Библиографическое описание:

Лебединская В. П., Лебединская В. А. Правовая культура как системообразующий признак базовой культуры человека // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 425-426.

Большинство проблем развития нашего общества, с которыми мы сталкиваемся в современной жизни, связано с необходимостью повышения правовой культуры. Отсутствие в обществе развитой правовой культуры, правового мировоззрения, стабильного законодательства, законности, правопорядка в целом не дают возможности достаточно эффективно решать сложные социально-экономические и политические проблемы, в том числе рост благополучия общества, обеспечение достойных условий жизни человека, гарантии его прав и свобод. [1, с.96]

Являясь составной частью культуры, правовая культура прямо и косвенно влияет на формирование сознания и деятельность людей в различных сферах жизни.

Коренные реформы в правовой сфере, представляющие собой признание естественных прав человека в качестве высшей ценности, формирование правового государства и гражданского общества, осознание новой, гуманистической роли права и реформирование правовой системы, диктуют настоятельную потребность в формировании правокультурной личности.

Формирование человека, знающего свои права и умеющего их использовать, осуществляется через правовую социализацию, которая выступает как специфическое проявление общей социализации и проявляется в сфере формирования и развития индивидуального политического и правового сознания и правовой культуры, активное включение гражданина в социально-правовые отношения.

Исследование проблем правовой социализации необходимо, для того, чтобы сориентировать и реформу правового воспитания, и всю правовую политику государства, на создание эффективного механизма правовой социализации, адекватного состоянию правовой жизни граждан и современного российского общества в целом, на воспитание правомерного поведения граждан, на повышение уровня их правовой культуры и правосознания, на преодоление правового нигилизма.

Новая модель правового воспитания личности должна способствовать формированию новой системы правовой социализации граждан. Несомненно, названная проблема должна разрабатываться комплексно, с участием специалистов различных научных отраслей: юристов, социологов, педагогов, психологов, политиков.

В современной литературе дано следующее определение социализации — это многогранный процесс освоения индивидуумом социального опыта, норм и навыков общественного поведения, культурных, нравственных ценностей. Результатом этого процесса является формирование личности, способной не только функционировать в обществе, но и с учетом своих индивидуальных качеств и накопленного социального опыта творчески изменять, развивать социальные отношения, исходя из требований времени. Таким образом, социализация представляет собой процесс формирования индивида в качестве члена определенного общества и общности на всем протяжении его социальной жизни. [2, с.95]

Правовая социализация нацелена, главным образом, на формирование правового сознания личности, правовой культуры, правомерного поведения и развития социально-правовой активности личности, т. е. на формирование индивида, не только знающего свои права и обязанности, но и умеющего ими пользоваться, отстаивать и восстанавливать их, если они нарушаются, а также активно участвовать в совершенствовании правовых ценностей, образцов поведения с учетом современных требований, интересов общества, граждан.

Задача правовой социализации личности состоит не только в усвоении личностью правовых знаний, норм, ценностей, в воспитании ответственного отношения к своим правам и обязанностям, уважения к закону, правомерного поведения и действий, но и в том, чтобы личность стала убежденным проводником законности, справедливости, содействовала выполнению закона другими. [3, с.67]

По своей сути правовая социализация представляет собой важный общественный двусторонний процесс. С одной стороны, усвоение человеком социально-правового опыта путем вхождения его в социально-правовую среду и систему социальных связей. С другой стороны, процесс воспроизводства индивидом социальных связей за счет его активной деятельности, жизненной позиции и активного включения в социально-правовую среду и правовую жизнь. В результате подобных интеграционных процессов правовая культура конкретного человека трансформируется в своем положительном содержании в новый тип ментальности — правовую личность.

Формирование правовой личности зависит от уровня правовой культуры общества, от сложившихся традиций отношения к праву, от состояния нормативной правовой базы, институционной формы законотворчества, от правоприменительной и правоохранительной практики, от профессиональной компетентности юристов, от правопорядка. Особенно на правовую социализацию личности влияет компетентность правотворческой и профессиональной деятельности законодателя, юристов, всех правоохранительных и правоисполнительных органов.

Правовая социализация органически взаимодействует с реализацией права, олицетворяющего собой процесс апробации накопленных знаний, воспроизведение которых находит свое выражение в реализации права в качестве определенного уровня правовой культуры. В этом контексте правореализационный аспект выступает как практическая сторона правовой социализации, в рамках которой теоретические знания воплощаются в практической деятельности субъектов права.

Необходимым условием состоятельности правовой социализации являются правовые знания, выступающие важнейшим фактором правомерного поведения и правопорядка. Поэтому правовая социализация — это не только и не просто процесс усвоения индивидом правовых норм и ценностей, но и, прежде всего, процесс правопознания, на основе которого усваивается правовая действительность. Одной из важнейших целей правосоциализации является подготовка индивидов как субъектов права и правоотношений к социальной деятельности, основанной на правовой просвещенности и толерантности в условиях развития гражданского общества.

Правовая культура общества является стержневой основой формирования правовой активности и законопослушной личности, профилактики и преодоления социальных деформаций и правовых девиаций. Среди структурных элементов правовой культуры, наиболее эффективно воздействующих на правовую социализацию личности, следует выделить правосознание, правовые традиции, правовое воспитание, правовое поведение, правотворчество. Низкий уровень правовой культуры индивида и социальной общности является источником деформации правосознания и противоправного поведения личности. [4, с.40]

Известно, что одной из важнейших потребностей человека является стремление соотнести себя с определенной структурой социальных ценностей, норм и правил для оценки своего и чужого поведения. Только высокий уровень правовой культуры, достигаемый в результате успешного процесса правовой социализации, дает возможность индивиду эффективно ориентироваться в социально-правовом пространстве, осуществлять правомерный вариант своего поведения и ожидать определенных законопослушных вариантов деятельности от других членов общества.

С учетом этого можно назвать следующие элементы правовой социализации: наличие правовых ориентиров, правовых установок, жизненных планов и профессиональных намерений, степень правовой сознательности и дисциплинированности по отношению к правовому воспитанию и правовой социализации в целом, уровень развитости правовых знаний, юридических навыков, умений, разнообразие и глубина законных интересов, адекватное отношение к воздействиям правового воспитания, способность уважать нормы права и закон, способность критически, в соответствии с нормами морали и права, оценивать поступки окружающих — друзей, сверстников, одноклассников и других членов общества — вне зависимости от их правового статуса, самокритичность, наличие навыков правового анализа той или иной жизненной ситуации, внимательность, чуткое отношение к окружающим, способность к сопереживанию, умение самостоятельно принимать решения и преодолевать при этом возникающие трудности.

Достигнуть правовой социализации можно с помощью силы права, а также общественного мнения, которыми должны поощряться законопослушные, достойные граждане своего общества и привлекаться к юридической ответственности личности, допускающие противоправные действия.

Вместе с тем не надо забывать о том, что каждый человек имеет собственное представление об идеалах добра и справедливости, которое формируется, прежде всего, в семье, в процессе правового воспитания и образования. [1, с.95]

На эти представления не может не оказывать влияние правовая среда, в которой живет индивид, происходит его правовая социализация, включая социально-правовую идентификацию, в том числе обусловленную этническим происхождением, конфессиональной принадлежностью и т. д. Следовательно, население необходимо рассматривать не как пассивный объект воспитательных, просветительских усилий государства, а как партнера в формировании правового государства, обуздании коррупции и бюрократизма. С этой целью необходимо заинтересовывать, вовлекать в общественные инициативы широкие слои населения, побуждать к правовому поведению, побуждать к тому, чтобы граждане становились более сознательными и организованными, требовательными к себе, окружающим и власти.

 

Литература:

 

1.         Лебединская В. П. Положение и проблемы семьи в современной России //Международное научное издание «Современные фундаментальные и прикладные исследования. Учебный центр «Магистр». — № 4(7). — 2012. — С. 39–41.

2.         Бондарев A. C. Современные формы, средства и методы воспитания правовой культуры россиян: учебно-методическое пособие. Пермь, 2012. — 278с.

3.         Усимова И. П. Правовая социализация личности. — М., 2008. -188с.

4.         Лебединская В. П. О проблемах юридического образования //Международное научное издание «Современные фундаментальные и прикладные исследования. Учебный центр «Магистр». — № Специальный выпуск 2. — 2013. — С. 94–98.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle