Библиографическое описание:

Федосеева О. Ю. Сущностные характеристики духовно-нравственного воспитания младших школьников // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 619-622.

С точки зрения аксиологического (В. А. Караковский, А. В. Кирьякова, И. А. Соловцова, Н. Е. Щуркова, Е. А. Ямбург) и антропологического подходов (Ш. А. Амонашвили, В. Б. Куликов, В. И. Маскакова) базовыми, сущностными характеристиками личности являются духовность и нравственность.

О. А. Воронова рассмотрев основные подходы в научной литературе к дефиниции «духовность», отмечает широту взглядов, что позволяет «духовность» рассматривать как качество личности (добродетельность, благонравие, порядочность, терпимость, чуткость, внимательность); как состояние души, внутренний мир человека, состояние его «Я» (высокий дух, душевность, волнения души, душевные болезни); как движение души, устремленность человека к возвышенным целям (А. Адлер), к свободе; как «творческий акт» (Н. Бердяев); как направление мировоззрения; как приверженность к религиозному (стихи, музыка, учебные заведения): как вид деятельности (М. С. Каган); как динамическое личностное образование, в структуру которого входит внутренние качества личности — ценностные и смысложизненные ориентации, и внешние, проявляющиеся во взаимодействии с другими людьми — эмпатия, стремление к самоактуаизации, положительное отношение к другому (О. Е. Шматько). [4]

Мы считаем, что «духовность» — это интегральная характеристика личности человека, которая характеризуется активным стремлением к оптимизации условий сосуществования и совместного бытия с Другими людьми, связанную со становлением и накоплением духовного опыта личности.

Духовное воспитание может рассматриваться как феномен, определяющий становление смысложизненной позиции человека в мире, выявление и реализацию его человеческой сущности, и имеющий в связи с этим специфические содержательные характеристики. Духовное воспитание является базой для воспитания качеств, составляющих принадлежность человека как психофизического и социального существа, и определяет особенности организации целостного воспитательного процесса. [9]

Нам близка точка зрения В. Т. Чепикова, который утверждает, что нравственность — это целостная интегративная совокупность нравственных качеств как психологических образований моральной сферы личности, определяющий характер нравственных отношений, направленность поведения и деятельности [11]

С этой точки зрения, поведение выступает как внешний обобщенный показатель уровня сформированности нравственности, т. е. в поведении отражаются сформированные нравственные качества, которые проявляются ценностном отношении к общению, деятельности, Другим людям.

Нравственное воспитание включает в себя выработку нравственного сознания, чувств, поведения. Формирование нравственного сознания подразумевает усвоение понятий и представлений, являющихся нравственными знаниями, которые присваиваются личностью в процессе деятельности и общения (О. С. Богданова, Н. И. Болдырев, И. Ф. Марьенко, И.Ф, Харламов и др.). Ассимиляция нравственных понятий и представлений ведет к возникновению нравственных чувств, которые со своей стороны способствуют более глубокому усвоению нравственных знаний (Л. И. Божович, М. Т. Яновская и др.). Сознание личности становится эмоционально отзывчивым, а понятие — персонально принятым. Конечной целью формирования нравственного сознания и чувств считается способность сделать нравственно верный выбор в ситуации (О. С. Богданова, И. С. Марьенко и др.) [3]

Важно отметить, что мораль и нравственность — понятия различные. Мораль является внешним регулятором поведения, предъявляемые социальными стратами, а нравственность — индивидуальным регулятором.

Соглашаясь с выводами исследований О. А. Вороновой, И. А. Соловцовой, отметим, что духовность содержит в себе культурологическую составляющую определенной социальной группы (семья, коллектив, общество, нация), характерные особенности которой влияют на становление и развитие конкретного члена данной группы. Духовные убеждения, взгляды и мировоззрение становятся прочным базисом для становления нравственной сферы личности человека, которая проявляется в нравственных чувствах, облике и поведении. Такое предположение позволяет судить об определенном уровне сформированности внутренней позиции личности, выражающееся в совокупности отношений человека к конкретным объектам, явлениям, Другим людям, их деятельности, а также к своим поступкам и результатам деятельности.

Важным считаем отметить, что младших школьный возраст характеризуется учебной деятельностью, повышенной регламентацией действий со стороны педагогов и родителей, более организованной и самостоятельной активностью в коллективе. Данные особенности жизнедеятельности младшего школьного возраста предполагают ситуативный и диалогический характер воспитательного процесса. В данной связи основными новообразованиями в духовно-нравственной сфере личности младшего школьника становятся:

1.                  Взаимодействие с Другими, принятие правил коллектива, принятие факта существования иного мнения и отношения к объектам, явлениям и событиям;

2.                  Способность проявлять собственное отношение к Другим людям, явлениям и событиям, собственной личности и деятельности, а также различать внешние признаки и действия и подлинное отношение Другого человека к объектам, деятельности и Другим людям.

3.                  Самостоятельность младших школьников, которая проявляется в умении контролировать свои действия, нести за них отвественность, оценивать результаты в данных действиях в конкретных ситуациях, в том числе и конфликтных.

Л. А. Серикова утверждает, что современные исследователи считают духовность и нравственность категориями одного смыслового поля и видят различный характер взаимосвязи, основанный на признании:

-        Духовности характеристикой ценностно-смысловой сферы сознания, нравственности — регулятором социальных отношений;

-        Духовности — характеристикой сознания, гармонизирующий внутренний мир человека, нравственности — внутренним законом человека, индивидуальной формой морали;

-        Духовности как показателя ценностной структуры личности, нравственности как совпадения внутренних мотивов с общечеловеческими и социальными ценностями;

-        Нравственности как продукта духовного развития;

-        Соотнесенности нравственности и духовности с различными уровнями осознания жизни и мироотношения. [8]

Н. М. Борытко, анализируя различные подходы к определению категории «воспитание», подчеркивает, что большинство авторов одновременно рассматривают его в трех аспектах (социальное явление, процесс и деятельность), отражающих три аспекта духовного бытия человека: его социокультурное (выбор и осуществление культуросообразного способа жизни и поведения), индивидуальное (самостановление субъектом культурного процесса) и сопричастное бытие вместе со значимыми Другими. В этических учениях этим трем аспектам соответствует мораль, нравственность и духовность. [2]

Наиболее важным следует отметить, что воспитание и развитие нравственности в младшем школьном возрасте является ведущим аспектом воспитания, т. к. в данный период происходит активное усвоение и присвоение этических норм, правил поведения на фоне регламентации действий со стороны педагогов и родителей.

Следует рассмотреть следующие понятия, составляющие категорию «духовно-нравственное воспитание»: ценностные ориентации, ценностное отношение, ценности.

Если говорить о понятии «ценностное отношение», то оно может рассматриваться как взаимосвязь субъекта с объектом, осуществляемая на субъективно-эмоциональном уровне; как ценностная позиция личности, проявляемая в ситуации свободного выбора. Эмоциональность природы ценностного отношения определяет его динамичность, подвижность и возможность воспитания. Выделенные характеристики позволяют полагать, что механизмом формирования ценностного отношения является воздействие на эмоциональную сферу ребенка через обогащение опыта моральных переживаний, включение младшего школьника в позитивную социальную практику. [10]

Система ценностных отношений, по мнению Л. П. Разбегаевой, является ядром ценностного сознания. Необходимость формирования ценностных отношений определяется их духовно-практической значимостью, возможностью утверждения истинных человеческих достоинств в процессе становления и развития личности. [7]

Говоря об определении понятия «ценность» обратимся к исследованию Д. А. Леонтьева, который верно отмечает, что понятие ценности относится к числу междисциплинарных, причем понимаемых по-разному не только в разных дисциплинах (философии, социологии, психологии, экономике и др.), но и внутри каждой из них. Систематизировать эти различия можно, выделив 6 развилок в построении понятия ценности:

-        ценность может выступать как объект или как атрибут объекта, соответственно, объект может быть ценностью или иметь ценность;

-        ценностью могут быть любые объекты, обладающие какой-либо полезностью (экономический, или утилитаристский взгляд) или объекты особого рода, обладающие особым статусом;

-        ценности являются индивидуальными или надындивидуальными образованиями (эти две трактовки не обязательно должны исключать друг друга);

-        признание надындивидуальной природы ценностей ставит вопрос о том, онтологизируются ли они как трансцендентные сущности или социологизируются как порождение социальных общностей;

-        признание индивидуальной формы существования ценностей ставит вопрос о том, являются ли они лишь структурами сознания (представлений) или личности и мотивации. Эта дихотомия проявляется, в частности, в терминологическом разведении ценностей и ценностных ориентаций;

-        социальная трактовка ценностей ставит вопрос об их понимании как эталонов (конкретных норм и стандартов) или идеалов (векторов, задающих направление, но не конкретные цели действий).

Д. А. Леонтьев отмечает, что рассмотрение понятия ценности в пространстве этих шести развилок приводит к неизбежности понимания ценности в единстве трех форм ее существования, постоянно переходящих друг в друга (строго говоря, именно трансформация ценности из одной формы в другую является способом ее бытия): общественные идеалы, предметно воплощенные ценности, личностные ценности. [6]

Ценностные ориентации, по сути, являются конкретизацией ценностей, воплощаясь в достаточно четкие показатели, и представляют собой сложное образование, несут в себе регулирующую функцию поведения Они представляют собой форму свободного выбора включения общечеловеческих и социальных ценностей в собственную деятельность личности.

Духовно-нравственное воспитание является одним из аспектов воспитания и направлено на усвоение и присвоение высших духовных и нравственных ценностей подрастающего поколения и руководство ими в действиях, поступках и поведениях. Воспитание является сложной и многоуровневой системой и существует как иерархия воспитательных систем. Духовно-нравственное воспитание является одним из видов воспитательных систем и относится к частичным воспитательным системам, которые обеспечивают формирование отдельных сторон целостной личности. Такая система не может быть организована вне целостных педагогических систем. В качестве целостных педагогических систем могут выступать коллектив учащихся, образовательное учреждение и семья. Так как воспитательный процесс многогранен, то духовно-нравственное воспитание как одна из его граней находиться в органической взаимосвязи и взаимопроникновении с другими аспектами этого процесса, также функционирующие как частичные системы. [1]

М. А. Дьячкова подчеркивает, что духовно-нравственное воспитание как феномен имеет все признаки системы. Структурными компонентами духовно-нравственного воспитания как системы являются цель и задачи; содержание; взаимодействие участников воспитательного процесса; управление; средства, формы, методы и технологии воспитания. [5]

В качестве основного понятия мы понимаем следующее определение духовно-нравственного воспитания младших школьников — это процесс приобщения, усвоения и присвоение детьми младшего школьного возраста к приоритетным ценностям современного культурного общества России с целью выработки ценностного отношения к объектам, явлениям, событиям, Другим людям и их деятельности, которому присуще диалогичность и ситуативность.

Итак, сущностными характеристиками духовно-нравственного воспитания являются следующее. Опыт нравственного поведения состоит из цепи нравственных поступков, которые проявляются в ежедневных жизненных ситуациях в связи с чем использование этих ситуаций способствует формированию ценностных отношений к окружающему миру, его объектам и явлениям. Духовный опыт младшего школьника — это совокупность личностно-смысловых образований, в которых отражены пережитые, осознанные личностью знания, представленные в форме отношений и эмоциональных состояний. Приоритетной системой ценностей является та, которая соответствует определенному социальному страту, но не противоречит системе общечеловеческих ценностей. С этой точки зрения, духовно-нравственное воспитание не должно быть подменено на религиозное. Приобщение к ценностям происходит через введение младшего школьника в культуру через диалог. Этот процесс подразумевает проживание и осознания младшими школьниками бытия, сущности культуры, обретение духовно-нравственных смыслов и ценностей. Не только диалог и дискуссии, но и проблемные ситуации ценностного выбора должны быть использованы в духовно-нравственном воспитании как основные методы данного процесса, с целью создания условий для рефлексии эмоциональных (внутренних) переживаний. Воспитательный процесс, направленные на присвоение, усвоение и освоения системы ценностей, отражающей целостную картину мира. Духовность присущая человеку должна регулироваться нравственным сознанием. Духовно-нравственное воспитание не является самостоятельным направлением воспитательной работы и не является самостоятельной воспитательной системой, оно является частью воспитательной деятельности и воспитательной подсистемой.

 

Литература:

 

1.      Адамова, А. Г. Сущность духовно-нравственного воспитания учащихся в контексте системного подхода [Текст] // Вестник Университета Российской академии образования — 2008.-№ 1. — С.26–27

2.      Борытко, Н. М. Духовно-нравственное воспитание: этический подход [Текст]/ Н. М. Борытко// Известия ВГПУ — 2012 — С.19–23

3.      Воронина Е. А. Духовно-нравственное просвещение учащихся младших классов средствами русской музыки — Вологда: Издательский центр ВИРО — 2006–200 с.

4.      Воронова, О. А. Организация и содержание духовно-нравственного воспитания младшего школьника [Текст]/ О. А. Воронова // Автореф….кан.пед.наук. 13.00.01 — Иркутск — 2006- 21 с.

5.      Дьячкова, М. А. Духовно-нравственное воспитание как педагогическое явление [Текст]/ М. А. Дьячкова// педагогическое образование — 2008 — № 2-С.12–17

6.      Леонтьев Д. А. Ценности общества и ценности личности http://iph.ras.ru/page52169422.htm

7.      Разбегаева Л. П. Ценностный подход к проектированию содержания исторического образования — Актуальные проблемы методики обучения истории и обществознанию. Историческое краеведение. Герценовские чтения 2013. РГПУ им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург — 2014 — с.14–20

8.      Серикова Л. А. Научно-исторические предпосылки изучения проблем духовно-нравственного воспитания личности — Историческая и социально-образовательная мысль — 2012 — № 6 — с. 136–141

9.      Соловцова, И. А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике [Текст]/ И. А. Соловцова// Дисс… доктора пед.наук 13.00.01 — Волгоград — 2006–330 с.

10.  Холодкова, О. Г. Динамика эмоционального компонента ценностных отношений в младшем школьном возрасте/ О. Г. Холодкова// Вестник ЮУрГУ — 2012 — № 6 — С. 53–58

11.  Чепиков В. Т. Теоретические и методические основы процесса воспитания нравственных качеств младших школьников: Дии…д-ра пед.наук.:13.00.01 — М. — 1992–386 с.

Основные термины: духовно-нравственного воспитания, младшего школьника, ценностных отношений, младших школьников, Духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственного воспитания младших, духовно-нравственное воспитание, личности человека, нравственного сознания, сферы личности, Духовное воспитание, нравственных качеств, воспитательного процесса, внутренний мир человека, личности младшего школьника, процесса воспитания нравственных, младшего школьного возраста, понятия ценности, характеристика личности человека, воспитания младших школьников

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle