Библиографическое описание:

Баранова Н. О., Зенкина Е. С. Совершенствование нормативно-правовой базы туризма как фактор формирования положительного образа страны (на примере Приморского края) // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 471-473.

В данной работе рассматриваются основные тенденции правового регулирования сферы туризма. При этом главное внимание уделено характеристике правового регулирования сохранения и популяризации культурно-исторического наследия.

Ключевые слова: туризм, культурно-историческое наследие, международно-правовые документы, государственное регулирование.

 

Туризм является наиболее популярным средством удовлетворения рекреационных потребностей. По доходам в международном масштабе туризм занимает третье место среди крупнейших экспортных отраслей в экономике. Россия располагает огромным потенциалом, как для развития внутреннего туризма, так и для въездного туризма. Индустрия туризма способна стать значимым сектором национальной экономики. Анализируя зарубежный опыт туристской деятельности, необходимо отметить, что развитие туристской отрасли будет возможно в том случае, если государственные структуры начнут проводить по отношению к ней протекционистскую политику.

Совершенствование нормативно-правовой базы Приморского края в целях сохранения и популяризации культурно-исторического наследия позволит достичь цели туризма, согласно федеральному закону № 132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», а именно на государственном уровне мотивировать сохранение объектов культуры, представляющих национальное достояние России, а также добиться воссоздания культурных традиций коренных племен и народов, живших на территории Приморского края (культуры Мохэ, Бохай) и сохранения культуры современных коренных народов.

Сравнение правового регулирования туристской деятельности Юга Приморского края с Санкт-Петербургом направлено на совершенствование нормативно-правовой базы туризма, соответствующей мировому опыту и правовой практике.

Актуальность анализа культурно-исторического потенциала заключается в необходимости доказательства того факта, что развитие туризма и туристской отрасли в целом зависит от наличия в стране/месте посещения туристов объектов культурно-исторического наследия.

Цель предпринятого нами сравнительного анализа состояла в выявлении особенностей правового регулирования сохранения, рационального использования и популяризации объектов культурно-исторического наследия в рамках формировании положительного образа России.

Объектом сравнительного анализа выступила правовая база, регулирующая сохранение культурно-исторического потенциала Санкт-Петербурга и Юга Приморского края.

Задачи исследования:

-          провести анализ международно-правовых документов, регулирующих туристскую деятельность и сохранение объектов культуры;

-          оценить современное состояние туристской отрасли на Юге Приморского края;

-          провести сравнительный анализ правового регулирования сохранения и популяризации культурно-исторического потенциала Санкт-Петербурга и Юга Приморского края.

Анализ правовых документов позволил констатировать тот факт, что сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия является одной из целей туризма.

Так, федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» гласит, что сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия является одной из целей туризма.[1]

Глобальный этический кодекс туризма, Хартия туризма и Кодекс туриста, а также Гаагская декларация по туризму тоже призывают к бережному отношению к памятникам культурно-исторического наследия.[2;3;4]

Анализ государственной программы «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы позволил выделить основные недостатки при характеристике России:

-          неблагоприятный имидж Российской Федерации;

-          недостаточная реклама объектов культурно-исторического наследия. [6]

Российская Федерация обладает огромным культурным потенциалом, но этот потенциал до сих пор используется не в полной мере. Согласно статистике государственной программы «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 гг., по состоянию на 1 января 2012 г. в хорошем и удовлетворительном состоянии находятся всего не более 35,7 % памятников истории и культуры, при этом восемь тысяч объектов культурного наследия (более 9 % от общего числа памятников архитектуры, истории и монументального искусства) имеют аварийное и руинированное состояние.

Данные статистики государственной программы «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 гг. представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Состояние памятников культуры и истории

 

Возвращаясь к исследуемой проблематике, необходимо отметить, что на Юге Приморского края туристская отрасль демонстрирует стабильное и динамичное развитие за последние несколько лет.

Приморский край занимает первое место в Дальневосточном Федеральном округе по уровню развития туристской инфраструктуры и концентрации культурно–исторических объектов. На Юге Приморского края сосредоточенны более двух тысяч памятников истории и культуры. Среди них — средневековые бохайские и чжурчжэньские городища, «парк мегалитов» в окрестностях Уссурийска, Палеодеревня в Партизанском районе, «Пограничная площадь» в городе Находка.[6]

Следует отметить, что через весь Приморский край протягивается Транссибирская железнодорожная магистраль с ответвлениями к государственной границе и к морскому побережью. В этой связи край служит опорным пунктом для транзитного проезда через его территорию туристов, что влечет за собой возможность предоставления им целого комплекса туристских услуг.

Таким образом, предпринимаются попытки сохранить отдельные объекты культурно-исторического наследия, но популяризация его оставляет желать лучшего, не смотря на отдельные попытки использовать культурно-историческое наследие в целях туризма силами заинтересованных граждан и организаций.

Юг Приморского края обладает богатым культурно-историческим наследием. А благодаря анализу развития туристской отрасли в Санкт-Петербурге можно подтвердить ранее выдвинутое предположение о том, что наличие и многообразие объектов культурно-исторического наследия оказывает благоприятное влияние на туристский спрос.

Но возникает вопрос, почему Приморский край не так популярен, как Санкт-Петербург? Дело только ли в расположении Санкт-Петербурга или в том, что Санкт-Петербург является второй столицей России. Нет, на наш взгляд, дело заключается в недостаточной проработке государственной политики Приморского края, по которой культурно-исторический потенциал не популяризован и отсутствуют мероприятия по формированию эффективной рекламной деятельности.

Проведенный нами сравнительный анализ законодательной базы Санкт-Петербурга и Юга Приморского края, позволил выделить нормативные документы, регулирующие развитие туристской отрасли и направленные на сохранение памятников культурно-исторического наследия.

Проанализировав содержание нормативных документов, регламентирующих развитие туризма в Санкт-Петербурге, мы пришли к выводу, что органы государственной власти Санкт-Петербурга осуществляют поддержку развития туризма в Санкт-Петербурге в следующих формах:

-          принятие нормативных правовых актов Санкт-Петербурга;

-          разработка и принятие целевых программ Санкт-Петербурга в сфере туризма;

-          мониторинг использования туристских ресурсов Санкт-Петербурга;

-          содействие международному сотрудничеству и сотрудничеству с субъектами Российской Федерации в области туризма;

-          создание организационных и экономических гарантий для реализации приоритетных направлений развития туризма в Санкт-Петербурге;

-          поддержка совершенствования кадровой политики в сфере туризма в Санкт-Петербурге;

-          информационное обеспечение сферы туризма в Санкт-Петербурге, в том числе организация распространения информации о туристских ресурсах Санкт-Петербурга;

-          привлечение инвестиций в сферу туристской индустрии;

-          налоговое регулирование деятельности в сфере туризма в Санкт-Петербурге. [8]

Сохранение и популяризация объектов культурно-исторического наследия является главной задачей при формировании положительного образа России.

Таким образом, для дальнейшего стимулирования туризма на Юге Приморского края необходимо обеспечить сохранение и популяризацию объектов культурно-исторического наследия, усовершенствовав законодательную базу на примере Санкт-Петербурга.

Юг Приморского края обладает богатым культурно-историческим потенциалом, в рамках сохранения культурно-исторического наследия гражданами предпринимаются отдельные инициативы, но их не достаточно со стороны государства, не смотря на существующую правовую базу, так как отсутствуют конкретные мероприятия.

Санкт-Петербург является городом, культурно-историческое наследие которого широко известно на международном уровне. Данный факт демонстрирует значимость продуманного правового регулирования туристской отрасли, в частности направленное на сохранение и популяризацию объектов культурно-исторического наследия.

 

Литература:

 

1.         Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»;

2.         Глобальный этический кодекс туризма, статья 4;

3.         Хартия туризма и Кодекс туриста от 22 сентября 1985 г. Статья 6.1;

4.         Гаагская декларация по туризму, от 14 апреля 1989 года;

5.         Государственная программа «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 гг.;

6.         Государственная программа Приморского края «Развитие туризма в Приморском крае» на 2013–2017 годы;

7.         Государственная программа «Развитие Санкт-Петербурга как туристского центра» на 2011–2016 годы;

8.         Закон Санкт-Петербурга от 09.07.2003 N 409–52 «О поддержке Санкт-Петербургом развития туризма в Санкт-Петербурге», статья 3.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle