Библиографическое описание:

Варфоломеев А. Г. Взаимодействие государственных органов власти и органов местного самоуправления в решении проблем развития муниципальных образований // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 278-280.

От взаимоотношений местного самоуправления и системы государственной власти зависит эффективность управления государственными и общественными делами [2].

В становлении и развитии местного самоуправления большую роль играют органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Взаимодействие их с органами местного самоуправления и его должностными лицами в значительной степени определяет эффективность осуществления региональной политики — решения социально-экономических, политических, духовных проблем развития субъекта РФ [6; 7; 8]. Взаимодействие обеспечивает результативность муниципальной политики, способствуя через решение вопросов местного значения реализации государственных задач: укрепление основ народовластия, обеспечение жизненных интересов населения, стабилизация политической системы, подготовка кадров для муниципальных органов [1; 5].

Взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти в Российской Федерации основываются на модели взаимодействий, где ключевым звеном является идея взаимозависимости и сотрудничества. Центральные и местные органы власти включены в сложную систему взаимоотношений, в которой акцент делается на взаимное влияние. Политические процессы в центре и на местах тесно взаимосвязаны. Модель взаимодействий характерна для России, но, реализуя ее на практике, необходимо учитывать и особенности российского законодательства, и особенности становления новой российской государственности и муниципальных образований [3; 4].

Основные направления взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления:

-          правовое регулирование организации и деятельности местного самоуправления;

-          разработка и принятие региональных программ развития местного самоуправления;

-          дальнейшее разграничение компетенций государственных органов и органов местного самоуправления;

-          обеспечение финансово-экономической основы местного самоуправления;

-          содействие сохранению и развитию исторических и иных местных традиций;

-          защита прав граждан на осуществление местного самоуправления.


Рис. 1. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления


Взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления могут осуществляться в различных формах:

-          принятием законов субъекта Федерации по вопросам местного самоуправления;

-          заключением договоров и соглашений;

-          созданием координационных, консультативных, совещательных и иных рабочих органов.

В практике взаимоотношений государственных органов власти и органов местного самоуправления существует множество проблем.

Наличие у муниципальных образований собственных финансовых средств является важной гарантией и условием самостоятельности местного самоуправления. Без финансового наполнения институт местного самоуправления будет являться чисто декларативным, безжизненным. Поэтому большое значение должно отводиться совершенствованию финансовой сферы. Опыт деятельности муниципальных образований в России показывает, что в рамках одноуровневой системы местного самоуправления решить проблемы финансового обеспечения деятельности муниципалитетов невозможно. Поэтому необходимо определить вопросы местного значения в законе, предоставив муниципальным образованиям право их детально раскрыть в своих уставах и подробно на законодательном уровне их перечислить.

Важнейший метод, с помощью которого государственная власть может регулировать деятельность органов местного самоуправления — это законодательное регулирование, где вмешательство органов государственной власти в детали сведены к минимуму. Это так называемый «дистанционный» контроль. Когда соответствующие законы приняты, органы местного самоуправления могут действовать по собственному усмотрению до тех пор, пока они остаются в рамках закона.

Особое значение во взаимоотношениях центральных и местных органов власти имеет контроль центральных властей над местным управлением. Необходимость государственного контроля обосновывается, в частности, тем, что многие функции местных властей, по своей сути, носят общенациональный характер.

В настоящее время наиболее рациональным представляется такой подход в решении проблем развития муниципальных образований, в соответствии с которым местное самоуправление будет рассматриваться как институт гражданского общества, осуществляющий свою деятельность в тесной взаимосвязи с государством.

 

Литература:

 

1.         Вертакова Ю. В., Согачева О. В. Исследование социально-экономических и политических процессов: учебное пособие // М.: КНОРУС, 2009. 336 с.

2.         Вопросы региональной экономики // монография / Юрьев В. М., Андросова С. А., Вертакова Ю. В., Воробьева В. Г., Колесниченко Е. А., Кузьбожев Э. Н., Муратов А. М., Сергиенко Я. В., Смирнов М. А., Согачева О. В., Шутилина С. Ю. // под науч. ред. В. М. Юрьева / Том III. Направления стабилизации функционирования региональных социально-экономических систем. Тамбов, 2009. 446 с.

3.         Петрищева И. В. Компаративный анализ состояния малого и крупного бизнеса в Курской области: основные тенденции // Микроэкономика. 2009. Т. 7. С. 238–245.

4.         Петрищева И. В. Концепция устойчивого развития малого предпринимательства в современных социально-экономических условиях // Экономика. Управление. Право. 2010. № 10. С. 14–16.

5.         Симоненко Е. С., Кононов А. А. Сущность и возможный отраслевой состав многоотраслевых комплексов региона // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 7–2. С. 117–120.

6.         Согачева О. В. Совершенствование управления региональной социальной инфраструктурой // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина. Курск, 2009. 24 с.

7.         Согачева О. В., Варфоломеев А. Г. Эффективное управление социальным развитием региона // В мире научных открытий. 2014. № 1.2 (49). С. 980–1000.

8.         Согачева О. В., Плохих Е. А. Оценка социально-инфраструктурного потенциала региона (на примере Курской области) // Молодой ученый. 2014. № 18.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle