Библиографическое описание:

Кучурина М. А. Формирование национальных ценностей в учебно-воспитательном процессе (на примере национального костюма) // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 569-571.

Статья посвящена развитию национальных ценностей у учащихся, воспитание отечественной культуры средствами искусства при изучении культурных традиций национального костюма.

Ключевые слова: культура, искусство, национальные ценности, духовные ценности, костюм, национальная одежда.

 

Articlededicated to the development of national values in students and raise our national culture through art in the study of the cultural traditions of the national costume.

Keywords: culture, art,national values, spiritual values, costume, costumes.

 

Социально-экономические преобразования в современном обществе привели к резкому падению интереса к самобытной прошлой истории, культуре, искусству, что вселяет тревогу по поводу не только духовного здоровья общества, но и самого существования этого общества. Сегодня важнейшими критериями решения социальных проблем становятся нравственность, духовность, общая культура человека. В жестких условиях рыночной экономики именно культура берет на себя обязанность по сохранению духовных и нравственных ориентиров нации, является определяющим условием реализации социального потенциала личности и общества, формой утверждения самобытности народа и основой его духовного здоровья.

Национальные ценности в современных условиях рассматриваются как уникальное явление, ведущее к истокам культуры народа, по существу, к истокам духовности. Являясь общекультурным историческим явлением, развитие материальной и духовной культуры общества в соответствии с геополитическим положением страны национальные ценности вобрали в себя мудрость поколений, многогранность культуры и оригинальные традиции. Они представляют собой осознаваемое коллективное представление о желаемом идеале и обладают потенциалом регулирования отношений и деятельности личности, культивирования привлекательных личностных качеств и свойств. Кроме того, ценности поддерживают жизнедеятельность общества и выступают фактором его развития и совершенствования. Формирование национальных ценностей возрождение интереса к своеобразию и самобытности отечественной культуры и образования.

На примере национального костюма, который является одним из элементов этнической культуры и передающий информацию из прошлого в будущее. Изучая особенности национальной одежды того или иного народа, мы познаём, то откуда человек родом, в каких климатических условиях он проживает, к какому социальному классу принадлежит, его хозяйственный уклад, основное занятие, традиции и обычаи, а символы, вышитые или нашитые на определённые части костюма помогают нам это определить. Также национальная одежда подчёркивает возрастные и семейные отличия. А классовые различия в одежде проявлялись в качестве тканей и богатстве украшений. [3]

В традиционном костюме воплотились эстетические представления, этические взгляды, верования народа. Костюм представляет одно из самых устойчивых явлений традиционной культуры, а потому служит необходимым атрибутом при изучении этнической истории народа, обрядов и обычаев. Как вид декоративно-прикладного искусства костюм даёт представление о многих традиционных ремёслах: ткачестве, плетении, ювелирном искусстве, обработке кожи и др. [3]

Народное искусство, народное творчество являются своеобразным родником духовной жизни, источником уважения к своему народу и гордости за него. Каждый народ имеет свои идеалы, идущие из глубинных основ народной жизни. Они возникают и развиваются из народного быта, языка, религии, истории, образуя замкнутое органическое целое.

Национальный костюм как часть духовной и материальной культуры представляет не только историческую значимость, но и своеобразную форму эстетического самовыражения народа.

В искусстве создания народной одежды важно отметить особенность векового опыта мастериц, которые использовали и сочетали текстильные материалы, точно и искусно выбрали технику орнаментации. Цветовые и орнаментальные комбинации в костюме имеют особый способ выражения. Торжественность, праздность, контрастных и тональных сочетаний красок белых, красных, синих, золотистых, лиловых, фиолетовых свидетельствуют о присущем народу качестве видеть красоту в жизни, эстетически оформлять свой быт. Использование в костюме рисунка узоров характеризует способность пластически и декоративно организовать ансамбль. Все эти черты имеют большое значение в освоении народного искусства одежды и привлекает наше внимание, интерес к национальному наследию. Обладая уникальными качествами художественного образа, национальный костюм является мощным средством воздействия в воспитании подрастающего поколения.

Образование и воспитание являются важнейшими компонентами культуры, которые развиваются у каждого народа своими самобытными путями. Воспитание — это накопление в себя каждой личностью духовной культуры родного этноса, его национального духа, бытия. Духовные ценности народа, его традиции в течение многих веков играли решающую роль в социализации личности. Именно в процессе воспитания человек усваивает культурные навыки, приобщается к определённому этносу, осознаёт своё место в мире. [1]

Несомненно, в основе современного российского образования лежит диалектическая связь достижений отечественной и мировой культуры. Глубина и разнообразие этнокультурного наследия используется, в том числе, и в образовательной системе. Являясь сокровищницей духовного опыта народов, этнокультура благотворно влияет на личность, своим педагогическим потенциалом противодействует разрушению нравственных основ. Освоение её различных исторических образцов в процессе обучения, понимание диалога этнокультур, возникающего в реальной жизни и в эстетических формах профессионального искусства — всё это может стать своего рода духовной экологией этноса, необходимой в современную эпоху. Этнокультурное образование становится одним из важных направлений современной педагогики. В учебно-воспитательном процессе, возможно, совместить в себе своеобразие и взаимосвязь их с процессами глобализации, интеграции, интернационализации. [2]

В условиях межкультурного взаимодействия обращает на себя внимание — важность воспитания у подрастающего поколения толерантности, сопереживанию по отношению к носителям инокультурных ценностей.

На базе родной культуры студенты овладевают основами этнокультуры в комплексе всех её разновидностей. Благодаря практико-ориентированной системе учебно-воспитательного процесса уровень этнокультурной компетентности у студентов значительно повышается.

Изучение национальных культур — задача не только образовательная. Она тесно связана с другой — не менее важной, вырастить носителей культуры, продолжателей традиций, что будет способствовать сохранению, как части мировой культуры, расширению её границ и диалогу культур.

Общество хочет видеть современного человека образованным и глубоко нравственным.

Возрождение духовной культуры России связано с поиском новых механизмов формирования личности в системе современного образования. В этом отношении В. П. Зинченко отмечает, что основным недостатком системы образования в течение длительного времени был «острейший дефицит духовной культуры». Произошло отчуждение образования от духовности, от культуры, от личности и, в конце концов, от живой науки. Отсюда его формализованность, абстрактность. Поэтому на данный момент основной задачей образования является формирование духовно-нравственной личности.

А для продуктивного решения задачи художественно-эстетического воспитания как средства формирования духовно-нравственной личности, необходимо создавать единое пространство образовательной среды. «Модернизация российской системы образования предполагает интеграцию общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, в единое образовательное пространство» [4]

В создании целостной системы духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи одним из самых перспективных направлений является воспитание у обучаемых ценностей отечественной культуры средствами искусства. Именно через искусство происходит связь поколений и передача культурного наследия наших предков. Важнейшую роль которая в приобщении детей к культуре и искусству играет художественное образование. «Художественное образование — это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостности личности, ее духовности и творческой индивидуальности, интеллектуальности и эмоционального богатства».

 

Литература:

 

1.         Андреева, Е. В. Историка — теоретические аспекты в изучении места и роли внеучебной деятельности в системе среднего профессионально — педагогического образования [текст] /Е. В. Андреева. // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2009. — № 112. — с.72 -79

2.         Афанасьева. А. Б. Этнокультурное образование как проблема современной педагогической науки [Текст] / А. Б. Афанасьева. // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2008. — № 68. — с.100–116

3.         Плаксина, Э. Б. История костюма [Текст]: стили и направления / Э. Б. Плаксина, Л. А. Михайловская, В. П. Попов; под ред. Э. Б. Плаксиной. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2008. — 224 с. 2-е изд., стер. — 2004.

4.         Ушинский К. Д. «О нравственном элементе в воспитании» // Ушинский К. Д. Собрание сочинений: В 11-ти тт. Т. 2. Педагогические статьи. 1857–1861 гг. М.Л., 1948. С. 425.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle