Библиографическое описание:

Колюжнов В. Г., Колюжнова Л. И. Построение «карты карьерного пути» // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 552-553.

Статья посвящена путям повышения эффективности профориентационной работы и прогнозированию карьерного роста студентов среднего профессионального образования.

Ключевые слова:профориентационная работа, карьера, карта карьерного пути.

 

Как хорошо, когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями.

Али Апшерони

 

Успех каждого человека зависит от трёх факторов:

1)                 Любви к природе,

2)                 Любви к людям,

3)                 Любви к профессии.

Умный, талантливый, грамотный человек может быть не успешным, если не сумел выбрать подходящую для него деятельность. Сделав ошибочный выбор единожды — наказал себя навсегда. Проблема состоит в том, что в нужное время не оказалось рядом компетентного взрослого человека, который помог бы сделать правильный выбор, согласно склонностям и возможностям.

Министерством образования и науки России определены наиболее популярные профессии к 2015 году:

-          специалисты сферы транспорта,

-          специалисты сферы обслуживания,

-          специалисты cельского и рыбного хозяйства,

-          специалисты сферы строительства.

Востребованность специалистов сферы транспорта объясняется тем, что представители этой сферы обеспечивают повседневные нужды общества.

Ребята по разным мотивам уже сделали свой выбор, подав заявление о зачисление их на специальность 190629 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования».

Согласно ФГОС СПО специалисты по данной специальности должны обладать общими компетенциями, включающими в себя способности:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности [1, с. 5].

Формирование карьерных притязаний и ориентаций происходит в раннем детстве, но только в юности складываются внутренние психологические условия для полного становления.

Поэтому задача коллектива преподавателей, кураторов и родителей не только сформировать профессиональные компетенции, навыки самоорганизации и самоуправления, но и помочь спрогнозировать профессиональную карьеру, построить карту карьерного пути, то есть определить карьерные цели и способы их достижения.

Для выполнения данных задач в техникуме спланирована как профориентационная работа с будущими абитуриентами, так и работа со студентами по анализу их способностей и возможностей, развитию навыка самостоятельного планирования карьеры — построению «карты карьерного пути».

Значимыми в этой программе являются мероприятия: диагностика осознанного отношения к выбору профессии, ознакомление с миром профессий и рынком труда, изучение технологии поиска работы (правила устройства на работу, написание резюме, подготовка к собеседованию, правила устройства на работу). Используются такие формы работы: анкетирование, ролевые игры, решение кейсов, беседы с представителями данной специальности, экскурсии, недели специальных дисциплин, а также соревнования «Лучший по профессии» и КВНы.

Фрагмент из КВНа «Я в механики пошёл и меня здесь учат»

1.                  Конкурс Визитка — представление команд.

2.                  Разминка. Конкурс капитанов: «Шагая, соображай»

На каждый шаг называть слова, относящиеся к технике:

На букву:

-        М (мотор, машина, мост, метчик, марка, …)

-        Г (гайка, груз, грузовик, галтель, гонки, …).

3.                  Конкурс. Блиц-опрос.

1.         Какие местоимения портят дороги? (я, мы)

2.         Бесцветная горючая жидкость, продукт переработки нефти. (Бензин)

3.         Автомобиль, используемый для перевозки вязких и сыпучих грузов. (Самосвал)

4.         Буксируемое транспортное средство, служащее для перевозки грузов. (Прицеп)

5.         Регистрационный документ машины. (Тех. паспорт)

6.         На каких видах автомобилей устанавливаются подушки безопасности? (на легковых)…

4.                  Конкурс «Чёрный ящик». Участникам предлагают достать из ящика на ощупь:

Поршень. Шатун. Вкладыш. Крышку трамблёра. Свечу зажигания.

5.                  Конкурс экспериментаторов.

Задание 1: На столе ведущий расставляет следующие предметы: гайку, макаронину, кружку. Вопрос: «Что их роднит?»

Ответ: Каждый из этих предметов имеет отверстие.

Задание 2: Надо склеить два кольца — одно простое, другое перекрученное.

Перекрученное кольцо имеет только одну сторону, это свойство обнаружил немецкий математик Август Фердинанд Мебиус (1790- 1868). Разрежьте каждое из колец вдоль пополам. Что вы получите? Где в технике можно использовать ленту Мебиуса?

6.                  Давайте посмотрим кадры из фильма «Солдат Иван Бровкин», и попробуем определить: какие качества отсутствует у героя фильма? Кадр из фильма «Солдат Иван Бровкин» Да, теперь этот новый автомобиль может спасти только хороший ремонт. Давайте попробуем помочь непутевому Ивану обратиться к хорошим специалистам, поможем выбрать станцию технического обслуживания.

7.                  Конкурс. Защита творческих проектов СТО (станции технического обслуживания).

Команды представят свой проект СТО.

Фрагмент деловой игры «Строим карту карьерного пути»

Выбор карьеры — это больше, чем просто решение о том, чем каждый собирается зарабатывать себе на жизнь. Характер занятий оказывает влияние на образ жизни в целом. К. Глединг. [2, с. 52]

1.                  В центре листа по левому краю пишем своё имя и социальный статус.

2.                  Напротив — по правому краю название должности, которую хотите получить в итоге продвижения по карьерной лестнице.

3.                  Из исходной точки в виде векторов указываем перечень действий для достижения цели.

4.                  У концов векторов в кружках описываем ожидаемый результат.

5.                  Выделяем цепочку, которая быстрее ведёт к цели.

«Карту карьерного пути» можно изображать и виде дерева, и виде ступенчатой лестницы — главное наметить быстрый и реалистичный путь, который сделает студента успешным человеком. Планирование профессиональных и личностных целеустремлений с применением самоанализа своих потребностей, способностей, учёт физического здоровья даст максимум возможностей для их реализации. Студент учится принимать решения и действовать, чтобы самостоятельно приближаться к собственной цели.

 

Литература:

 

1.         Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 190629 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям) от 5 апреля 2010 года N 274

2.         Научно-методический журнал Классный руководитель, № 4, 2014

3.         Боховитанов В. Н. и др. «Твое свободное время». Издательство «Детская литература».1970г., с.473

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle