Библиографическое описание:

Чернов А. В., Керимов М. З., Ким Д. В. Предпосылки для ускоренного развития экономики Азербайджана // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 393-395.

Ключевые слова: экономика, Азербайджан, СНГ, развитие экономики, рыночная экономика, политика, уровень жизни, реформа, сельское хозяйство, инвестиции, правительство, добыча нефти, рост.

 

Первые годы после приобретения Азербайджаном независимости были самыми тяжелыми для экономики страны. Глубокий политический кризис, угроза гражданской войны, транспортная блокада, расхищение общественной собственности, попытки государственного переворота усугубляли экономическую ситуацию. На тот момент у руководства страны отсутствовали эффективные программы действий, конкретные экономические реформы, которые помогли бы реализовать безболезненный переход от системы административного планирования к рыночной экономике.

Условно процесс социально-экономического развития Азербайджанской Республики после приобретения независимости можно разделить на два этапа.

Первый этап охватывает 1990–1993 гг. В это время экономика страны была неконтролируемой, и характеризовалась гиперинфляцией и обнищанием населения. Полностью развалилась финансово-банковская система, чему способствовала неблагоприятная внешнеэкономическая, денежно-кредитная и финансовая политика. Ситуацию еще более усугубляло то, что торговые связи с постсоветскими республиками были разрушены, в связи с чем были утрачены рынки сбыта азербайджанской продукции.

В 1992–1993 гг., для борьбы с социальным напряжением в стране, руководством страны были приняты такие решения, как установление минимальной заработной платы, увеличение заработной платы в 3 раза, выделение средств на многочисленные компенсации и т. д. Но все эти меры лишь дали толчок росту инфляции в стране, так как реальные возможности государства не позволяли обеспечить такую экономическую поддержку. В итоге несбалансированная казначейская и денежная политика способствовала появлению серьезных проблем в банковской, финансовой и внешнеторговой областях. В стране фиксировался огромный рост денежной массы из-за покрытия Национальным банком дефицита бюджета, который постоянно увеличивался и составлял 13 % по отношению к ВВП в 1994 году. Денежная эмиссия в 1992–1994 годах составляла около 45 % дохода населения, а объем кредита в этот же период достигал 60 % ВВП. Процентная ставка Национального банка страны на кредит достигла 250 %.

В середине 1992 года появилась национальная валюта — манат. Обесценивание маната в 1995 году снизило его покупательную способность в 245 раз по сравнению с долларом США и в 9 раз по сравнению с российским рублем. Ежегодный уровень инфляции превышал 1600 % в 1994 году. На этом фоне внешний товарооборот уменьшился приблизительно на 40 %. Все эти факторы привели к падению экономики и снижению жизненного уровня населения Республики Азербайджан. Кризис 1993 года был самым глубоким и тяжелым этапом для Азербайджана после приобретения им независимости.

Второй этап развития Азербайджана как независимой страны начинается с 1994 года и продолжается по сегодняшний день и характеризуется радикальными переменами, которые привели к макроэкономической стабильности, реструктуризации и возрождению экономики, а так же улучшению качества жизни населения.

Экс-президент страны, Гейдар Алиев, сыграл главную роль во всех социально-экономических достижениях второго этапа развития Республики Азербайджан. Благодаря правильно подобранной политике правительства, стало возможным обеспечение стабильности в социальной, экономической и политической сферах деятельности, создание основы для будущих преобразований народного хозяйства. Были устранены угрозы для экономической и политической безопасности страны и сформированы крупномасштабные социально-экономические реформы. Подписанные в сентябре 1994 года многомиллиардные договоры с крупными транснациональными нефтяными компаниями свидетельствовали о стабилизации в стране и включении Азербайджана в глобальную мировую экономику.

Правительством был взят курс на качественную социальную и таможенную политику с принятием жесткого бюджета. Замедление падения ВВП, приемлемый уровень бюджетного дефицита и инфляции, стабилизация курса национальной валюты, приостановление обнищания населения и многие другие достижения Республики Азербайджан стали возможны благодаря ограничению участия государства в экономической деятельности частных организаций, либерализации цен, а так же активизации валютного рынка и внешней торговли. Все эти усилия в экономической, социальной и политической сферах привели к таким изменениям как:

-                    было принято более 200 законов и около 700 нормативно-правовых актов для преобразования и улучшения во всех секторах экономики;

-                    приостановилось погашение дефицита бюджета, который сократился до 2 %, благодаря кредитам Национального банка;

-                    процентная ставка Национального банка снизилась до 9 %;

-                    правительственная поддержка социальных потребностей увеличилась до 55 %;

-                    укрепился и национальный золотовалютный запас, который обеспечивал для страны возможность относительно широких маневров на валютном рынке;

-                    повысилась устойчивость обменного курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам;

-                    были проведены земельные реформы, которые включали в себя передачу более 1,5 миллионов гектара сельхозугодий населению с правом купли-продажи;

-                    начались приватизации с помощью чековых аукционов и денег;

-                    внешний товарооборот увеличился в 2,5 раза по сравнению с 1994 годом и достиг 3,9 миллиардов долларов США;

-                    были закрыты 25 министерств, объединены несколько десятков крупных государственных предприятий, основано множество акционерных компаний, отменены экспортный налог и система квот и т. д.

-                    помимо всего прочего, была проведена работа по подготовке к вступлению в ВТО.

Таблица 1

Формирование структур рыночной экономики в Азербайджанской Республике

 

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

Количество приватизированных объектов и предприятий*

Промышленность

18

350

500

-

-

Строительство

2

38

195

-

-

Сельское хозяйство

1

44

106

-

-

Торговля

665

1940

2800

-

-

Бытовое обслуживание

5150

9020

9300

-

-

Число фермерских хозяйств, земельная площадь и размеры хозяйств

Зарегистрировано хозяйств, тыс.

3,2

11,6

22,8

25,6

36,1

Площадь закрепленных земельных участков, тыс. га

60,4

132,8

159,9

146,9

115,4

Земли, приходящие на одно хозяйство, га

19

11

7

6

3

Доля фермерских хозяйств в общем объеме производства основным видом сельскохозяйственной продукции, %

Зерно

7

34

68

84

95

Картофель

96

98

97

97

99,9

Овощи

88

94

93

94

98

Скот и птица (в убойном месте)

84

95

98

99

99,8

Молоко

94

98

99,2

99,4

99,5

Яйца

95

93

94

95

91

* Без транспортных средств

Источник: 10 лет Содружества Независимых Государств (1991–2000). Статистический сборник. — М. — 2001. — С. 166–167

 

Процесс приватизации, реформы и развитие частного бизнеса способствовали увеличению доли негосударственного сектора в общем объеме ВВП до 65 % в 2000 году по отношению к 1994 году, когда этот показатель был равен 29 %. В промышленном секторе доля негосударственного сектора в объеме ВВП достигла 45 % в 2000 году по сравнению с 2,1 % в 1994 году. Доля в сельском хозяйстве с 58 % в 1994 году увеличилась до 85 % в 2000 году. Эта доля в инвестициях достигла 50 % (соответственно 35 %), в торговле до 95 % (82 %).

Роль инвестиций в восстановлении экономики

Со временем в Азербайджане был создан благоприятный инвестиционный климат, в результате чего увеличился поток иностранных инвестиций. До 1993 года в азербайджанской экономике не было иностранных инвестиций. Но, начиная с 1994 года, экономика Азербайджана стала привлекательной для иностранных инвестиций, и в промежутке между 1994 и 2000 годами количество инвестиций достигло более 5 миллиардов долларов США. В основном инвестиции были направлены на нефтяной сектор. Привлечение иностранного капитала дало толчок развитию экономики страны и развитию таких отраслей как строительство, транспорт, промышленность и т. д. Благодаря иностранным инвестициям, сегодня в Азербайджане образовано множество непроизводственных и индустриальных предприятий, на которых работают и получают относительно высокую заработную плату более 50 тысяч жителей страны. Помимо иностранных инвестиций, также росли и местные капиталовложения. За этот же период, с 1995 по 2000 годы, инвестиции местных компаний и государства превысили 2,3 миллиарда долларов. Большая доля местных инвестиций направлялась на развитие промышленной отрасли и на строительство.

Благодаря либерализации внешней торговли и упрощению процесса импортно-экспортных операций, ускорилось развитие внешней торговли Азербайджана. К 2000 году количество стран, с которыми Азербайджан имел внешнеторговые связи, достигло 125, с оборотом около 4 миллиардов долларов США. По сравнению с 1994 годом, эти показатели больше в 2,5 раза.

Несмотря на все положительные стороны развития Азербайджана, в переходный период экономики страны не обошлось и без ошибок, которые чаще всего выражались в несоответствии принятых правовых актов или же долгом времени принятия решений. Но, несмотря на это, в целом, принятая правительством модель экономического развития оказалась успешной. Подтверждением этому является стабильный экономический рост Азербайджана.

Источники экономического роста

Сегодня Республика Азербайджан имеет все возможности для быстрого развития. В современном Азербайджане государственной задачей сегодня является не просто удержание достигнутых показателей, а модернизация экономического комплекса для обеспечения конкурентоспособного уровня не только продукции страны, но и экономики в целом. Необходимость модернизации подтверждается ограничением производства качественных товаров в стране. Это связано в первую очередь с устаревшими технологиями и оборудованием.

Новая экономическая стратегия ориентирована на четыре источника роста, такие как энергетические ресурсы, включая природные ресурсы, сельское хозяйство и его промышленный комплекс, транзитный потенциал страны и, наконец, неиспользованные экономические и трудовые ресурсы регионов.

Азербайджан является нефтедобывающей страной, нефтяной сектор страны достигает 60 % индустриальной структуры. Нефтедобывающая промышленность сегодня переживает стремительное развитие. Развитие новых морских залежей природных ресурсов способствует увеличению добычи нефти и газа. Однако мало кому известно, что, несмотря на то, что добыча нефти играет большую роль в экономике Азербайджана, ее доля в национальном ВВП составляет 19–20 %. Остальная часть ВВП приходится на черную и цветную металлургию, химическую и нефтехимическую индустрию, производство строительных материалов, легкую и пищевую промышленность и сельскохозяйственную промышленность (последняя составляет около 20 % ВВП).

Азербайджан интегрируется в международную экономику, и иностранные инвестиции играют огромную роль в этой интеграции. Помимо международных нефте и газопроводных проектов, Азербайджан так же стремится получить максимальную выгоду от своего географического местоположения. Местоположение Азербайджана представляет стране хорошую перспективу в становлении центром транзитного пути по маршруту Европа — Кавказ — Азия. Этот проект, который можно назвать восстановлением «Великого шелкового пути», поддерживают 32 азиатские и европейские страны. Эксперты предполагают, что данный грузовой транзит будет приносить Азербайджану более 1 миллиарда долларов США ежегодно.

Климатические условия страны предоставляют сельскохозяйственному сектору большой потенциал роста. Данный сектор обеспечивает рабочими местами около 30 % трудоспособного населения страны, самостоятельно поддерживает внутренний спрос на большинство продовольственных и пищевых продуктов.

Как известно признаком слабости страны является проблема равного развития всех областей страны. Такая проблема существует и в Азербайджане. В борьбе с данной проблемой, в настоящее время в Азербайджане разрабатываются специальные программы, предполагающие развитие и эффективное использование ресурсов регионов страны. Основными инструментами одинакового развития всех регионов являются смягчение денежно-кредитного и налогового режима, что приведет к развитию сельского хозяйства, промышленности и инвестиционного климата в целом.

В ближайшие годы предполагается, что иностранные кредиты со временем прекратят играть главную роль в процессе финансовой стабилизации страны и уступят свое место внутренней банковской системе. Внутренняя банковская система с каждым годом развивается все больше, сфокусировав усилия на реальном секторе экономики, обеспечивая спрос на кредитные услуги сельскохозяйственных и индустриальных предприятий.

Благодаря приверженности Азербайджана курсу, направленному на создание открытого, демократичного и развитого общества, формируется основа для развития страны. Республика Азербайджан превращается в государство с высоким жизненным уровнем и оптимистическими перспективами.

 

Литература:

1.                   http://www.president.az/ — официальный сайт президента Азербайджана.

2.                   http://www.azerbaijans.com/ — электронный порта Азербайджана.

3.                   http://www.ved.gov.ru/ — Порта внешнеэкономической информации.

4.                   http://www.newsazerbaijan.ru/ — Новостное агентство Азербайджана.

5.                   http://www.vesti.az/ — новостное агентство Азербайджана.

6.                   http://www.cis.minsk.by/ — официальный сайт Исполнительного комитета СНГ.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle