определено как «мотив-цель», оно определяет структуру и динамику всех аспектов предпринимательской деятельности. (Рис.1)

Рис. 1.  Мотивационные принципы и их производные

 

Здесь необходимо отметить, что среди внешних и внутренних факторов, определяющих направление вектора предпринимательской активности, ведущую роль играют именно внутренние факторы. Среди них наиболее весомыми являются: подготовленность к предпринимательской деятельности, склонность к риску, определенная доля новаторства, интеллектуальные способности, выносливость и упорство.

Среди мотивационных регуляторов предпринимательской деятельности выделяют:

1.      Целевая установка на получение прибыли;

2.      Полная свобода действий;

3.      Ответственность за принимаемые решения только перед собой;

4.      Потребность в доминировании;

5.      Целеустремленность и готовность к риску.

Все перечисленные мотивационные регуляторы работают в комплексе, но при более явном доминировании одного из них. Момент, связанный с доминированием одного из мотиво,в во многом определяется не только историческими и социальными условиями жизни предпринимателя, но и его личными качествами и способностями, мировоззрением, образованием, воспитанием. При этом общий уровень мотивации будет определяться количеством мотивов, побуждающих к предпринимательской деятельности, от силы и актуальности ситуационных факторов, а также от побуждающей силы каждого мотива. Исследователи также отмечают, что существуют побуждения, формирующиеся на уровне подсознания, а также в неосознаваемых мотивах или в бессознательном влечении. Поскольку все это проявляется в психологических особенностях человека, необходимо учитывать эти процессы при оценке мотивационных характеристик предпринимательской деятельности.

Побудительные мотивы предпринимательской деятельности в общем можно разделить на направленные на удовлетворение общественных потребностей при обязательном учете личного интереса и побуждения, формирующиеся на уровне подсознания [6, с. 102]. В последнее время появляется и социальная составляющая в мотивации предпринимателей, связанная со стремлением возрождения и процветания страны, изменения мира к лучшему. Здесь особенно важно отметить один из элементов процесса мотивирования предпринимательской деятельности – ценности и нормы предпринимательского поведения.

В связи с этим можно выделить следующие типы предпринимателей: технологические предприниматели (ориентированы на полную реализацию своих способностей, приоритет – успех дела, а не финансовый результат), мелкие предприниматели, массовые предприниматели, стратегические предприниматели, предприниматели-чемпионы, предприниматели-инноваторы, предприниматели посредники. Представленная типологизация, с одной стороны, раскрывает сущность предпринимательства, как специфического вида деятельности, предполагающего особый вид хозяйственного поведения предпринимателя, с другой стороны определяется мотивом и социальной целью.

В научной литературе также различают мотивы предпринимательской деятельности в зависимости от разнообразия предприятий [4; 7; 9]. Чаще всего к первому типу относят мотивы мелких предпринимателей, которые, как правило, сводятся к извлечению выгоды из существующей хозяйственной конъюнктуры, поэтому мотивы создания мелких предприятий включают минимальный состав предпринимательской психологии.Мотивация крупных предпринимателей – более сложное явление. У крупных предпринимателей максимальное выражение предпринимательской психологии заключается в желании развивать, расширять область своей деятельности, устранять конкурентов и т.п. При этом, для успешной реализации мотивов предпринимательской деятельности необходимы условия, связанные с наличием персонифицированной частной собственности и свободой коммерческой деятельности.

Таким образом, изучение теоретических подходов к предпринимательской активности и мотивации предпринимательской деятельности можно определить одно из важнейших свойств и мотивационной диспозиции предпринимательства - рисковый характер его деятельности, что в дальнейшем определяет подходы к сущности успешной предпринимательской деятельности и формировании системы участия государства в регулировании этой важнейшей сферы.

 

Литература:

1.      Бильчак В.С., Теоретические основы формирования трудовой и экономической активности в рыночных условиях хозяйствования // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2007. - № 5. - С. 24-29.

2.      Бильчак В.С., Дупленко Н.Г. Эволюция междисциплинарного подхода в исследовании предпринимательства // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. - 2012. - № 3. - С. 74-86.

3.      Бильчак В.С, Пурыжова Л.В. Экономическая активность малого предпринимательства Монография. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008.

4.      Большов А.А., Жигалова О.В., Светуньков М.Г. Создание системы мотивации предпринимательской деятельности в контексте становления региональной конкурентоспособности // Казанская наука. - 2014. - № 1. - С. 42-44.

5.      Нагорнов В.И., Есаулов В.Н., Соловенко И.С. Мотивация предпринимательской деятельности // Российское предпринимательство. - 2011. - № 7-1. - С. 140-144.

6.      Попов А.И. Экономическая теория. 4-е изд. - СПб: Питер, 2006.

7.      Туякбаева А.Е., Полутова М.А. Предпринимательская мотивация как частный случай трудовой мотивации // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2012. - № 6. - С. 70-75.

8.      Халин С.М. Социология предпринимательства: попытка теоретической интерпретации понятия. Учебное пособие. Тюмень: Тюменский государственный университет, 2004.

9.      Шаховская Л.С., Акимова О.Е. Мотивация предпринимательского труда и предпринимательской деятельности // Региональная экономика. Юг России. - 2010. - № 11. - С. 377-389.

10.  Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия.  М.: Эксмо, 2007.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle