Библиографическое описание:

Ракович В. В. Компоненты педагогической программы по формированию профессиональной самооценки у будущих преподавателей изобразительного искусства // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 601-604.

Специфика обучения в вузе требует относительно самостоятельного преодоления студентом трудностей, возникающих в процессе его деятельности, определяет работу по приобретению и совершенствованию профессионально значимых качеств будущего специалиста. Данная деятельность базируется на умении организовывать собственное профессиональное самосовершенствование, успех которого напрямую зависит от адекватной профессиональной самооценки.

Проблема формирования самооценки, как неотъемлемого компонента процесса становления личности, разноаспектно отражена в трудах западных (Р. Бернс, В. Джеймс, А. Маслоу, Ф. Перлз, К. Роджерс и др.), украинских и российских (К. Абульханова-Славская, Б. Ананьев, Л. Божович, Л. Бороздина, В. Столин, И. Чеснокова и др.) ученых, а также в диссертационных исследованиях П. Бреля, И. Ильиной, А. Кувшинова, М. Ларионовой, С. Мироновой, и др. В трудах ученых проанализирована психологическая основа самооценки, раскрыты ее функции в целостной структуре личности, представлены виды самооценок. Однако несмотря на круг освещенных вопросов, проблема формирования профессиональной самооценки у будущих преподавателей изобразительного искусства остается открытой.

Целью нашей статьи является освещение компонентов педагогической программы по формированию профессиональной самооценки будущих преподавателей изобразительного искусства.

Профессиональная самооценка это оценка личностью себя как субъекта профессиональной деятельности [9, с. 64]. Она определяется в результате процесса соотношение реального и идеального образов «Я-профессионал» через профессиональные действия и задачи. Профессиональная самооценка позволяет ставить задачи оптимальные возможностям и осуществлять контроль, оценку и корректировку рабочего процесса на каждой стадии [4, с. 112].

Профессиональная самооценка является динамичным процессом выполняющим функцию саморегуляции на основе системы многофакторных контрольных срезов, которые специалист осуществляет в отношении себя и в соответствии с собственным эталоном и общепризнанными компетенциями профессионала определенной специальности. Благодаря этому процессу человек поэтапно выстраивает траекторию собственного профессионального саморазвития [10, с 94].

Предлагаемая нами экспериментальная педагогическая программа формирования профессиональной самооценки будущих преподавателей изобразительного искусства представлена такими компонентами:

1.      Факультатив по саморазвитию профессиональной самооценки «Я — успешный человек».

2.      Цикл кураторских часов «Владение временем».

3.      Педагогическая методика «Свободная живопись на пленэре».

Первый компонент программы содержит курс теоретической подготовки студентов 3 курса специальности изобразительное искусство на факультативе по саморазвитию профессиональной самооценки «Я — успешный человек». Факультатив составляют лекционные и семинарские занятия посвященные таким проблемам: «Самооценка в профессиональной деятельности художника-педагога», «Функции профессиональной самооценки», «Адекватная самооценка как условие эффективной профессиональной деятельности», «Самооценка как механизм профессионального саморазвития». Знание структуры художественно-педагогической деятельности и роли профессиональной самооценки в ее осуществлении дает студентам возможность осознать необходимость формирования навыков адекватной профессиональной самооценки, как фактора личностной и профессиональной эффективности и саморазвития.

Второй компонент рассматриваемой программы состоит из цикла кураторских часов, ведущим аспектом которого является рефлексия на дидактический материал «Владение временем».

В условиях кредитно-модульной системы организации обучения в начале каждого семестра студенты получают индивидуальные планы работы, содержащие общие сведения о процессе обучения. Студенты 3 курса специальности изобразительное искусство в начале учебного года, наряду с индивидуальными планами, получают методические рекомендации «Владение временем», перечень учебных заданий на семестр и критерии оценивания учебных работ по дисциплинам «Рисунок» и «Живопись». На вступительном инструктаже освещаются основные аспекты работы с методическими рекомендациями, которые предусматривают ведение дневника планирования, самоанализа и самоотчета, а также следование базовым принципам-установкам.

Работая с методическими рекомендациями, студенты учатся выявлять и упорядочивать жизненные приоритеты, рационально использовать время, планировать свою учебную деятельность и досуг, что, в свою очередь стимулирует «развитие социально необходимой способности к рефлексии на перспективу собственной жизни» [7, с. 66].

Базовые принципы-установки являются ключевыми правилами, психологическим настроем поддерживающим направленность и готовность субъекта обучения к саморазвитию, к ним относятся такие максимы: будьте сами себе судьёй; не цепляйтесь за прошлое; не плывите по течению, а принимайте решения; разница между начинающим и профессионалом — серьезное планирование. Принципы-установки помогают студентам мобилизоваться, не распылять внимание на мелочи, определять приоритеты и сосредотачиваться на них, неукоснительно следовать собственным планам, преодолевать препятствия на пути к целям. Следование принципам-установкам является фактором развития у студентов целеустремленности, уверенности в себе, самопонимания, автономности, ответственности, навыков рефлексии, упорядочивания системы ценностей, регламентации времени и планирования деятельности. Выделенные качества являются компонентами профессиональной самооценки как целостного процесса.

Работа с методическими рекомендациями «Владение временем» детерминирует формирование навыков саморазвития, умение выстраивать траекторию личностно-профессионального становления, на основе опыта соотносить собственные ресурсы с поставленными целями, контролировать эффективность обучения, прогнозировать вероятность успеха. Указанные процессы являются факторами формирования адекватной профессиональной самооценки.

Таким образом, на основе базовых принципов-установок и в результате приобретения опыта планирования, анализа целей и результатов деятельности студентов происходит рефлексия на собственный опыт, благодаря чему формируется адекватная профессиональная самооценка.

При организации экспериментального обучения мы исходим из того, что профессиональная самооценка формируется в условиях отработки студентами конкретных профессиональных умений и навыков. В качестве конкретного вида профессиональной работы мы выбрали учебную творческую практику — пленэр, поскольку в ее пределах осуществляется развитие наибольшей группы художественных умений: композиционных, графических, колористических и т. п.

Итак, третьим компонентом программы по формированию профессиональной самооценки является разработанная и внедренная в курс учебной творческой практики педагогическая методика «Свободная живопись на пленэре».

Традиционно целью пленэрной практики является закрепление и расширение полученных студентами на занятиях по рисунку и живописи знаний и навыков, формирование умений их творческого применения на открытом пространстве в условиях естественного освещения, а также эстетическое развитие в процессе непосредственного общения с природой [12].

Учебная практика является целостным художественно-педагогическим процессом, в котором наряду с обучением живописи создаются естественные условия для положительного влияния среды на развитие личности будущего преподавателя. Студенты на личном опыте овладевают методикой художественного развития и непрерывного самообразования по специальным дисциплинам изобразительного искусства [5].

Педагогическая методика «Свободная живопись на пленэре» предусматривает создание творческой работы на свободную тему и в свободной технике, с опорой в художественных поисках на эмоциональное воздействие атмосферы природной среды. Пленэр проводится за городом в ясный, теплый день в начале осени или весной. Преподаватель участвует в занятии на равных со всеми условиях.

В условиях не директивного обучения и свободы выбора у студентов исчезает боязнь совершить ошибку в работе, они становятся более открытыми и раскрепощенными. Благодаря отсутствию регламентированного задания, студенты получают возможность выйти за пределы репродуктивного воспроизведения окружающей действительности и проявить творческое мышление.

Мы понимаем творчество как преобразование окружающей действительности, привнесение положительных изменений в объект деятельности на основе опыта и соответственного уровня профессионализма. Значимым аспектом этого процесса является качественное преобразование личности самого субъекта труда, переход его на новую ступень профессионализма. Творчество предполагает выход за пределы стандартных решений, профессиональных стереотипов поведения и деятельности, актуализацию глубинных слоёв психики (аффективно-эмоциональных, инстинктивных и интуитивных бессознательных процессов).

Находя нестандартные решения учебных задач, переживая ситуации успеха, студент способен почувствовать удовлетворение от работы, стать более уверенным в себе, ставить сложные цели и прилагать усилия воли для их достижения, в результате повышается самоэффективность. После каждого достигнутого результата в процессе самонаблюдения, самоанализа и самооценки у студента формируется новая система притязаний, требующая реализации. Таким образом, процесс профессионального самосовершенствования является непрерывным и зависит от согласованности уровня притязаний и результата деятельности, а профессиональная самооценка является тем инструментом, который помогает специалисту находить оптимум между этими двумя показателями.

В своей работе В. Дружинин отметил, что «выделяя признаки творческого акта, практически все исследователи творчества и сами творцы подчеркивали его бессознательность, спонтанность, неконтролируемость волей и разумом, а также изменчивость состояния сознания» [3, с. 161].

Во время пленэра студенты фактически пребывают в измененном состоянии сознания — высвобождаются внутренние творческие ресурсы, появляется многовариантность самореализации, самораскрытия, легче проявляется индивидуальность студента-художника, которая выражается в оригинальном решении, технических приемах исполнения, стиле творческой работы. Переходу в измененное состояние сознания способствует природа, новое место, нестандартная обстановка, в отличие от мастерских, а также усиленный установкой преподавателя оптимистический эмоциональный фон, являющийся обязательной составной пленэра. Во время вступительной беседы преподаватель даёт оптимистическую установку и поддерживает позитивную эмоциональную атмосферу на протяжении всего занятия. Вступительная беседа должна проводиться в эмоционально тёплом, доброжелательном тоне, доверчивой, искренней атмосфере принятия и уважения личности каждого студента. Положительные эмоции влияют на психику студентов, пленэр в этом отношении является завершенным психологическим процессом «здесь и сейчас», своего рода гештальтом [8], что детерминирует восприятие целостного образа себя, развитие осознанности, ответственности за свои действия, намерения и ожидания.

В практическом отношении принцип «здесь и сейчас» означает, что актуальное всегда происходит в настоящем моменте: «Осознание всегда связано с наличным опытом. Мы не можем осознавать в прошлом или будущем. Мы осознаем воспоминания, предсказания или планы на будущее здесь и сейчас, как часть процесса осознания» [1, с. 221].

Еще одним важным аспектом нашей методики является проблемная ситуация неопределенности в виду отсутствия регламентированного задания. Ученые психологи акцентируют внимание на том, что в ситуации неопределенности человек склонен проявлять творчество [2; 6; 11]. Студент, выполняя этюд, рассчитывает только на свои силы, оценивает ситуацию, принимает самостоятельные решение и работает, сливаясь с единственным соавтором — природой. Это активно влияет на увеличение энергопотенциала личности, раскрытию экспрессивно-творческих функций организма, активно действуют фантазия, эмоции, чувства, воображение человека, интеллект работает более открыто, человек не зажат социальным окружением, отдыхает от стресса и раскован, что способствует высвобождению творческого потенциала личности.

Контрольным этапом «Свободной живописи на пленэре» являются ответы студентов на вопросы анкеты. Во время инструктажа преподаватель объясняет следующее: «как в капле воды видно океан, так и в творческой работе проступает личность художника», или «что бы художник не изображал это всегда — автопортрет». Студентам предлагается внимательно всмотреться в свою работу, проанализировать, оценить и прочувствовать в ней отражение своей личности. Глядя в такое «зеркало» самооценки, происходит процесс саморефлексии. После анализа своих работ студентам предлагается оценить произведения одногруппников по предложенным критериям оценивания. Работа в группе создаёт ситуацию перекрестного оценивания процесса и результата пленэра, способствует рефлексии как основе самоанализа и самооценки. Оценивая собственное произведение, сравнивая его с творческими работами одногруппников, студент приобретает навыки профессиональной самооценки. Также ситуация перекрестных оценок детерминирует психологический механизм ответственности и стремление добросовестно и ответственно относиться к работе.

По результатам пленера проводится итоговая выставка. Студенты самостоятельно формируют экспозицию, приглашают гостей и проводят торжественное открытие. Профессорско-преподавательский состав профилирующей кафедры выступает в качестве экспертной комиссии, которая оценивает творческие работы студентов и сообщает свои аргументированные выводы относительно уровня представленных произведений. Отзывы посетителей фиксируются в специальном журнале и на портале виртуального художественной галереи, где в электронном виде экспонируются произведения студентов. Заключительным этапом нашей педагогической методики является написание студентами сочинения эссе о прошедшем мероприятии.

После пленэра остаются приятные воспоминания о нестандартном событии. Модели поведения, которые проявлялись во внешних психических реакциях, выборе мотива, техники и средств исполнения творческой работы закрепляются в сознании и с помощью воспоминаний превращаются в опыт. Таким образом, благодаря рефлексии, раскрытию внутреннего творческого потенциала, самооценки во время пленэра и осмысленных ответов по опроснику у будущих художников-педагогов формируется адекватная профессиональная самооценка.

Работая по методике «Свободной живописи на пленере» будущие художники-педагоги косвенно проходят путь от замысла художественного произведения, через воплощение его средствами изобразительного искусства, к представлению его зрителю. Студенты имеют возможность оценить себя относительно других участников пленэра, оценок экспертной комиссии, реакции зрителей, отзывов посетителей. Эти процессы продуцируют развитие аналитико-рефлексивных навыков. Процесс саморефлексии стимулирует осознанное самопонимание, благодаря переживанию такого опыта формируется адекватная профессиональная самооценка.

«Свободная живопись на пленэре», как компонент программы формирования профессиональной самооценки, работает благодаря таким факторам:

1. Оптимистическая установка. 2. Работа в естественных природных условиях способствующая эмоционально-деятельному раскрытию студента. 3. Эффект присутствия «здесь и сейчас» — обучение через реальность. 4. Проблемная ситуация неопределенности и свободы выбора стимулирующая актуализацию творческого потенциала студентов. 5. Групповой эффект, как рефлексия друг на друга. 6. Личный пример преподавателя 7. Процесс саморефлексии как механизм самопонимания.

Таким образом, предложенная трёхкомпонентная педагогическая программа является целенаправленным, организованным педагогическим процессом представленным системой научно обоснованных методик, форм и приемов, направленных на формирование профессиональной самооценки у будущих преподавателей изобразительного искусства.

 

Литература:

 

1.      Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. — М.: Наука, 1977. — 380 с.

2.      Гальперин П. Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. — М.: МГУ, 1976. –151 с.

3.      Дружинин В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. — СПб.: Питер Ком, 1999. — 368 с.

4.      Кащенко. О. В. Професійна самооцінка особистості: огляд стану проблеми в сучасних дослідженнях / О. В. Кащенко // Cерія: Соціологія, Психологія, Педагогіка: Вісник КНУ ім. Т. Шевченка. — К., 2007. — № 27–28. — С. 111–114.

5.      Маслов Н. Я. Пленэр как процесс обучения и воспитания художника-педагога: дис. канд. пед. наук: спец. 13.00.02 / Маслов Николай Яковлевич. — Орёл, 1989. — 190 с.

6.      Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики / А. Г. Маслоу; [пер. с англ. А. М. Татлыдаевой]; науч. ред., вступ. статья и коммент. Н. Н. Акулиной. — Спб.: Издат. группа «Евразия», 1997. — 430 с.

7.      Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов / В. С. Мухина. — М.: «Академия», 1999. — 456 с.

8.      Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра / Ф. Перлз. — М.: Психотерапия, 2010. — 208 с.

9.      Психология человека от рождения до смерти: психологическая энциклопедия / [под. ред. А. А. Реана.]– 2-е изд. — СПб.: ЕВРОЗНАК., М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.– 411с.: ил.

10.  Ракович В. В. Модель профессиональной самооценки будущих преподавателей изобразительного искусства / В. В. Ракович // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сборник статей по материалам XXXIII международной научно-практической конференции. — Новосибирск: «СибАК», 2013. — № 10 (33). — С. 92–99.

11.  Роджерс К. О групповой психотерапии / К. Роджерс. — М.: Гиль-Эстель, 1993. — 224 с.

12.  Семенова М. А. Развитие художественно-творческих способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов в процессе занятий акварельной живописью на пленэре: автореф. дис. на соискание уч. степени канд. пед. наук: спец. 13.00.02 «Теория и методика обучения» / М. А. Семенова. — Омск, 2006. — 15 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle