Библиографическое описание:

Мазилов Е. А. Оценка возможностей предприятий Вологодской области к импортозамещению // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 330-333.

В статье представлены результаты исследований о готовности производителей продукции, товаров и услуг Вологодской области к импортозамещению. Дана краткая характеристика товарной структуры импорта. Сделаны выводы о целесообразности проведения политики импортозамещения, предложены ее основные направления.

Ключевые слова: экономика, регион, промышленность, импортозамещение.

 

В свете последних международных событий, применения санкций со стороны ведущих экономик мира к России, реализация политики импортозамещения приобретает еще большую актуальность. В современных условиях государственная экономическая политика все больше ориентирована на защиту внутреннего производителя путем замещения импортируемых промышленных товаров продукцией национального производства. В структуре импорта Вологодской области на протяжении последних лет значительно не меняется: кроме технологического оборудования в регион ввозятся металлы и изделия из них, продукция химической промышленности, продовольственные товары (табл. 1).

Таблица 1

Товарная структура импорта Вологодской области, в % к итогу [1, 2, 3]

Товар

Годы

2013 / 2000 г., п. п.

2000

2005

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Продукция машиностроения

41,1

66,6

55,6

67,4

52,4

69,2

54,7

54,4

13,3

Химическая продукция

13,7

6,5

6,1

7,9

8,9

6

11,1

16,7

3

Черные и цветные металлы

11

10

13,6

10,1

16,2

11,7

16,3

11

0

Прочие товары

24,9

12,7

20,6

9,3

12,6

5,8

9,5

8,6

-16,3

Продовольственные товары и сырье для их производства

7

3,1

2,4

3,1

7

4,9

5,9

7

0

Минеральные удобрения

0,9

0,5

0,6

1,3

1,7

1

1,3

1,8

0,9

Древесина и изделия их нее

1,4

0,6

1,1

0,9

1,2

1,4

1,2

0,5

-0,9

 

По данным органов государственной статистики в товарной структуре импорта основную долю занимает продукция машиностроения, которая выросла с 41,1 % в 2000 году до 54,4 % в 2013 г. Доля импорта черных и цветных металлов осталась на уровне 2000 г. — 11 %, продукции нефтехимического комплекса — возросла с 13,7 % до 16,7 %.

По данным Северо-Западного таможенного управления, в 2013 году 130 предприятий (включая индивидуальных предпринимателей) Вологодской области осуществляли ввоз зарубежных товаров для нужд производства.

Наибольшие объемы импорта организаций Вологодской области, как уже отмечалось, приходятся на машиностроительную продукцию (44,12 % импорта предприятий), в частности: котлы, оборудование и механические устройства (35,87 %), синхронные двигатели (7,63 %), а также локомотивы (0,51 %) и тракторы (0,11 %) (табл. 2). Это обусловлено низкой конкурентоспособностью отечественной продукции в данном секторе производства. Во время перехода к рыночной экономике предприятия машиностроения, не имея практического опыта деятельности в условиях рынка, оказались на грани банкротства, что обусловило резкое снижение объёмов выпуска машиностроительной продукции в регионе (в 1995 году удельный вес отрасли в обрабатывающих производствах составил 5 %). В результате коммерчески эффективнее стало не производить собственные, а импортировать необходимые комплектующие, приборы и оборудование из-за рубежа. Данная тенденция сохраняется на современном этапе и усугубляется растущим отставанием качества применяемых технологий производства и, как следствие, выпускаемой продукции.

Таблица 2

Объем импорта машиностроительной продукции предприятиями Вологодской области в 2013 г.

Продукция

Объем импорта, млн. долл.

Доля в общем объеме, %

Котлы, оборудование и механические устройства; их части

167,4

35,87

Синхронные двигатели выходной мощностью не более 18 Вт            

35,6

7,63

Локомотивы железнодорожные, работающие от внешнего источника электроэнергии

2,36

0,51

Тракторы, управляемые рядом идущим водителем

0,5

0,11

Итого:

205,86

44,12

Итого объем импорта:

466,6715

100

 

Таким образом, наибольшая доля импорта предприятий Вологодской области приходится на высокотехнологичную продукцию (машины и оборудование), тогда как экспортируется преимущественно сырье, а также продукты первичной переработки. Это определяет необходимость осуществления импортозамещения, в первую очередь, в сфере машиностроения. Основными проблемами развития отрасли являются финансово-экономическое состояние самих предприятий, неготовность их к модернизации, а также недоступность финансово-кредитных инструментов для ее осуществления.

Опрос руководителей малых и средних предприятий Вологодской области показал, что продукция 39 % опрошенных организаций может заменить импортные аналоги на отечественном рынке. Кроме того, руководители отмечают возможность замены импортных поставок отечественными образцами. В частности, 53 % готовы заменить поставщиков комплектующих, 47 % — материалов, 24 % — оборудования и инструментов (рис. 1).

Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Существует ли возможность замены импортных поставок отечественными образцами, производимыми в регионе?», %

 

Опрос экспертов в области оценки экспортного потенциала субъектов МСП Вологодской области и возможностей импортозамещения показал, что, по их мнению, предприятия малого и среднего бизнеса региона способны производить продукцию, которая может заменить импортную, особенно в отраслях пищевой и лесной промышленности (рис. 2).

Рис. 2. Распределение ответов экспертов на вопрос: «Укажите, пожалуйста, отрасли экономики, в которых возможно осуществлять импортозамещение», %

 

Обобщая мнение экспертов и результаты проведенного анализа деятельности предприятий малого и среднего бизнеса Вологодской области, наиболее перспективными, с точки зрения развития импортозамещения, для субъектов МСП являются отрасли пищевой и лесной промышленности, продукция которых наиболее конкурентоспособна и пользуется спросом как на местном рынке, так и на международном. Кроме того, для обеспечения различных производств необходимыми комплектующими, оборудованием и технологиями целесообразно активно развивать импортозамещение в машиностроительной отрасли, которая на данном этапе находится в упадке.

Основными проблемами продвижения отечественных товаров на местном рынке, по мнению экспертов [4], являются высокая стоимость продукции, обусловленная затратами на сырье, коммунальные и транспортные услуги, техническое обслуживание оборудования, а также низкое качество продукции, обусловленное, в первую очередь, отсутствием современных, более совершенных технологий производства (табл. 3). Кроме того, дороговизна продукции отечественных предприятий объясняется высокой стоимостью энергоресурсов и сертификации товаров. Однако, по мнению руководители предприятий, она обусловлена, в первую очередь высокой стоимостью сырья и труда. А низкое качество продукции связано, прежде всего, с использованием не качественных материалов для изготовления продукции и производственной технологии.

Таблица 3

Оценка проблем, препятствующих предприятиям региона выпускать продукцию, способную конкурировать с зарубежными аналогами

Проблемы

Процент опрошенных*

Эксперты

Руководители предприятий

1. Высокая стоимость продукции, вследствие:

 

 

– высокой стоимости сырья

26,3

63

– высокой стоимости труда

15,8

41

– высокой стоимости коммунальных услуг, тех. обслуживания, поставок

57,9

37

– высокой стоимости патентов и авторских прав

5,3

10

2. Низкое качество продукции, вследствие:

 

 

– низкого качества сырья

10,5

41

– низкого качества применяемой технологии

89,5

29

– отсутствия контроля качества

31,6

14

– недостаточной стандартизации

31,6

12

3. Ограниченная доля рынка, вследствие:

 

 

– слаборазвитой сети распространения продукции

52,6

49

– неудовлетворительного маркетингового анализа

26,3

43

– устоявшихся брендов и долей рынка

36,8

37

– неполного знания рынка

57,9

22

4. Ограничение деловой активности, вследствие:

 

 

– высокой стоимости кредитов

78,9

69

– нестабильности финансовой ситуации

47,4

45

– неэффективности инвестиционного законодательства

26,3

24

– неясности и сложности законодательства

42,1

18

– несовершенства банковской системы

42,1

12

 

Экспертами были отмечены и другие проблемы, препятствующие выпуску отечественной продукции, способной конкурировать с зарубежными аналогами. Ограниченная доля рынка предприятий региона объясняется неполнотой знания условий ведения торговли, как следствие, слаборазвита сеть распространения продукции. Предприятия отмечают среди основных проблем расширения объемов сбыта продукции неудовлетворительный маркетинговый анализ. Для решения данных проблем, в первую очередь, необходимо проводить маркетинговые исследования рынка, без которых на современном этапе предприятиям крайне сложно занять свою нишу на рынке и эффективно развиваться.

Для поддержки субъектов МСП Вологодской области в решении проблем, препятствующих выпуску продукции, способной конкурировать с зарубежными аналогами, органам власти и управления целесообразно, по мнению экспертов, предоставлять гарантии по обязательствам перед финансово-кредитными организациями, что сделает кредитные средства более доступными для организаций и позволит им развиваться и обновлять производство интенсивными темпами (табл. 4). Необходимо усовершенствовать справочно-информационное обеспечение компаний в области законодательных аспектов ведения торговли на международном уровне. Для обеспечения загрузки предприятий малого и среднего бизнеса региона целесообразно развивать систему госзаказа.

Таблица 4

Направления поддержки выпуска импортозамещающей продукции субъектами МСП Вологодской области

Направления поддержки

Процент опрошенных*

Эксперты

Руководители предприятий

Прямые инвестиции и / или финансовая поддержка на начальном этапе внедрения импортозамещающей продукции

5,3

57

Предоставление налоговых льгот в рамках действующего законодательства на региональном и местном уровнях

26,3

37

Создание необходимой инфраструктуры для развития производства

10,5

37

Развитие лизинга

26,3

29

Поддержка и развитие системы госзаказа

36,8

25

Подготовка, переподготовка, повышение квалификации кадров

5,3

25

Предоставление на льготных условиях производственных площадей, земли, недвижимости

26,3

24

Предоставление гарантий малым предприятиям со стороны органов власти по обязательствам перед финансово-кредитными организациями

47,4

20

Совершенствование справочно-информационного обеспечения

36,8

16

 

Однако для предприятий наиболее предпочтительными мерами господдержки являются финансовые инструменты, такие как, прямые инвестиции в организацию производства конкурентоспособной импортозамещающей продукции, и предоставление налоговых льгот.

Таким образом, анализ результатов опроса экспертов в области оценки возможностей импортозамещения малых и средних предприятий Вологодской области, позволил сделать следующие выводы. Прежде всего, целесообразно развивать импортозамещающие процессы на предприятиях пищевой и лесной промышленности, а также в отрасли сельского хозяйства Вологодской области. Поскольку именно в данных направлениях деятельности регион имеет производственный задел, и известность на рынке.

Для успешного воплощения политики импортозамещения в Вологодской области региональным органам власти на начальном этапе необходимо:

1.      Разработать целевую региональную программу по импортозамещению, которая позволит снизить зависимость промышленности региона от импорта товаров и комплектующих за счёт удовлетворения внутреннего спроса в высококачественной продукции машиностроения собственного производства. Сама программа должна базироваться на развитии интеграции и кооперации как между предприятиями машиностроения Вологодской области и организациями из смежных отраслей, так и с учебными и научно-исследовательскими центрами.

2.      Сформировать региональный совет по содействию реализации программы импортозамещения, целью которого будет являться информационная поддержка, сертификация продукции по международным стандартам, маркетинговые услуги, поиск импортёров, связь с торговыми представителями и т. д.

3.      Отобрать и реализовать наиболее перспективные проекты по импортозамещению, которые будут соответствовать таким требованиям, как инновационность, перспективность производства, сохранение (создание) рабочих мест, наличие мультипликативного эффекта в смежных областях.

 

Литература:

 

1.      Вологодская область в цифрах 2012: Стат.сб. / Вологдастат. — Вологда, 2013–178 с.

2.      Официальный сайт Единой межведомственной информационно-статистической системы. — Режим доступа: http://fedstat.ru/indicators/start.do.

3.      Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. — Режим доступа: http://www.gks.ru/.

4.      По данным опроса, проводившегося сотрудниками ИСЭРТ РАН среди экспертов в сфере внешнеэкономической деятельности в августе-сентябре 2014 года. В опросе приняли участие 20 человек.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle