Библиографическое описание:

Вишнякова М. В., Гулько Е. Ю. К вопросу о классификации онлайн-исследований // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 451-454.

Каждая наука располагает своим набором исследовательских методов, с помощью которых осуществляется познавательная деятельность,характерно это и для социологии. Детальная разработка классификации методов исследования, оценка их преимуществ и недостатков позволяет выбрать социологу наиболее оптимальную стратегию в конкретной исследовательской ситуации. В данной статье предложена попытка классификации онлайн-исследований на основе систематизации литературных источников в данном направлении.

Первый момент, на который бы хотелось обратить внимание — это то, что существует методологическая путаница по соотнесению понятий онлайн-исследований и исследований использующих исключительно возможности компьютерных технологий (без участия сети интернет). Так можно выделить следующие виды опросов, опосредованных компьютерными технологиями.

1) Оффлайновые опросы, квинтэссенция которых заключается в том, что респондент скачивает опросник на свой компьютер, формирует протокол с ответами на вопросы, который затем пересылает по электронной почте для занесения в базу данных.

Примером данного вида опроса могут послужить опросы с применением методики СAPI и CATI опросы. Под CAPI опросами (Computer Assisted Personal Interview) понимается проведение интервью с помощью компьютера. От традиционных методик CAPI отличается только тем, что ее применение позволяет исследователям демонстрировать респондентам различные предметы для обсуждения, используя все мультимедийные и интерактивные возможности программного обеспечения. Сама анкета может заполняться традиционным способом или через использование компьютерной программы.

Под CATI (Computer Assisted Telephone Interview) опросами подразумевают проведение телефонных опросов с помощью компьютера. Где оператор устанавливает голосовое соединение с респондентами с использованием телефонных номеров, которые содержатся в базе данных. Ответы интервьюируемых аккумулируются на едином информационном портале, что позволяет обрабатывать их по мере поступления.

Несмотря на то, что для проведения СAPI и CATI опросов требуется использование специальной компьютерной системы или программы, процесс заполнения анкет проходит оффлайн, и специфика «хранения» данных в такого рода опросах требует «выгрузки» для дальнейшей обработки. В связи с этим данные виды опросов могут быть отнесены лишь к оффлайн-опросам, тем не менее, использующим возможности автоматизации полевых работ по средствам применения компьютерных технологий.

2) Онлайновые опросы подразумевают, что респондент отвечает на вопросы анкеты в режиме онлайн (к примеру, по ссылке), а протокол с ответами на вопросы автоматически вносится в базу данных.

Примером такого типа опросов становятся CAWI-опросы, осуществляющиеся в два этапа: на первом этапе происходит рекрутинг респондентов, подходящих под критерии конкретного опроса [5,с.128]. При этом респондентам, которые подошли под все критерии опроса и выразили согласие принять участие в опросе, выдается адрес специального сайта в интернете, а также индивидуальный логин и пароль для входа в систему онлайн-опросов. Далее, на втором этапе, респондент в удобное для себя время (конечно, в рамках периода проведения опроса) и в удобном месте заходит на этот сайт и самостоятельно заполняет анкету. При этом данные моментально попадают на сервер для контроля и предварительной обработки информации. Таким образом, методика позволяет отслеживать качество заполнения анкет онлайн, автоматически подсчитывать квоты, количество текущих, прерванных интервью, замеряет длительность интервью и т.д

Как видно из описанной выше классификации, основное различие онлайн-и оффлайн-опросов состоит в использовании/неиспользовании сети интернет. А сходство этих видов опросов заключено в возможности автоматизации нескольких этапов социологических исследований (к примеру, сбор и ввод информации) см рис 1.

Рис.1. Автоматизация полевых работ в социологическом исследовании

 

Что касается собственно онлайн-исследований, то по аналогии с традиционными исследованиями их можно разделить на количественные и качественные. По возможности размещения инструментария в сети интернет можно выделять стандартные веб-опросники и самозагружающиеся опросы. Рассмотрим данные виды онлайн-опросов более подробно.

Использование стандартного веб-опросника предполагает загрузку интернет-страницы с размещенной на ней анкетой. Она быть представлена как на открытых интернет-страницах (доступных для всех пользователей сети), так и на закрытых страницах, где вход в систему онлайн-опросов возможен лишь через регистрацию потенциального респондента и ввод пользовательского логина и пароля.

Самозагружающийся опросы предполагают скачивание анкеты из интернета и запуск на прежде установленное программное обеспечение, заранее установленное респондентом. Это перемещает процедуру заполнения анкеты с Web-сервера на компьютер респондента. Т. В. Филиппова утверждает, что таким образом происходит экономия денег на использование интернет-ресурсов для респондента, однако, этот факт является спорным, потому как загрузка такой программы может требовать от 2 минут до двух часов. В свою очередь длительное время загрузки может отрицательно сказаться на интернет-балансе респондента, если оплата идет не безлимитно, а за количество использованного интернет-трафика. Более того, такой опрос может требовать больших технических навыков от респондента для того, чтобы установить программное обеспечение и правильно управлять процессом загрузки [6, c. 136].

Что касается качественных онлайн-исследований, то среди них можно выделить следующие исследовательские методы глубинное онлайн-интервью, онлайн-дневники (этнографические исследования), онлайн-фокус-группы (ОФГ).

Обратимся к глубинному онлайн-интервью. Итак, глубинное онлайн-интервью — качественный метод исследования, представляющий собой слабоструктурированную беседу исследователя с респондентом в форме, побуждающей последнего к подробным ответам на задаваемые вопросы на основе программного обмена сообщениями (ISQ, Skype и др.)

Онлайн глубинные интервью обладают следующими преимуществами:

-                   Позволяют привлечь к исследованию труднодоступную аудиторию (экспертов, высокодоходных респондентов; респондентов, занимающих высокое социальное положение);

-                   Обеспечивает широкий охват аудитории (разнообразные социальные группы, географически отдаленные);

Вместе с тем, онлайн-глубинные интервью имеют свои ограничения, которые, прежде всего, связаны с технической стороной исследования:

-                   Высокая пропускная способность интернета, в особенности для интервью, в которых ведется аудио- и видео -запись;

-                   Наличие специальных средств для общения: веб-камеры, микрофона, специального программного обеспечения;

-                   Кроме профессионального мастерства, модератор должен обладать высокой технической грамотностью [4, с. 145]

Что касается онлайн-дневников, то данный метод, как и его оффлайн-аналог, дает возможность изучить ежедневное поведение респондентов в интересующей исследователя теме. Преимущества онлайн-модификации данного метода состоит в возможности получения информации в уже готовом «электронном» виде, и нет необходимости личной встречи с респондентом. В качестве ограничения выступает проблема рекрутинга, в частности, фальсификация данных (возраст, пол) и невозможность проверить «подлинность» указанных респондентом социально-демографических данных.

Если говорить об онлайн-фокус-группе (ОФГ), то она может быть определена как «отобранная группа индивидов, которые добровольно участвуют в модерируемом, структурированном, интерактивном обсуждении с целью изучения определенной темы» [4, с.120]. На основе обзора литературных источников по данной тематике мы выявили, что в качестве критериев для классификации ОФГ могут выступать следующие:

-                   степень синхронности/асинхронности (пространственно-временной континуум);

-                   степень социального присутствия;

В зависимости от степени синхронности/асинхронности — величины временного разрыва между сообщениями: от минимального разрыва между репликами до подразумевающих ответ через продолжительное время — выделяют синхронные и асинхронные онлайн-фокус-группы.

Что касается синхронных онлайн-фокус-групп, то они проводятся в режиме реального времени и требуют от участников и исследователей «выложится наполную» в заранее оговоренное время. Для их проведения обычно используются инструменты «чата», такие как система сообщений или чат-площадки, телефонные звонки, видеоконференции. Названные платформы, как правило, имеют больше ограничений по времени и требованиям к интернет-трафику участников. Однако они позволяют в режиме реального времени обмениваться вербальной информацией и имеют определенный потенциал для передачи невербальной информации, например, вокальные нюансы тона или язык тела [7, с.83].

Напротив, асинхронные онлайн-фокус-группы обычно используют онлайн-дискуссии или форумы и позволяют участникам и исследователям читать и отвечать на сообщения других в удобное для них время. Обсуждение на форумах, блогах, списки рассылок являются примерами асинхронных технологий [8]. Как отмечают исследователи, асинхронные платформы обычно являются наиболее гибкими для участников с напряженным графиком или тех, кто проживает в разных часовых поясах.

Другой ключевой характеристикой для классификации онлайн-фокус-групп является степень, с которой они создают ощущение социального присутствия. Социальное присутствие можно определить как «степень значимости других во взаимодействии, и как следствие межличностных отношений» [9].Степень, с которой онлайн-платформы (место организации онлайн-группы) поддерживают чувство социального присутствия могут быть отображены вдоль пространственного континуума: «высокое социальное присутствие» технологий будет копировать ощущение реального времени, воплощенное в пространстве и «низкое социальное присутствие» технологий будет создавать чувство «преувеличения» и давать меньше визуальных и звуковых сигналов. Платформы с высокой степенью социального присутствия применяются в ситуации, когда:

-        важно сохранить различия в физической внешности, возраст, пол и т. д., и их влияние на участников;

-        необходимо обеспечить передачу невербальных и эмоциональных сигналов с целью получения более «богатых» данных.

Но вместе с тем при использовании платформ данного типа, с одной стороны, возникает необходимость доступа к высокоскоростному Интернету, а с другой стороны, участники лишены возможности оставаться анонимными, более низкая степень конфиденциальности.

В то же время платформы с низкой степенью социального присутствия (текстовые сообщения) предоставляют возможность:

-        работы с низкой пропускной способностью и более медленной скоростью Интернета;

-        обеспечения высокой степени конфиденциальности участника и / или анонимность;

-        скрывать (маскировать) различия внешнего вида, возраст, пол, этническую принадлежность и т. д.;

-        формирования легко экспортируемых транскриптов [41].

Таким образом, можно говорить о том, что, несмотря на относительную новизну тематики онлайн-исследований, научным сообществом разработана достаточно полная классификация онлайн-исследований, в основу которых ложатся такие критерии как способ размещения опроса, степень синхронности / асинхронности, степень социального присутствия. Также в наиболее общем виде онлайн-исследования могут быть разделены на обогащено-традиционные и инновационные методы. Под первыми понимается применение дополнительных возможностей, которые представляются онлайн-средой, к уже имеющимся методам. К примеру, опрос по электронной почте выступает всего лишь аналогом традиционного почтового опроса. К инновационным относят те методы исследований, которые появились в результате внедрения совершенно новых технологий в социологическую практику. Примером данного типа могут стать образованные в результате совершенствования программного обеспечения, компьютерных технологий и сети интернет CAWI опросы, не имеющие аналогов среди социологических методов ранее.

Предложенная выше классификация онлайн-опросов, по мнению ее авторов, позволяет исследователю видеть возможности и ограничения разных видов онлайн-опросов более явно. Тем не менее, выбор типа опроса и метода его распространения определяется исследователем самостоятельно в зависимости как от специфики самого исследования , так и от тех ресурсов, которыми он располагает. Вместе с тем в учет берутся, несомненно, преимущества и недостатки каждого конкретного метода сбора данных.

 

Литература:

 

1.       Богомолова, Н.Н., Фоломеева, Т. В. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования / Н. Н. Богомолова, Т. В. Фоломеева. — М., 1997. — 321 с.

2.       Дьякова, М. В. Будущее онлайн-исследований: ожидать ли конца света или какие альтернативные источники формирования выборок придут на смену традиционным онлайн-панелям? / М. В. Дьякова // Онлайн исследования в России 3.0 / Под редакцией Шашкина А. В., Девятко И. Ф., Давыдова С. Г. — М.: Издательский дом «Кодекс», 2012. — 420 с.

3.       Круглов, А. Ю. Формирование методологии социологического исследования на основе использования технологии компьютеро-опосредованной коммуникации: дис. … д-ра соц. наук: 22.00.01/А. Ю. Круглов.-Санкт-Петербург,2005.-379л.

4.       Лебедев, П. А. Возможности, ограничения и особенности процедуры проведения метода онлайновой фокус-группы: дис….кандидата социол. наук: 22.00.01 / П. А. Лебедев. — М. — 2010. — 222 л.

5.       Макаров, Г. И. Онлайн-исследования отраслевых рынков: маркетинг реального времени/Г. И. Макаров//Индустриальный и b2b маркетинг.-2008.-№ 2.-С.126–132.

6.       Филиппова, Т. В. Социология в интернете /Т. В. Филиппова// Социологические исследования. — 2000.- № 5.- С.131–137.

7.       Шейхетов, С. В. Поколение Next выбирает блоги / С. В. Шейхетов // Интернет-маркетинг. — 2006. — № 6.– С. 332–338.

8.       Bosio, A, Graffigna, G The Influence of Setting on Findings Produced in Qualitative Health Research: A Comparison between Face-to-Face and Online Discussion Groups about HIV/AIDS / A. Bosio, G. Graffigna // International Journal of Qualitative Methods [Electronic resource]. — № 5, 2006. — Mode of access: http://www.ualberta.ca/~iiqm/backissues/5_3/PDF/graffigna.pdf. — Date of access:12.03.2014.01.2014.

9.       Link, A., Dinsmore, S. Online Focus Groups: Selecting a Platform / A. Link, S.Dinsmore // Website Academia.edu. [Electronic resource].-Mode of access: academia.edu/2064385/Online_Focus_Groups_Selecting_a_Platform. Date of access –:18.10.2013.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle