Библиографическое описание:

Дудина Е. А. Миссия, видение и ценности современной школы // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 528-530.

Во все времена система образования, и школа, прежде всего, представляла собой весьма консервативную структуру. Выполняя свою основную задачу — подготовку молодого поколения к жизни и успешной самореализации в обществе, социализации личности, трансляции культурного наследия — школа, как на концептуальном уровне, так и в повседневной практике, опиралась и опирается на весьма традиционные гуманистические ценности и на имеющий глубокие историкокультурные основания образ всесторонне развитой личности, человека, обладающего широким кругозором, разнообразными навыками и интересами.

Для концептуального осмысления, стратегического планирования и повседневной педагогической практики школы эта необходимость сочетания культурного консерватизма и социальной актуальности имеет целый ряд следствий: это и необходимость изучения обобщенных и на первый взгляд далеких от школьных дел, интерпретаций современной социокультурной ситуации; и понимание многообразия задач, стоящих перед преподавателем; и апробация новых методов преподавания и подходов к обучению; и постоянный диалог между педагогом, учеником, родителями; и целый ряд других [1, с.23].

Нет сомнения, что сложность и даже некоторая противоречивость положения современной школы — залог продуктивности поиска новых образовательных принципов и идей.

В тоже время, выполнение этой основной задачи требует от школы ориентации на актуальные тенденции и проблемы развития общества, в котором сегодняшнему ученику завтра придется жить и трудиться. Не секрет при этом, что в современном, активно модернизирующемся мире многие традиционные ценности (и, прежде всего, ценность традиции как таковой) подвергаются переосмыслению, а зачастую и прямой девальвации. К тому же, по крайней мере, с середины XIX и особенно в ХХ веке бурное развитие индустриальной экономики настойчиво отодвигало на второй план принцип целостности в образовании, отдавая приоритет подготовке хорошо информированного «узкого» специалиста. Такой подход уже не соответствует реалиям современного мира. Его преодоление — сложная и многоплановая задача, требующая новых подходов к содержанию и формам образовательной деятельности.

Наше время — это время стремительно развивающихся технологий, прогресса науки и техники, проявляющегося во всех сферах жизни. Увеличивается количество различных отраслей производства, торговли, обслуживания; появляются новые науки, новые специальности и профессии. Меняется мода, меняются взгляды на искусство, культуру. И вся эта быстроразвивающаяся жизнь требует, чтобы мы развивались вместе с ней, успевали за всеми ее новшествами и переменами. Не случайно Президент Российской Федерации Д.Медведев определил «главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире», а результат образования — как «не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении».

Размышляя о школе, мы невольно задумываемся о том, какова её роль, какую миссию и какие ценности несёт современная школа?

С латинского языка слово missio переводится как посылка, поручение. Но в современном мире слово миссия имеет другое смысловое значение. Миссия — предназначение к чему либо важному, ответственная роль кого-либо, чего-либо.

Современная школа — это технически оснащенные классы, просторные, светлые, украшенные цветами коридоры, спортивный комплекс, тренажерный зал, бассейн, мастерские и лаборатории, комнаты отдыха для учителей и учеников. Здесь проходят современные уроки с использованием новых педагогических технологий и новых ТСО, работает мультимедиа центр, где информацию ученик может получить как в электронном, так и в бумажном виде. Здесь кипит жизнь на уроках и во внеурочное время.

Конечно же, современная школа — это не только красивое здание и учебные предметы, это лица, характеры, личности учеников, поэтому, что бы мы ни делали, какие бы планы ни строили, в центре всегда будет ребенок — наш ученик.

От члена современного демократического общества ожидается, что он или она обладает знаниями, имеет собственные мнения и активно участвует в трудовой и социальной жизни общества. Школа должна дать детям хорошие общие знания. Это значит, что дети получат знания по многим разным темам. Они будут изучать язык, математику и окружающие нас общество и природу [2, с.25].

Чего ещё хотят родители, помимо того, что школа должна дать детям хорошие знания? Перед ней стоит много задач. Например, дети должны научиться:

-         искать информацию и подходить к этой информации критически;

-         вырабатывать собственное мнение на основе найденной информации и собственных оценок;

-         отстаивать свою точку зрения.

Достаточно ли перечисленных факторов для становления успешной личности?

В основе модели современной школы — открытая безопасная образовательная среда, обладающая особыми качествами. Школа должна стать дружественной по отношению к детям и взрослым, оптимизировать возможности их личностного становления и развития, наращивать их жизненные и духовные силы.

Миссия школы в том, чтобы создать благоприятные условия для формирования образа успешного человека. Сознательное отношение к здоровью — путь к Успеху! Успешного в работе, квалифицированного и творческого работника должна подготовить современная школа. «Личность. Интеллект. Культура» — именно в них отражаются видение (задачи) школы и основные ценности школы.

Школа должна помочь детям взрастить потребность с каждым днем становится лучше, научить быть толерантными и общительными.

Поэтому именно ученик является основной ценностью всей жизни школы, он источник вдохновения учителя, педагога, директора.

Социально-педагогическая миссия школы состоит в удовлетворении образовательных потребностей учащихся; обучении и воспитании на основе базовых ценностей школы и всех субъектов образовательного процесса творческих, свободно осуществляющих свой жизненный выбор личностей, адаптивных к любым изменениям в окружающей среде (социальной, природной), адекватно оценивающих свои способности и возможности в социальной и профессиональной жизни, стремящихся к вершинам жизненного успеха, в том числе профессионального, с целью их социальной и личностной реализации.

Миссия школы также и в том, чтобы показать, как можно формировать социально успешную личность (как среди учащихся, так и среди педагогов), на основе выявления каждым субъектом образовательного процесса своих уникальных смыслов жизнедеятельности и развития, а не следования готовым «престижным» социальным сценариям.

Ценности, на которых уже сегодня основана и будет основываться в дальнейшем деятельность школы:

-          осознание идей гуманизации и гуманитаризации образования, понимаемых как процесс изменения типа образования;

-          доверие и уважение друг к другу учащихся, педагогов, родителей, гостей и помощников школы;

-          стремление к высокой психологической комфортности для всех субъектов педагогического процесса;

-          стремление к высокому уровню самоорганизации детского коллектива и коллектива учителей;

-          атмосфера свободы творчества, способствующая творческому развитию учащихся и учителей;

-          безусловное обеспечение высокого стандарта образования для всех выпускников школы;

-          стремление к обеспечению социальной и допрофессиональной адаптации выпускника школы.

Современный учитель, стремящийся выполнить миссию школы, должен быть настоящим профессионалом своего дела, толерантным по отношению к своим ученикам и, несомненно, любить детей. Только успешный учитель сможет воспитать успешного ученика!

Воспитывая ученика, обучая его, педагоги формируют личность и интеллект, компетентность и лидерские качества.

Культура общения и образа жизни делает общение с учащимися интересным и «классным», что приводит к увеличению количества социальных партнеров.

Равенство, равнозначимость и свобода человека принимать собственные решения — это основные ценности общества. Эти ценности отражаются и в школе. Обучение и внеклассные мероприятия в школе должны научить учащихся тому, что все люди имеют одинаковую ценность. Учащиеся должны иметь возможность влиять на свои школьные будни, и они быстро учатся брать ответственность за процесс своего обучения. Школа обязана предложить ученикам обучение на таком уровне, который лучше всего подходит каждому конкретному ученику [3, с.12].

Цель современной школы — воспитание самостоятельного человека, обладающего хорошими знаниями и социальными навыками.

Чему ещё должна научить современная школа?

-          проектировать решение проблем и задач;

-          убеждать и аргументировать свою позицию;

-          саморазвиваться и самосовершенствоваться;

-          оценивать результаты своего труда;

-          развивать социальную мобильность.

Результатом деятельности учителя, несомненно, является человек, обладающий некими качествами:

-          человек, готовый и умеющий непрерывно учиться;

-          человек способный к ответственным решениям;

-          человек, умеющий общаться и сотрудничать;

-          человек, умеющий продуктивно и качественно работать;

-          физически и психически сдержанный человек;

-          свободный, обеспеченный, критически мыслящий человек, уверенный в себе.

Таким образом, школа, подготовившая выпускника с высокой познавательной мотивацией, готового к достижению высокого уровня образованности на основе осознанного выбора программ общего и профессионального образования, умеющей совмещать рационалистический и эмоционально-ценностный подходы к жизни, умеющего здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения, способного к выбору профессии, ориентации в политической жизни общества, выбору социально ценных форм досуговой деятельности, к самостоятельному решению семейно-бытовых проблем, защите своих прав и осознанию своих обязанностей, несомненно, выпустит в жизнь успешного человека во всей его дальнейшей жизни.

 

Литература:

 

1.      Декларации принципов обучения (Директорат образования), с.23

2.      Парсонс Т.О структуре социального действия. — М., 2000, с.25.

3.      Василенко И. С. Динамика мотивации профессионального самосовершенствования в инновационном процессе: Автореф. дис. канд. соц. наук. — Ростов–на–Дону, 2003, с.12.

4.      http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle