Стандартизация и система управления качеством производства макаронных изделий на предприятиях Челябинской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Долматова, И. А. Стандартизация и система управления качеством производства макаронных изделий на предприятиях Челябинской области / И. А. Долматова, Т. Н. Зайцева, К. М. Персецкая, Г. Д. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 19 (78). — С. 197-199. — URL: https://moluch.ru/archive/78/13693/ (дата обращения: 18.04.2024).

В условиях рыночных отношений существует жесткая конкуренция между товаропроизводителями. На рынке выживает только производитель, выпускающий качественную, безопасную продукцию с расширенной ассортиментной линейкой. На российском рынке товарной продукции в условиях рыночной экономики, конкуренция между предприятиями развертывается главным образом на поле качества выпускаемой продукции. Качество продукции — один из главных показателей коммерческой деятельности предприятий, который в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства.

На современном этапе развития товарных рынков России большое внимание уделяется обеспечению системы менеджмента качества, которые представляют собой совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством. Системы менеджмента качества позволяют улучшить деятельность предприятий, с целью повышения их конкурентоспособности на отечественном и мировом рынках.

Макаронные изделия являются основным продуктом питания XX столетия, поэтому спрос на них достаточно стабилен. На российском рынке макаронная продукция представлена в достаточно широком ассортименте от «элит» до «эконом», производимых как отечественными, так и зарубежными товаропроизводителями [3].

Магнитогорский рынок макаронных изделий представлен продукцией отечественного и зарубежного производства. Однако потребительские предпочтения отдаются макаронным изделиям отечественного производства. Из отечественных товаропроизводителей на магнитогорском рынке представлена продукция более 30 производственных предприятий Челябинской области. Среди них два настоящих гиганта — «Макфа» и «СоюзПищепром», два довольно крупных предприятия — МКХП «СИТНО» и ПК «Увелка», объемы производства которых, тем не менее, в разы меньше лидеров. Товаропроизводители удерживают Челябинскую область на 1-м месте в России по производству макаронных изделий (около 20 % всего объема). Расширение рынка сбыта за пределами Челябинской области свидетельствует о том, что на предприятиях большое внимание уделяется управлению качеством продукции [2].

ОАО «Макфа» образовалось в результате слияния в 2001 году двух крупнейших предприятий: Сосновский комбинат хлебопродуктов и Челябинская макаронная фабрика. Предприятие производит макаронные изделия из муки твердых сортов под торговой маркой «Макфа». На предприятии контроль качества сырья, материалов, готовой продукции ведется производственно-технологической лабораторией, оснащенной современным оборудованием. В 2003 году «Макфа» проходит сертификацию системы менеджмента качества по стандарту ГОСТ Р ИСО 9001 и в 2004 г. «Макфа» становится лауреатом премии «Народная марка», впоследствии неизменно побеждая в конкурсе в номинации «Макароны». Именно «Макфа» в 2006 году вывела первый в России федеральный бренд в сегменте премиум «Grand di Pasta».

На российском рынке макаронных изделий существует жесткая конкуренция, поэтому предприятиям необходимо расширять ассортиментную линейку. В 2007 -2008 гг. на рынок выводится макаронные изделия специальных форматов — «гнезда»; крупноформатные изделия — «ракушки», «бантики»; детский ассортимент под названием «Макфики». В 2009 году компания выводит на рынок макароны быстрого приготовления «Экспресс», где быстрота варки достигается за счет технологии пропаривания в отличие от распространенного способа — обжарки в пальмовом масле. Эта технология позволяет сохранять все полезные свойства, витамины и микроэлементы сырья — муки из твердой пшеницы. В настоящее время предприятие выводит на рынки новинки макаронной продукции, при этом увеличивается производительность, расширяются рынки сбыта продукции. Высокое качество продукции ОАО «Макфа» подтверждается наградами престижных международных выставок, экспертных и потребительских конкурсов [6].

Под брендом «СИТНО» объединено сегодня около 70 предприятий сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Предприятия компании «СИТНО» представляют собой динамически развивающиеся производственные структуры с замкнутым циклом производства. Миссия компании «СИТНО» — обеспечение достойного качества выпускаемой продукции, забота о здоровье потребителей, расширение ассортимента с целью удовлетворения запросов покупателей, умеренная ценовая политика [4].

Признанием лучших товаров и товаропроизводителей являются награды, которые являются важным элементом в стратегиях совершенствования, повышения производительности и конкурентоспособности как на микро-, так и на макроэкономическом уровне. Еще в дореволюционной России проводились конкурсы в виде разнообразных ярмарок. Ярмарки выполняли как торговую функцию, так и являлись выставками творческих сил и технических новинок. Развитие российской промышленности вначале XIX в. исключило необходимость закупать товар за границей. Реформы, проводимые в 60–70-х гг. XIX в. дали мощный толчок развитию промышленного производства, где применялись новейшие по тем временам технологии. Все это позволило выпускать продукцию высокого качества с достаточно низкой себестоимостью и достойно конкурировать с зарубежными поставщиками. Известная цитата С. Т. Морозова того времени гласит: «…Богато наделенной русской земле и щедро одаренному русскому пароду не пристало быть данником чужой казны и чужого народа... Россия благодаря своим естественным богатствам, благодаря редкой выносливости своего рабочего может и должна быть одной из первых по промышленности стран Европы».

Сегодня существует множество конкурсов качества, таких как «Сто лучших товаров России», «Народная марка», «Товар года», где оцениваются потребительские свойства продуктов и услуг, объем продаж, позиция в рейтинге брэндов. Мы же хотим обратить внимание на премии за качество систем управления и организацию бизнеса. Подобные конкурсы, как правило, инициируются на государственном уровне. Многие национальные и региональные премии в области качества учреждаются с целью систематизировать и структурировать менеджмент компаний на основе философии качества, чтобы в результате повысить конкурентоспособность и производительность бизнеса как внутри страны, так и на мировом рынке. Значимость наградам придает и тот факт, что вручают их первые лица государства: так, в США премию Болдриджа ежегодно вручает лично Президент, а в России премии Правительства РФ в области качества вручает премьер-министр или один из его заместителей.

Высокое качество продукции ЗАО «МКХП-Ситно» отмечено золотыми и серебряными дипломами Всероссийского конкурса «100 лучших товаров России», платиновыми медалями Международной выставки «Всероссийская марка (III тысячелетие). Знак качества XXI века». Система управления качеством на предприятии соответствует Международным стандартам качества ИСО -9002.

В 2014 году «Ситно» одним из первых пищевых предприятий города получил Сертификат ХАССП, в основе которого лежит анализ опасностей, оценка рисков и определения критических точек в процессе производства. Система ХАССП — это достаточно эффективный инструмент управления, главной функцией которого является защита.

Сертификат ХАССП свидетельствует о соответствии предприятия требованиям международного стандарта. Наличие сертификата ХАССП дает товаропроизводителю внутреннюю уверенность в том, что производимая продукция является безопасной. Наличие сертификата системы ХАССП является конкурентным преимуществом на российском потребительском рынке. Применение ХАССП подтверждает выполнение нормативных и законодательных требований при производстве, реализации и потреблении продукции.

Таким образом, система ХАССП сводит воедино и систематизирует принципы добросовестного производства пищевых продуктов, естественные для нормально работающего предприятия [1].

Внедряя систему управления качеством на предприятии, и информируя об этом потребителя, производители, во-первых, повышают уровень их доверия, доверия торговых сетей, надзорных органов и потенциальных партнеров, во–вторых, укрепляют и повышают авторитет марки «СИТНО» и имиджа предприятия, демонстрируя приверженность производству безопасных пищевых продуктов.

В Объединение «СоюзПищепром» входят такие отраслевые предприятия, как ОАО «Комбинат хлебопродуктов им. Григоровича», ОАО «Варненский комбинат хлебопродуктов», ООО Агрофирма «Павловское», ООО «Чебаркульская птица». Торговая марка «СоюзПищепром» — родовой бренд предприятий объединения, представлен на продовольственном рынке России уже более 15 лет. Особенностью марочного ассортимента «СоюзПищепрома» является позиционирование в сегменте эконом-класса. Объединение «СоюзПищепром» производит более 25 видов макаронных изделий под торговым марками «Царь», «СоюзПищепром», которые изготавливают на современном оборудовании швейцарской фирмы «Buhler AG» и итальянских линиях «Fava». В рецептурах используется мука собственного помола из твердых сортов пшеницы, вода природных источников, что придает готовой продукции янтарно-желтый и соломенно-желтый натуральные цвета. Макаронные изделия отличаются высокими потребительскими свойствами.

Предприятия «СоюзПищепрома» объединяет политика качества, а также общая стратегия развития производства и целевых инвестиций в сельское хозяйство, пищевую и перерабатывающую промышленность. Объединение подтверждает свой статус экологическими сертификатами, «СоюзПищепром» удостоен высших наград Международного экологического фонда, премий губернатора Челябинской области в области качества. Система качества и безопасности пищевой продукции соответствует требованиям ГОСТР ИСО 22000 (ИСО 22000:2005), включающий принципы ХАССП.

Производство высококачественной макаронной продукции подтверждается и телевизионным проектом 1 Российского канала «Контрольная закупка», который осенью 2009 году назвал макаронные изделия торговой марки «Царь» победителем экспертного и покупательского отборов. Профессионалы и потребители подтвердили высокое качество макаронных изделий. Макаронные изделия «СоюзПищепрома» вошли в престижный ТОП-10 самых востребованных продуктов питания бакалейной группы, по итогам анализа спроса в крупных торговых сетях в 2009–2010 годах. Продукция объединения «Союзпищепром» отмечена наградами «Продэкспо-2010», медалями высшего достоинства «Интерфуд-2009», «WorldFood-2009», «Покупай российское-2009», «Агро-2009», «Золотая осень-2009»; они являются победителями федеральной программы-конкурса «100 лучших товаров России» [5].

Таким образом, внедрение на предприятиях макаронной промышленности систем управления качеством позволяет выпускать продукцию высокого качества, которая является конкурентоспособной не только на региональных рынках, но и позволяет конкурировать на российских и мировых рынках.

 

Литература:

 

1                    Вайскробова Е. С., Барышникова Н. И. Методика оценки результативности интегрированной системы управления качеством и безопасностью [Текст] // Молодой ученый. — № 11. — С.304–310.

2                    Долматова И. А., Зайцева Т. Н., Иванова Г. Д. Обогащение макаронных изделий растительными компонентами [Текст] //Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития общественного питания и пищевой промышленности» — Белгород: БУКЭП 2014. С. 208–210.

3                    Дранкова Н. А., Зайцева Т. Н. Сравнительный анализ качества макаронных изделий из твердых и мягких сортов пшеницы [Текст] //Материалы 69-ой межрегиональной научно-технической конференции «Актуальные проблемы современной науки, техники и образования» Магнитогорск: МГТУ им. Г. И. Носова,2011. № 1. С. 212–215.

4                    Ситно [Электронный ресурс] — Режим доступа — http://sitno.ru

5                    Союзпищепром — главная [Электронный ресурс] — Режим доступа — http://www.spp.ru

6                    Торговая марка макарон, круп и муки «Макфа» [Электронный ресурс] — Режим доступа http://company.unipack.ru

Основные термины (генерируются автоматически): предприятие, изделие, Челябинская область, высокое качество, область качества, российский рынок, россия, готовая продукция, жесткая конкуренция, магнитогорский рынок.


Похожие статьи

Современные условия повышения конкурентоспособности...

Челябинская область — аграрно-индустриально развитый регион в Российской

Для анализа конкурентоспособности Челябинской области необходимо учитывать

Однако, на развитие области негативно сказывается ее удаленность от мировых и основных рынков РФ, что...

Причины производства в России продукции низкого качества...

Основные термины (генерируются автоматически): ISO, Россия, внутренний рынок, IMD, конкурентоспособная продукция, мировой рынок, сфера

Основные законодательные акты, регулирующие отношения в области качества продукции и конкурентоспособности.

Факторы конкурентоспособности российских предприятий

На российском рынке на данный момент наблюдается значительное усиление конкуренции, в связи, с

Успех в конкурентной борьбе предприятий третьего уровня конкурентоспособности зависит главным образом от управления, его качества и эффективности в широком смысле.

Уровень качества выпускаемой продукции предприятия и его...

Ключевые слова: конкурентоспособность, управление качеством, стандарты ISO 9000, качество продукции, потребитель, предприятие, рынок, СМК, TQM. Повышение качества продукции является одним из важнейших факторов эффективности ее реализации.

Пути повышения конкурентоспособности предприятий

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, конкурентоспособность предприятий, научно-технические

- повышение качества товара при снижении издержек производства; - расширение рынка сбыта продукции внутри страны и за ее пределами.

Повышение конкурентоспособности продукции на предприятии

В процессе работы были изучены следующие вопросы: понятие конкуренции и конкурентоспособности и её роль в современных условиях, управление качеством продукции и политика предприятия в области качества.

Проблемы повышения конкурентоспособности предприятия

Конкуренция — это одна из самых важнейших качеств рыночного хозяйства.

Решение проблемы качества продукции на предприятии — это высокий его имидж у покупателей, это выход так же на внешний рынок, это основа для получения максимальной прибыли...

Современное предприятие в конкурентной среде

В условиях жесткой конкуренции участники рыночных отношений могут стать банкротами и не в

При этом качество, реализованное в производственных процессах, может обеспечить организации

Ведь конкуренция происходит преимущественно в её неценовой области.

Конкурентоспособность предприятия: основные методы...

Для достижения конкурентоспособности на рынке предприятию необходимо иметь

Основные термины (генерируются автоматически): конкурентоспособность предприятия, магазин, режим работы, качество продукции, качество обслуживания, критерий оценки...

Современные условия повышения конкурентоспособности...

Челябинская область — аграрно-индустриально развитый регион в Российской

Для анализа конкурентоспособности Челябинской области необходимо учитывать

Однако, на развитие области негативно сказывается ее удаленность от мировых и основных рынков РФ, что...

Причины производства в России продукции низкого качества...

Основные термины (генерируются автоматически): ISO, Россия, внутренний рынок, IMD, конкурентоспособная продукция, мировой рынок, сфера

Основные законодательные акты, регулирующие отношения в области качества продукции и конкурентоспособности.

Факторы конкурентоспособности российских предприятий

На российском рынке на данный момент наблюдается значительное усиление конкуренции, в связи, с

Успех в конкурентной борьбе предприятий третьего уровня конкурентоспособности зависит главным образом от управления, его качества и эффективности в широком смысле.

Уровень качества выпускаемой продукции предприятия и его...

Ключевые слова: конкурентоспособность, управление качеством, стандарты ISO 9000, качество продукции, потребитель, предприятие, рынок, СМК, TQM. Повышение качества продукции является одним из важнейших факторов эффективности ее реализации.

Пути повышения конкурентоспособности предприятий

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, конкурентоспособность предприятий, научно-технические

- повышение качества товара при снижении издержек производства; - расширение рынка сбыта продукции внутри страны и за ее пределами.

Повышение конкурентоспособности продукции на предприятии

В процессе работы были изучены следующие вопросы: понятие конкуренции и конкурентоспособности и её роль в современных условиях, управление качеством продукции и политика предприятия в области качества.

Проблемы повышения конкурентоспособности предприятия

Конкуренция — это одна из самых важнейших качеств рыночного хозяйства.

Решение проблемы качества продукции на предприятии — это высокий его имидж у покупателей, это выход так же на внешний рынок, это основа для получения максимальной прибыли...

Современное предприятие в конкурентной среде

В условиях жесткой конкуренции участники рыночных отношений могут стать банкротами и не в

При этом качество, реализованное в производственных процессах, может обеспечить организации

Ведь конкуренция происходит преимущественно в её неценовой области.

Конкурентоспособность предприятия: основные методы...

Для достижения конкурентоспособности на рынке предприятию необходимо иметь

Основные термины (генерируются автоматически): конкурентоспособность предприятия, магазин, режим работы, качество продукции, качество обслуживания, критерий оценки...

Похожие статьи

Современные условия повышения конкурентоспособности...

Челябинская область — аграрно-индустриально развитый регион в Российской

Для анализа конкурентоспособности Челябинской области необходимо учитывать

Однако, на развитие области негативно сказывается ее удаленность от мировых и основных рынков РФ, что...

Причины производства в России продукции низкого качества...

Основные термины (генерируются автоматически): ISO, Россия, внутренний рынок, IMD, конкурентоспособная продукция, мировой рынок, сфера

Основные законодательные акты, регулирующие отношения в области качества продукции и конкурентоспособности.

Факторы конкурентоспособности российских предприятий

На российском рынке на данный момент наблюдается значительное усиление конкуренции, в связи, с

Успех в конкурентной борьбе предприятий третьего уровня конкурентоспособности зависит главным образом от управления, его качества и эффективности в широком смысле.

Уровень качества выпускаемой продукции предприятия и его...

Ключевые слова: конкурентоспособность, управление качеством, стандарты ISO 9000, качество продукции, потребитель, предприятие, рынок, СМК, TQM. Повышение качества продукции является одним из важнейших факторов эффективности ее реализации.

Пути повышения конкурентоспособности предприятий

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, конкурентоспособность предприятий, научно-технические

- повышение качества товара при снижении издержек производства; - расширение рынка сбыта продукции внутри страны и за ее пределами.

Повышение конкурентоспособности продукции на предприятии

В процессе работы были изучены следующие вопросы: понятие конкуренции и конкурентоспособности и её роль в современных условиях, управление качеством продукции и политика предприятия в области качества.

Проблемы повышения конкурентоспособности предприятия

Конкуренция — это одна из самых важнейших качеств рыночного хозяйства.

Решение проблемы качества продукции на предприятии — это высокий его имидж у покупателей, это выход так же на внешний рынок, это основа для получения максимальной прибыли...

Современное предприятие в конкурентной среде

В условиях жесткой конкуренции участники рыночных отношений могут стать банкротами и не в

При этом качество, реализованное в производственных процессах, может обеспечить организации

Ведь конкуренция происходит преимущественно в её неценовой области.

Конкурентоспособность предприятия: основные методы...

Для достижения конкурентоспособности на рынке предприятию необходимо иметь

Основные термины (генерируются автоматически): конкурентоспособность предприятия, магазин, режим работы, качество продукции, качество обслуживания, критерий оценки...

Современные условия повышения конкурентоспособности...

Челябинская область — аграрно-индустриально развитый регион в Российской

Для анализа конкурентоспособности Челябинской области необходимо учитывать

Однако, на развитие области негативно сказывается ее удаленность от мировых и основных рынков РФ, что...

Причины производства в России продукции низкого качества...

Основные термины (генерируются автоматически): ISO, Россия, внутренний рынок, IMD, конкурентоспособная продукция, мировой рынок, сфера

Основные законодательные акты, регулирующие отношения в области качества продукции и конкурентоспособности.

Факторы конкурентоспособности российских предприятий

На российском рынке на данный момент наблюдается значительное усиление конкуренции, в связи, с

Успех в конкурентной борьбе предприятий третьего уровня конкурентоспособности зависит главным образом от управления, его качества и эффективности в широком смысле.

Уровень качества выпускаемой продукции предприятия и его...

Ключевые слова: конкурентоспособность, управление качеством, стандарты ISO 9000, качество продукции, потребитель, предприятие, рынок, СМК, TQM. Повышение качества продукции является одним из важнейших факторов эффективности ее реализации.

Пути повышения конкурентоспособности предприятий

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, конкурентоспособность предприятий, научно-технические

- повышение качества товара при снижении издержек производства; - расширение рынка сбыта продукции внутри страны и за ее пределами.

Повышение конкурентоспособности продукции на предприятии

В процессе работы были изучены следующие вопросы: понятие конкуренции и конкурентоспособности и её роль в современных условиях, управление качеством продукции и политика предприятия в области качества.

Проблемы повышения конкурентоспособности предприятия

Конкуренция — это одна из самых важнейших качеств рыночного хозяйства.

Решение проблемы качества продукции на предприятии — это высокий его имидж у покупателей, это выход так же на внешний рынок, это основа для получения максимальной прибыли...

Современное предприятие в конкурентной среде

В условиях жесткой конкуренции участники рыночных отношений могут стать банкротами и не в

При этом качество, реализованное в производственных процессах, может обеспечить организации

Ведь конкуренция происходит преимущественно в её неценовой области.

Конкурентоспособность предприятия: основные методы...

Для достижения конкурентоспособности на рынке предприятию необходимо иметь

Основные термины (генерируются автоматически): конкурентоспособность предприятия, магазин, режим работы, качество продукции, качество обслуживания, критерий оценки...

Задать вопрос