Библиографическое описание:

Мальгин В. Е., Мокроусов С. В. Интеграция формального и неформального образования детей и взрослых на примере детско-юношеской спортивной школы малого города // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 578-580.

В статье рассматриваются возможности интеграции формального и неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы закрытого административно-территориального образования. Представлены методологические и теоретические основы процесса реализации неформального образования.

Ключевые слова:образовательная среда, неформальное образование, интеграция образовательных процессов, субъекты образования, личностное развитие, педагогическое взаимодействие, дополнительное образование.

 

Большинство учреждений дополнительного образования детей обладают достаточными возможностями в организации образования и взрослых. Например, спортивная школа представляет собой образовательную социально-педагогическую систему, которая характеризуется достаточной вариативность и мобильностью, определенной гибкостью, максимальным приспособлением к запросам и потребностям занимающегося. При этом сама система дополнительного образования детей (в структуре которой функционирует спортивная школа) является, с одной стороны, достаточно формализованной структурой, осуществляющей целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ и иной информационно образовательной деятельности за их пределами в интересах человека, общества, государства. С другой стороны, в современных условиях возрастает роль учреждений дополнительного образования детей в организации неформальной психологической и педагогической подготовки не только детей, но и взрослых, ориентированной на поддержку семейного воспитания. Принцип объединения формального и неформального образования детей и взрослых позволяет обеспечить инновационный характер деятельности в обеспечении вариативного подхода к возможности получения образования через формальные и неформальные образовательные программы, ориентированные на различные возрастные группы.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года одной из главных задач провозглашает формирование профессиональной и личностной готовности детей и взрослых к активной жизни в современном посткризисном обществе. В психологии данное качество раскрывается через категорию субъекта. Важнейшее из качеств человека, отмечает А. В. Брушлинский, — «быть субъектом, т. е. творцом своей истории, вершителем своего жизненного пути: инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, поведение, познание, созерцание и другие виды специфически человеческой активности — творческой, нравственной, свободной» [1, с. 4].

Увеличение спектра необходимых возможностей для развития личности ребенка в ходе её жизненного пути обусловило развитие образовательной среды на различных уровнях, в том числе на спортивном занятии, который выступает как образовательное «пространство» для самореализации личности. Пристальное внимание к личностным ресурсам воспитанника в процессе образовательной деятельности, создание условий для выбора способов и содержания образования и воспитания обуславливают развитие образовательной среды тренировочного занятия посредством вариативного подхода к образованию.

Образовательная среда учреждения дополнительного образования, которым является спортивная школа, складывается из многих компонентов, но именно через организацию вариативного подхода к процессу спортивно-оздоровительного образования детей происходит эффективное развитие индивидуально-личностных особенностей ребенка. Вариативность в спортивной школе — это возможность использовать различные условия для социализации личности ребенка, конкурентного в каждом возрасте. [2, с. 949–951]

Формальное и неформальное образование детей и взрослых можно рассматривать как аспекты одного и того же процесса. Интеграция формального и неформального образования в учреждении дополнительного образования детей является фактором создания такого образовательного пространства, которое обеспечивает его целостность, расширение образовательных ресурсов обеих сфер образования, их взаимодополняемость, сближение процессов воспитания, обучения и развития, дающее возможность взрослому и ребенку включиться в процессы социализации и индивидуализации. Интеграция формального и неформального образования обеспечивается специальной организацией единого информационно образовательного пространства учреждения, ориентированного на создание условий для вариативного подхода к получению образования взрослыми и детьми. Содержание информационно образовательного пространства учреждения дополнительного образования, раскрывается через структуру интеграции формального и неформального образования детей и взрослых через реализацию программ различной направленности и времени. Интеграция формального и неформального образования в спортивной школе позволяет обеспечить процесс получения полноценного дополнительного образования и способствует развитию воспитательного потенциала учреждения через:

-          координацию целей, задач и результатов;

-          обеспечение взаимодействия и преемственности содержания двух сфер дополнительного образования;

-          использование технологий, методов и форм организации практико-ориентированной деятельности.

Механизмом интеграции двух видов образования в процессе реализации дополнительных образовательных программ в спортивной школе является взаимодействие тренеров-преподавателей, администрации, родителей и детей в рамках педагогического процесса, выраженное в длительном личностном контакте и имеющее следствием взаимные изменения в деятельности, поведении, установках, отношениях. Взаимодействие проявляется в сотрудничестве, когда всеми субъектами достигается понимание целей совместной деятельности и путей ее достижения.

Анализируя вышеизложенное и рассматривая ребенка как объект воздействия образовательно-воспитательного пространства спортивной школы, возникает вопрос о возможностях конкретного учреждения в условиях конкретной местности. Довольно благополучная картина большого города рисует нам большие возможности сети спортивных школ с целым спектром спортивных направлений и отделений. К примеру в г. Владимир (население 349500 человек) функционирует около 38 спортивных школ различного типа, в которых культивируется 57 видов спорта. Комплекс образовательных услуг предоставляемый учреждениями, может удовлетворить потребности всех желающих заниматься теми или иными видами спорта, а мониторинг «привлекательности» вовремя координировать открытие и закрытие новых направлений. Несмотря на большое количество культивируемых видов спорта комплексными школами являются только четыре, что составляет 10,5 %. Другая картина наблюдается в г. Радужный Владимирской области (население 17800 человек), в котором одна спортивная школа в которой ведется работа по семи видам спорта [3, с.9–10].

В процессе реализации неформального образования как специфического вида общественно значимой полезной деятельности, находят свое развитие особые механизмы формирования и становления начальных профессиональных и личностно-ориентированных компетенций личности молодого гражданина. Этот многообразный педагогический процесс воздействия способствует формированию эстетической, духовно-нравственной, политической и этико-правовой культуры, становлению экологического мышления, положительного социального поведения, основу которого составляет уважение к законам российского государства и укладу общества, повышает потребность в личностном самоопределении и способности самореализации в постоянно изменяющихся социально-политических и экономических условиях современного мира [4, с. 267–269].

 Территории неравнозначны по многим признакам их классификации и закрытые территории имеют ряд существенных отличий. Так, в условиях закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) согласно ФЗ от 14.07.92 г. № 3297–1-ФЗ «О закрытых административно-территориальных образованиях» действуют определенные ограничения, которыми невозможно пренебрегать. В этих условиях вопрос развития образовательной среды учреждения дополнительного образования приобретает особое значение и возникает необходимость выявления, систематизации и изучения существенных особенностей с целью эффективного решения задач создания благоприятных условий для жизнедеятельности на данной территории [5, с. 351–354]

Первостепенная задача педагогов учреждения дополнительного образования — создание новых механизмов, каркаса нового качества знания, передового содержания, современной интерпретации накопленного историей опыта и практики. Красной нитью должно проходить понимание того, что ребенок, посещает не в кружок, а приходит в образовательное учреждение, ответственность которого состоит в его развитии, социализации и росте [6, с. 79–81].

Современная общеобразовательная школа и учреждения дополнительного образования стоят перед острой необходимостью кардинальных изменений в теории, методике, системе обучения и воспитания подрастающего поколения. Преобразования обусловлены ускорением общественного развития, возникновением необходимости полнее использовать интеллектуальный потенциал людей, а для этого всесторонне готовить молодежь к жизни, содействовать ее безболезненной социальной адаптации. В известной степени учащийся формируется как личность на уроке, занятиях, в процессе учебного труда. Поэтому научные и методические учреждения, авторские коллективы, работая над новыми программами, учебниками, учебными пособиями, стремятся создать условия и возможности для максимального использования на занятиях воспитательного потенциала каждой учебной дисциплины. Учреждения дополнительного образования являются своеобразным инструментом внешкольного воспитания и обучения и при этом составляют часть системы образования, дополняют полноту структуры образования, представляют собой уникальную систему поддержки детства, особый мир детского творчества, фантазии, игры, положительных эмоций, своеобразную детскую страну, где ребенок с раннего возраста учится принимать решения, выбирать способ действия, строить свои отношения со взрослыми и другими детьми на основе диалога в бесконфликтном пространстве взаимоуважения [7, с. 76–78].

С 17 по 19 апреля 2013 года в Ярославле прошла международная научная конференция по теме «Интеграция формального и неформального образования как условие достижения актуальных образовательных результатов» На пленарных заседаниях конференции обсуждались две проблемы: «Стратегии управления неформальным образованием» и «Границы формального и неформального образования». В дискуссии по этим вопросам выступили ведущие ученые Российской академии образования, Федерального института развития образования, Высшей школы экономики, ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, руководители и практики образовательных организаций России, эксперты из Нидерландов, Словакии, Южной африканской республики, Украины, занимающиеся проблемами развития неформального, дополнительного, внешкольного образования, интеграции в системе образования

В процессе обсуждения обозначенных проблем, участники конференции отметили, что в современной ситуации развития образования, как в России, так и за рубежом, границы формального образования стали тесными для достижения современного качества образования, актуальных образовательных результатов, соответствующих потребностям личности, общества, государства. Традиционные составляющие системы образования — общее и дополнительное образование приобретают черты как формального, так и неформального образования.

При этом, границы общего образования, как формального, становятся узкими для реализации современных требований. Общее образование может развиваться за счет потенциала дополнительного образования. Оно реализуется сегодня, как в организациях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательной школе, дошкольном учреждении, учреждении начального профессионального образования, а также в организациях культуры, спорта, молодежной работы, частных организациях [8, с. 1025–1027]

 

Литература:

 

1.         Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. М.: Институт психологии РАН, 1994. 109 с.

2.         Мальгин В. Е. Вариативный подход к тренировочному процессу как фактор формирования образовательной среды учреждения [Текст] / В. Е. Мальгин // Молодой ученый. — 2014. — № 3. — С. 949–951.

3.         Мальгин В. Е. Организация педагогического контроля в комплексной спортивной школе [Текст] / В. Е. Мальгин // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 9–10.

4.         Мальгин В. Е. Неформальное образование: сущность и перспективы детских и молодежных неформальных объединений [Текст] / В. Е. Мальгин, Н. В. Щергунова // Молодой ученый. — 2014. — № 13. — С. 267–269.

5.         Мальгин В. Е. Социальная роль спорта в условиях закрытого административно-территориального образования [Текст] / В. Е. Мальгин, Г. Ю. Рожкова // Молодой ученый. — 2014. — № 16. — С. 351–354.

6.         Мальгин В. Е. Школьные и внешкольные учреждения в условиях закрытого административно-территориального образования [Текст] / В. Е. Мальгин, С. В. Мокроусов // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 79–81.

7.         Мальгин В. Е. Творческое развитие личности школьника в условиях учреждения дополнительного образования детей на примере детско-юношеской спортивной школы [Текст] / В. Е. Мальгин, С. Ю. Гречухин // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 76–78.

8.         Мальгин В. Е. Развитие вариативных форм неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы [Текст] / В. Е. Мальгин, О. В. Трофимова // Молодой ученый. — 2014. — № 4. — С. 1025–1027.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle