Библиографическое описание:

Лебединская В. П., Лебединская В. А. Правовая культура как системообразующий признак базовой культуры человека // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 425-426.

Большинство проблем развития нашего общества, с которыми мы сталкиваемся в современной жизни, связано с необходимостью повышения правовой культуры. Отсутствие в обществе развитой правовой культуры, правового мировоззрения, стабильного законодательства, законности, правопорядка в целом не дают возможности достаточно эффективно решать сложные социально-экономические и политические проблемы, в том числе рост благополучия общества, обеспечение достойных условий жизни человека, гарантии его прав и свобод. [1, с.96]

Являясь составной частью культуры, правовая культура прямо и косвенно влияет на формирование сознания и деятельность людей в различных сферах жизни.

Коренные реформы в правовой сфере, представляющие собой признание естественных прав человека в качестве высшей ценности, формирование правового государства и гражданского общества, осознание новой, гуманистической роли права и реформирование правовой системы, диктуют настоятельную потребность в формировании правокультурной личности.

Формирование человека, знающего свои права и умеющего их использовать, осуществляется через правовую социализацию, которая выступает как специфическое проявление общей социализации и проявляется в сфере формирования и развития индивидуального политического и правового сознания и правовой культуры, активное включение гражданина в социально-правовые отношения.

Исследование проблем правовой социализации необходимо, для того, чтобы сориентировать и реформу правового воспитания, и всю правовую политику государства, на создание эффективного механизма правовой социализации, адекватного состоянию правовой жизни граждан и современного российского общества в целом, на воспитание правомерного поведения граждан, на повышение уровня их правовой культуры и правосознания, на преодоление правового нигилизма.

Новая модель правового воспитания личности должна способствовать формированию новой системы правовой социализации граждан. Несомненно, названная проблема должна разрабатываться комплексно, с участием специалистов различных научных отраслей: юристов, социологов, педагогов, психологов, политиков.

В современной литературе дано следующее определение социализации — это многогранный процесс освоения индивидуумом социального опыта, норм и навыков общественного поведения, культурных, нравственных ценностей. Результатом этого процесса является формирование личности, способной не только функционировать в обществе, но и с учетом своих индивидуальных качеств и накопленного социального опыта творчески изменять, развивать социальные отношения, исходя из требований времени. Таким образом, социализация представляет собой процесс формирования индивида в качестве члена определенного общества и общности на всем протяжении его социальной жизни. [2, с.95]

Правовая социализация нацелена, главным образом, на формирование правового сознания личности, правовой культуры, правомерного поведения и развития социально-правовой активности личности, т. е. на формирование индивида, не только знающего свои права и обязанности, но и умеющего ими пользоваться, отстаивать и восстанавливать их, если они нарушаются, а также активно участвовать в совершенствовании правовых ценностей, образцов поведения с учетом современных требований, интересов общества, граждан.

Задача правовой социализации личности состоит не только в усвоении личностью правовых знаний, норм, ценностей, в воспитании ответственного отношения к своим правам и обязанностям, уважения к закону, правомерного поведения и действий, но и в том, чтобы личность стала убежденным проводником законности, справедливости, содействовала выполнению закона другими. [3, с.67]

По своей сути правовая социализация представляет собой важный общественный двусторонний процесс. С одной стороны, усвоение человеком социально-правового опыта путем вхождения его в социально-правовую среду и систему социальных связей. С другой стороны, процесс воспроизводства индивидом социальных связей за счет его активной деятельности, жизненной позиции и активного включения в социально-правовую среду и правовую жизнь. В результате подобных интеграционных процессов правовая культура конкретного человека трансформируется в своем положительном содержании в новый тип ментальности — правовую личность.

Формирование правовой личности зависит от уровня правовой культуры общества, от сложившихся традиций отношения к праву, от состояния нормативной правовой базы, институционной формы законотворчества, от правоприменительной и правоохранительной практики, от профессиональной компетентности юристов, от правопорядка. Особенно на правовую социализацию личности влияет компетентность правотворческой и профессиональной деятельности законодателя, юристов, всех правоохранительных и правоисполнительных органов.

Правовая социализация органически взаимодействует с реализацией права, олицетворяющего собой процесс апробации накопленных знаний, воспроизведение которых находит свое выражение в реализации права в качестве определенного уровня правовой культуры. В этом контексте правореализационный аспект выступает как практическая сторона правовой социализации, в рамках которой теоретические знания воплощаются в практической деятельности субъектов права.

Необходимым условием состоятельности правовой социализации являются правовые знания, выступающие важнейшим фактором правомерного поведения и правопорядка. Поэтому правовая социализация — это не только и не просто процесс усвоения индивидом правовых норм и ценностей, но и, прежде всего, процесс правопознания, на основе которого усваивается правовая действительность. Одной из важнейших целей правосоциализации является подготовка индивидов как субъектов права и правоотношений к социальной деятельности, основанной на правовой просвещенности и толерантности в условиях развития гражданского общества.

Правовая культура общества является стержневой основой формирования правовой активности и законопослушной личности, профилактики и преодоления социальных деформаций и правовых девиаций. Среди структурных элементов правовой культуры, наиболее эффективно воздействующих на правовую социализацию личности, следует выделить правосознание, правовые традиции, правовое воспитание, правовое поведение, правотворчество. Низкий уровень правовой культуры индивида и социальной общности является источником деформации правосознания и противоправного поведения личности. [4, с.40]

Известно, что одной из важнейших потребностей человека является стремление соотнести себя с определенной структурой социальных ценностей, норм и правил для оценки своего и чужого поведения. Только высокий уровень правовой культуры, достигаемый в результате успешного процесса правовой социализации, дает возможность индивиду эффективно ориентироваться в социально-правовом пространстве, осуществлять правомерный вариант своего поведения и ожидать определенных законопослушных вариантов деятельности от других членов общества.

С учетом этого можно назвать следующие элементы правовой социализации: наличие правовых ориентиров, правовых установок, жизненных планов и профессиональных намерений, степень правовой сознательности и дисциплинированности по отношению к правовому воспитанию и правовой социализации в целом, уровень развитости правовых знаний, юридических навыков, умений, разнообразие и глубина законных интересов, адекватное отношение к воздействиям правового воспитания, способность уважать нормы права и закон, способность критически, в соответствии с нормами морали и права, оценивать поступки окружающих — друзей, сверстников, одноклассников и других членов общества — вне зависимости от их правового статуса, самокритичность, наличие навыков правового анализа той или иной жизненной ситуации, внимательность, чуткое отношение к окружающим, способность к сопереживанию, умение самостоятельно принимать решения и преодолевать при этом возникающие трудности.

Достигнуть правовой социализации можно с помощью силы права, а также общественного мнения, которыми должны поощряться законопослушные, достойные граждане своего общества и привлекаться к юридической ответственности личности, допускающие противоправные действия.

Вместе с тем не надо забывать о том, что каждый человек имеет собственное представление об идеалах добра и справедливости, которое формируется, прежде всего, в семье, в процессе правового воспитания и образования. [1, с.95]

На эти представления не может не оказывать влияние правовая среда, в которой живет индивид, происходит его правовая социализация, включая социально-правовую идентификацию, в том числе обусловленную этническим происхождением, конфессиональной принадлежностью и т. д. Следовательно, население необходимо рассматривать не как пассивный объект воспитательных, просветительских усилий государства, а как партнера в формировании правового государства, обуздании коррупции и бюрократизма. С этой целью необходимо заинтересовывать, вовлекать в общественные инициативы широкие слои населения, побуждать к правовому поведению, побуждать к тому, чтобы граждане становились более сознательными и организованными, требовательными к себе, окружающим и власти.

 

Литература:

 

1.         Лебединская В. П. Положение и проблемы семьи в современной России //Международное научное издание «Современные фундаментальные и прикладные исследования. Учебный центр «Магистр». — № 4(7). — 2012. — С. 39–41.

2.         Бондарев A. C. Современные формы, средства и методы воспитания правовой культуры россиян: учебно-методическое пособие. Пермь, 2012. — 278с.

3.         Усимова И. П. Правовая социализация личности. — М., 2008. -188с.

4.         Лебединская В. П. О проблемах юридического образования //Международное научное издание «Современные фундаментальные и прикладные исследования. Учебный центр «Магистр». — № Специальный выпуск 2. — 2013. — С. 94–98.

Основные термины: правовой культуры, правовой социализации, уровня правовой культуры, уровень правовой культуры, правового воспитания, правовой социализации личности, правовой жизни, правовой социализации граждан, правомерного поведения, проблем правовой социализации, механизма правовой социализации, правовой культуры общества, правовая культура, правовую социализацию личности, состоятельности правовой социализации, сторона правовой социализации, развитой правовой культуры, повышения правовой культуры, правовой культуры и правосознания, процесса правовой социализации

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle