Библиографическое описание:

Геращенко В. А. Контрабанда как угроза национальной безопасности России // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 478-481.

В статье рассматривается проблема контрабанды, как угроза национальной безопасности Российской Федерации. Проводится анализ факторов, способствующих развитию этого процесса, а также его влияния на основные сферы жизнедеятельности современного российского общества. Особое внимание уделяется рассмотрению эффективности деятельности таможенных органов по противодействию контрабанде.

Ключевые слова:контрабанда, угроза безопасности, таможня, таможенные органы.

The article deals with the problem of smuggling, as a threat to the national security of the Russian Federation. The analysis of the factors contributing to the development of this process, its impact on the major spheres of contemporary Russian society as well as. Particular attention is paid to the efficiency of the customs authorities to combat smuggling.

Keywords:smuggling, security threat, the customs, the customs authorities.

 

Российское общество находится на сложном этапе своего развития. Все сферы общественной жизни подвержены изменениям, в том числе и система национальной безопасности. Динамика социально-политических процессов обычно приводит к возникновению новых угроз национальной безопасности России. На сегодняшнем этапе развития Российского государства борьба с контрабандой выходит на первый план. На протяжении нескольких лет в России говорят о контрабанде и борьбе с ней, но на сегодняшний день смело можно сказать что ситуация приобрела новые измерения.

Контрабандная деятельность и ее последствия пронизывают все сферы общественной жизни. Они сугубо влияют на экономику, политику, социальные отношения, а также разрушают общественные идеалы. Постоянно раздаются громкие заявления о задержании «астрономических» объемов незаконно ввезенных в Россию одежды, обуви, бытовой техники, различных запрещенных к гражданскому обороту товаров. Следовательно, необходимо изучить сущность и особенности контрабандной деятельности, а также выявить факторы, влияющие на контрабанду.

Контрабанда появилась с момента появления государственных и таможенных границ. В настоящее время принято считать, что контрабанда существует практически во всех государствах. Контрабанда − ввоз либо вывоз товаров и иных материальных средств с нарушением установленных государством правил. Нарушения приводят к разрушению основных институтов, систем общества и государства. Органы таможенного контроля свидетельствуют о том, что на современном этапе развития основными предметами вывоза являются: древесина, антиквариат, морепродукты, медикаменты, оружие и боеприпасы российского производства, а также цветные металлы и энергоресурсы. Что касается ввоза предметов, то к ним относятся: наркотики, алкогольные напитки и табачные изделия, автомобили, оружие, взрывчатые вещества, боеприпасы и другие товары широкого пользования. [2]

На активность контрабандной деятельности влияют внутренние и внешние факторы. К внешним факторам, которые представляют угрозу национальной безопасности Российской Федерации и способствуют контрабанде, относятся:

-        потеря традиционных рынков сбыта военной и машиностроительной продукции, а также преобладание сырьевых товаров в российском экспорте;

-        зависимость России от импорта различных видов продовольственных товаров;

-        не замкнутость таможенной границы, а также недостаточный экспортный и валютный контроль;

-        неразвитость организационной, финансовой и информационной инфраструктуры поддержки конкурентоспособности российского экспорта и рационализации структуры импорта.

К внутренним факторам, представляющим угрозу национальной безопасности и способствующим контрабанде, относятся:

-        низкая конкурентоспособность национальной экономики, вызванная отсталостью технологической базы большинства отраслей;

-        вытеснение отечественных товаропроизводителей с внутреннего рынка зарубежными фирмами;

-        несовершенство правового законодательства, низкая правовая, договорная и финансовая дисциплина многих экономических субъектов на рынках России;

-        коррупция в области управления экономикой, сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов, незаконный перевод финансовых средств за границу.

Контрабандная деятельность в России имеет ряд характерных особенностей. К одной из них относится социально−географическая. Российская Федерация занимает огромное пространство, поэтому она не может находиться вне различных мировых процессов. Протяженность границ Российской Федерации составляет 60 тысяч 932,8 километров. Более того, Россия граничит с 16 государствами. Но, к сожалению, почти 14 тысяч километров границ не оборудованы в инженерном отношении, а 400 пунктов пропуска не способны качественно осуществлять контроль и оформление транспортных средств, товаров и людей. Как известно, существует 89 субъектов Российской Федерации, 45 из которых являются приграничными. В них проживает 43,1 % населения, а занимают они 76,6 % территории России. Заниматься контрабандной деятельностью часть населения этих регионов вынуждает трудное социально-экономическое положение. Следует добавить, что 24 субъекта Российской Федерации впервые оказались в положении приграничных. От населения в 47,4 миллионов человек трудно ожидать моментального осознания указанного события. Потребуется довольно много времени, чтобы приграничное население осознало свой статус, во многом ограничивающий права граждан. Следовательно, можно увидеть объективную закономерность существования контрабанды в приграничных районах.

Другая особенность социально−экономическая. Радикальные изменения в социальной, экономической, политической и других сферах нашего государства одновременно происходили наряду с существенными изменениями в соседних государствах. Когда в России был экономический кризис и социальная нестабильность, соседние государства воспользовались этой ситуацией для решения своих национальных задач. В эти страны из России поступали огромные масштабы контрабанды сырьевых источников, таких как нефть, газ, лес, морепродукты.

Среди тенденций контрабандной деятельности на современном этапе следует отметить:

-        стремление преступных элементов завладеть контролем над объектами государственного сектора экономики;

-        тесное взаимодействие международных и российских мафиозных структур;

-        активизация деятельности международной организованной преступности, занятой в сферах наркобизнеса, незаконного оборота через границу оружия и боеприпасов;

-        появление нового вида контрабандного товара — людей, что ведет к увеличению потоков незаконной иммиграции граждан третьих стран через территорию России. [2]

В жизни российского общества такое явление как контрабанда достаточно известное. Можно смело сказать, что борьба с контрабандой всегда являлась государственным делом. Поэтому государство и таможенные органы используют различные методы по борьбе с таможенными преступлениями. Таможенные органы Российской Федерации осуществляют правоохранительную деятельность, направленную на защиту экономической безопасности государства.

Процесс осуществления таможенной политики и борьбы с контрабандой можно разделить на две группы целей: экономические и правоохранительные. Экономические цели таможенной деятельности связанны с осуществлением фискальной и регулятивной функцией таможенного дела. Фискальная функция направлена на пополнение доходной части государственного бюджета за счет взимания пошлин, сборов и налогов. Регулятивная (протекционистская) функция защищает отечественный рынок за счет установления таможенных тарифов, запретов, ограничений. Можно добавить, что она призвана обеспечивать привлечение иностранных инвестиций и развивать национальную экономику. Правоохранительные цели направлены на обеспечение безопасности страны, на охрану окружающей природной среды, животных и растений.

В России 130 таможен, в каждой из которых существуют отделы: оперативно-розыскной, по борьбе с особо опасными видами контрабанды, по борьбе с контрабандой наркотиков. Значительно повышается роль и значение оперативно-розыскной деятельности как инструмента борьбы с контрабандой в условиях либерализации внешней торговли. В настоящее время было выявлено более 70 % таможенных преступлений в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности. Обычно она направлена на раскрытие контрабанды и уклонение от уплаты таможенных платежей. Благодаря оперативным материалам правоохранительных подразделений за 9 месяцев 2005 года ФТС России выявила 1480 преступлений. Это примерно на 34 % больше, если сравнивать с 2004 годом. При этом в результате оперативно-розыскных мероприятий было изъято имущества и материальных ценностей на сумму более 2 миллиардов рублей, что превышает аналогичный показатель 2004 года более чем в два раза. [2]

Для того чтобы пресекать контрабанду через таможенную границу России правоохранительные подразделения проводят специальные операции и оперативно-розыскные мероприятия. Правоохранительная деятельность органов наркоконтроля, в соответствии с поставленными целями, сконцентрирована, прежде всего, на борьбе с организованными формами наркопреступности. Операция под названием «контролируемая поставка» является самым эффективным среди оперативно-розыскных мероприятий по выявлению и пресечению каналов контрабанды наркотиков. Таможенные органы организовали и провели 56 «контролируемых поставок» международного и межрегионального уровня, в результате которых изъяли 350 килограммов наркотиков, а также задержали членов преступных группировок. Высокий уровень наркотизации общества продолжает представлять прямую угрозу национальной безопасности страны. В 2014 году всеми правоохранительными органами страны было пресечено в общей сложности 63 081 преступление в сфере незаконного оборота наркотиков, что на 6,2 % больше, чем за прошлый год, в том числе органами наркоконтроля — 35,2 %, или 22 201 преступление.

За последние 20 лет в России появился и активно расширяется новый вид контрабанды — контрабанда диких животных и растений, особенно редких и исчезающих видов, включенных в Красную книгу России.

С каждым годом потоки контрабанды образцов дикой природы увеличиваются. На российских таможнях не прекращаются факты задержания растений и диких животных. Расхищение данной категории биоресурсов стало достигать значительных масштабов, что создает возрастающую угрозу для экономической безопасности Российской Федерации.

Ежегодно из России без надлежащего таможенного оформления уходит большое количество морских биоресурсов. Эта проблема характерна для Дальневосточного региона. Так, согласно статистическим данным, только одного кальмара в первом полугодии 2005 года с территории России вывезли больше на 34 600 %, чем за аналогичный период 2004 года. В действительности же под видом кальмара, который экспортируется беспошлинно, вывозится другой товар: возможно, краб либо гребешок.

По закону, прежде чем отправляться за границу после вылова биоресурсов, судно обязано вернуться в российский порт и пройти таможенное оформление. Существует незаконный способ перегрузки выловленных биоресурсов с судна на судно прямо в открытом море. В 2007 году таможенными органами Дальневосточного региона было пресечено 74 факта нарушений таможенных правил при перемещении через границу России биоресурсов. С 2004 по 2007 год количество задержанных партий «живого товара» выросло почти вдвое, исчисляясь сотнями.

Проблема незаконного вывоза леса является очень актуальной на сегодняшний день, ведь лес − это один из самых криминогенных товаров. Именно Россия является одним из ведущих мировых производителей и экспортеров леса и лесоматериалов. Большая часть лесной продукции вывозится за рубеж с нарушениями законодательства, что наносит огромный ущерб бюджету страны и экологической безопасности России. Все это происходит из-за того, что таможенная служба не может учитывать объемы вывозимого леса, потому что на данный момент для этого не разработано специальных методик. В пункте пропуска таможенным органам представляются сопроводительные документы на лес, и они вынуждены соглашаться с тем, что в них указано. По данным ФТС России, только за 2010−2011 годы были выявлены факты незаконного перемещения леса и лесоматериалов на сумму более 172 миллионов долларов.

Каждое государство стремится обеспечивать сохранность ценностей национальной культуры. В настоящее время исследование проблемы контрабанды культурных ценностей приобретает особо значимый характер. Задача таможенных органов состоит в том, чтобы пресекать контрабанду культурных ценностей, ведь в результате этих преступных действий Россия теряет уникальные произведения искусства, которые являются национальной гордостью нашей страны. К основным объектам контрабанды культурных ценностей относятся иконы, рукописные и редкие книги, произведения изобразительного искусства, а также предметы религиозного культа и декоративно-прикладного искусства. За последнее десятилетие таможенными органами было пресечено незаконное перемещение через границу более 90 тысяч предметов культурных ценностей, а также было возбуждено 174 дела об административных правонарушениях и 96 дел по статье «контрабанда». [5]

Увеличение потоков незаконной иммиграции граждан третьих стран через территорию Российской Федерации в последнее время представляет серьезную угрозу национальной безопасности России. Эту проблему обычно называют проблемой «контрабандных людей». По различным данным, в настоящее время в России находится от 500 до 1,5 миллионов лиц без гражданства и иностранных граждан, проживающих незаконно.

В настоящее время существует устойчивая тенденция к возрастанию количества иностранцев, въезжающих на территорию России. Все более заметное влияние на экономическую, демографическую и социально-политическую обстановку в стране оказывает незаконная миграция и связанные с ней процессы. В 2010 году по оценкам экспертов, в различных отраслях промышленности, в строительстве, в сельском хозяйстве и коммерческой сфере было занято от 3 до 5 миллионов нелегальных иностранных рабочих из Грузии, Армении, Китая, Вьетнама, Украины и Молдавии.

Можно смело утверждать, что отдельные районы России наполняются неквалифицированной рабочей силой из соседних стран именно из-за неконтролируемой иммиграции. В свою очередь, иммигранты, находясь на территории России, пользуются общественным продуктом, но при этом не участвуют в экономической жизни Российской Федерации.

Многие иммигранты чувствуют безответственность и безнаказанность за пересечение государственной границы. Это позволяет им заниматься незаконной коммерческой деятельностью, включая торговлю наркотиками, оружием и боеприпасами, что представляет огромную угрозу для экономической безопасности Российской Федерации.

Федеральная служба безопасности России и входящие в ее состав органы пограничного контроля стали участниками противодействия незаконной миграции. Результаты служебно-боевой деятельности ФСБ показали, что за последние 10 лет в несколько раз возросло количество задержанных на границе России незаконных мигрантов.

Необходимо развитие инфраструктуры таможенных пропускных пунктов для повышения эффективности борьбы с контрабандой. С 1993 по 2004 годы на различных участках границы были построены 186 автомобильных пунктов пропуска, и сейчас особое значение приобретает оснащение их современным оборудованием. Только в 2005 году в действие было введено 140 комплектов новых технических средств контроля. В их числе системы «Взгляд», предназначенные для визуального обследования труднодоступных мест, и «Ватсон», которые используются для рентгеновского сканирования скрытых полостей.

Во всех регионах России таможенное оформление начали проводить с помощью электронного декларирования. Электронная форма декларирования подходит для автомобильного, трубопроводного и железнодорожного видов транспорта. Достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования в настоящее время имеют 74 таможенных органа, и число их растет с каждым днем. Более 15 тысяч грузовых таможенных деклараций было оформлено с применением электронной формы декларирования. Внедрение электронного декларирования привело к ускорению таможенного оформления.

Перспективной задачей является оборудование международных транспортных узлов современными инспекционно-досмотровыми комплексами, которые позволяют в течение 5 минут без вскрытия и разгрузки транспортных средств обнаружить запрещенные к перевозке документы. С помощью таких комплексов таможенник в течение нескольких секунд сможет увидеть содержимое контейнера или транспортного средства, что очень важно как с точки зрения борьбы с контрабандой и терроризмом, так и с точки зрения ускорения прохождения границы. [5]

Проблема контрабандной деятельности уже давно стала одной из острейших не только для России, но и для многих развитых стран мира. Нелегальная миграция, незаконный оборот наркотических средств и оружия, вывоз валюты и сырьевых источников, нелегальный ввоз различного рода товаров и другие таможенные преступления в последние годы в России имеют тенденцию к росту и превращаются в большую общенациональную проблему, которую смело можно отнести к категории реальных угроз национальной безопасности Российской Федерации.

Защита национальных интересов в таможенном пространстве страны должна предусматривать осуществление экономических, политических, военных, административных, правовых, социальных, природоохранных, пограничных и иных мер по выявлению и предупреждению угроз национальной безопасности России.

В результате исследования можно сделать вывод, что угрозы экономическим интересам и национальной безопасности Российской Федерации, исходящие от контрабандной деятельности, настоятельно требуют повышения эффективности государственной таможенной политики и оптимизации деятельности государственных органов в борьбе с контрабандой.

 

Литература:

 

1.                  Коник Н. В. Таможенное дело: учебное пособие / Н. В. Коник, Е. В. Невешкина.— М.: Издательство «Омега-Л», 2012.

2.                  Герасимов И. А. Контрабанда как угроза национальной безопасности России: проблемы противодействия /И. А. Герасимов.— М.: Проблемы местного самоуправления, 2006.

3.                  Александрова И. С., Витвицкая С. С., Витвицкий А. Д. Таможенные преступления, СПБ, 2003г.

4.                  Кисловский Ю. Г. Контрабанда: история и современность, 1996.

5.                  Государственный контроль таможенными органами в пунктах пропуска: учебное пособие для вузов / П. Н. Афонин, Санкт-Петербург.— М: Троицкий мост, 2014.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle