Библиографическое описание:

Куличенко А. И., Сердцева О. А., Шпакова А. Е., Мамченко Т. В. Научно-исследовательская работа как фактор формирования профессиональной компетентности студентов средних профессиональных учебных учреждений // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 567-569.

В статье рассмотрена организация научно-исследовательская деятельность студентов, которая способствует личностной самореализации, развивает творческое мышление, помогает организовать свою деятельность.

 

Перед каждым образовательным учреждением профессионального образования встала насущная задача корректировки образовательных программ в соответствии с индивидуальными запросами личности и требованиями рынка труда. Есть понимание того, что логика организации образовательного процесса должна способность развитию таких компетенций, как способность человека анализировать свой профессиональный уровень, осваивать новые профессиональные знания и навыки в соответствии с меняющимися требованиями, умение проектировать свою карьеру, работать с информацией и организовывать профессиональное общение и взаимодействие со всеми субъектами образовательного сообщества.

Исследовательская деятельность студентов под руководством преподавателей способствует личностной самореализации, развивает творческое мышление, помогает организовать свою деятельность.

Научно-исследовательская работа студентов организуется в форме:

-        самостоятельной поисковой работы;

-        исследований в период учебной и преддипломной практик;

-        курсового и дипломного проектирования;

-        проблемного обучения на учебных занятиях (изучение, исследование конкретной проблемы);

-        мини-исследований новинок в различных областях;

-        семинаров-презентаций;

-        уроков-конкурсов;

-        экспериментальных работ.

Чтобы научно-исследовательская работа студентов стала эффективной, необходимо использовать системный подход в ее организации и проведении, а также формировать исследовательскую культуру студентов. Системный подход определяет и учитывает условия выработки у студентов активной потребности в знаниях, профессиональную готовность преподавателей к инновациям в преподавательской деятельности и последовательному осуществлению исследовательской работы [2].

Исследовательские проекты предполагают максимальную степень свободы обучающихся. Они не имеют определённой и проработанной структуры. Преподаватель и мастер производственного обучения определяет лишь общие параметры проекта и указывает оптимальные пути решения поставленных задач. Исследовательский метод — это путь к знанию через собственный творческий исследовательский путь. Его основные составляющие — выявление проблем, выработка и постановка гипотез наблюдения, опыта, эксперимента. Исследование начинается обычно с выявления проблемы, постановки вопросов, выработки гипотез [3].

Общая схема исследовательского проекта, состоит из следующих пунктов:

-        анализ проблемы;

-        постановка цели;

-        выбор средств её достижения;

-        описание поэтапного достижения поставленной цели;

-        оценка полученных результатов и выводов.

Проблемой является любая теоретическая или практическая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения. Чтобы устранить проблему, требуются действия. В первую очередь это действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Поиск проблем — дело непростое. Реальный процесс творчества — это всегда попытка сделать шаг в неизведанное. Продукт творческого исследования во многом непредсказуем, он не может быть просто выведен из начальных условий. Обычно в исследовании осознание цели происходит параллельно с её достижением по мере решения проблемы. Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества обучающихся остаётся одной из актуальных задач в связи с введением ФГОС нового поколения [3].

Формулируя, открывая, интегрируя вновь открывающиеся возможности, обучающийся одновременно конкретизирует и видоизменяет стоящую перед ним вначале проблему. Прежде чем, что-то делать, обучающийся чётко, определяет цель, составляет план действий (алгоритм действий). Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения, т. е. развёртывается следующая фаза мыслительного процесса — решение проблемы посредством умственной деятельности, протекающей в форме выдвижения догадок или гипотез. Новое знание впервые осознаётся в форме гипотезы. Одной из необходимых компетенций является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность, гибкость мышления, продуктивность, а также такие личные качества как решительность и смелость. Обучающийся часто высказывает самые разные гипотезы по поводу того, что видит, слышит, чувствует. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблем. Затем эти гипотезы в ходе исследования подвергаются проверке матером производственного обучения. Гипотезы дают обучающимся возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны. В исследовательском проекте даётся анализ и видение будущей профессии. Для примера рассмотрим несколько методов, в ходе которых формулируются гипотезы, ставится цель и задачи. На уроках теоретического обучения и учебной практики применяются следующие методы обучения: иллюстративный метод, репродуктивный метод, эвристический метод, альтернативный метод. Рассмотрим каждый метод.

1.         Иллюстративный метод включает демонстрацию учебных плакатов или инструкционных карт, применение информационно-коммуникационных технологии. Объяснительно-иллюстрированный урок — такой урок может быть чрезвычайно ярким. На занятиях используются профессиональные компьтеры в качестве технического средства обучения. Материал демонстрируется с помощью программы Power Point. Демонстрационные материалы подготавливают студенты самостоятельно [1].

2.         Репродуктивный метод обеспечивает усвоение действий, формирует умения и навыки. В процессе обучения данным методом развивается механическая память, а следовательно, не развивается творческое мышление.

3.         Эвристический метод (частично — поисковый) — способствует решению поставленной проблемы самостоятельно. Применение данного метода предполагает самый высокий уровень профессиональной компетенции творческого развития личности и является основным видом проблемного обучения.

4.         Альтернативный подход. На завершающей стадии необходимо проанализировать полученный результат: ещё раз пройти тот же путь, закрепив полученные навыки, необходимые для решения подобных задач. Проблемный метод позволяет более полно использовать информационный материал в электронной форме. Таким образом, именно применение информационных технологий позволяет преподавателю сделать процесс обучения более индивидуальным, и дифференцированным, учитывать возможности, способности и уровень каждого обучающегося [1].

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что заниматься научно- исследовательской работой со студентами необходимо. Даже если преподаватели при подготовке студентов учтут все аспекты требований рынка, то информация очень быстро становится не современной, в том числе и та, что стала базовой, когда мы обучали наших студентов. И если мы не научим их обучаться самостоятельно, быть пытливыми и любознательными исследователями, то они всю оставшуюся жизнь будут работать с использованием устаревшей информации, что не допустимо. Таким образом, одной из центральных целей педагогической деятельности образовательных учреждений должно стать развитие мотивации у студентов к самостоятельному познанию и творчеству. Важно заложить у студентов не только профессионально — предметную подготовленность по специальности, но и основу всех направлений профессиональной компетентности в будущем, что в полной мере может быть реализовано при занятии со студентами научно-исследовательской работой.

 

Литература:

 

1.         Кузина О. Е. Использование информационных технологий в преподавании филологических дисциплин. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-427556.html?page=3

2.         Садчикова И. В. Связь среднего профессионального образования с практикой и научными исследованиями. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lib-urtk.narod.ru/teoria/vip2_ch2/sadcikova-2.doc

3.         Применение проектной технологии для организации внеаудиторной, исследовательской работы студентов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.uspolitech.ru/metod_kopilka/primenenie_proektnoj_tekhnologii_dlja_organizacii_.doc

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle