Библиографическое описание:

Евсюткина П. А. Формирование навыка пересказа прочитанного // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 531-533.

 

Развитие речи имеет важное значение для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Специальная психология и педагогика полагают, что своеобразие речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлено нарушением познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы этих детей.

В речевой и мыслительной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья отмечаются такие нежелательные особенности, как слабая способность к объективизации своих мыслей, часто проявляющееся в неумение регулировать их во время высказывания, недостаточное критическое отношение к своим мыслям и их словесному выражению.

В ходе обучения обнаруживаются определенные возможности развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Работа над совершенствованием речи — это работа по формированию личности умственно отсталого ребёнка и его познавательной деятельности в целом.

Содержание литературных произведений выступает одним из важных средств воспитания учащихся: помогает им познать мир, оценить окружающие их события и явления, осознать своё место в общественной жизни. Исследователи, работающие в области общей психологии и педагогики, придают существенное значение умению ребенка пересказать прочитанное

В связи с этим формирование связной речи проводится в следующей последовательности: пересказ с опорой на серию сюжетных картинок; пересказ по сюжетной картинке; пересказ без опоры на наглядность; пересказ на основе деформированного текста; рассказ по серии сюжетных картинок; рассказ по сюжетной картинке; самостоятельный рассказ.

Одновременно с обучением пересказу должна идти работа по обогащению словарного запаса детей. Обязательно проводить словарную работу над анахронизмами, неологизмами, фразеологизмами. Иначе пересказ будет заучиваться механически без понимания некоторых слов.

Вот дети рассматривают картину «Золотая осень». Составить рассказ по картине им будет трудно, но для обогащения словаря картина даёт много материала. Учитель предлагает детям назвать краски, которые использовал художник. Дети называют жёлтый, оранжевый, красный. Почему осень называют золотой? Учитель обращает внимание на разные оттенки красного цвета: багровый, вишнёвый, багряный, алый, красноватый, огненный, рубиновый и сопровождает эти эпитеты образцами раскрашенных листьев. Предлагает составить предложения с использованием этих слов.

Для работы над обогащением словаря, развитием связной речи я отобрала различные дидактические игры и упражнения. В том числе: «Назови лишнее слово», где учащийся должен не только назвать слово, но и объяснить, почему оно лишнее.

В упражнении «Классификация» даны слова, которые нужно разделить в 3 столбика по каким- либо свойствам или признакам. Можно назвать много подобных упражнений: «Обобщение», «Зашифрованное слово», «Превращение слов». В 3–4 классах уже надо учить разгадывать шарады, метаграммы, анаграммы и т. д.

Дидактический материал для упражнений, направленных на формирование монологической речи должен подбираться с учетом речевого опыта, а также индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Например: игра «Рассказываем поочередно» (цель: формировать умение составлять описательный рассказ об игрушке по образцу (образец дается поэтапно); преобразование предложений (детям предлагаются два простых предложения, из которых нужно сделать одно сложное, используя союзы а, но, и, когда); педагог демонстрирует детям сюжетные картинки и предлагает составить предложения по их сюжету (цель: составление простых и сложных предложений по сюжетным и предметным картинкам); работа с серией сюжетных картин (цель: обучение составлять связный рассказ по серии сюжетных картин).

В процессе работы по чтению и развитию речи детей было замечено, что эти дети испытывают затруднения в овладении связной речью, связанные с их стремлением к дословному изложению событий, к повторению отдельных частей предложений. Наблюдается искажение, как внутреннего смыслового уровня, так и языкового уровня связной речи, в связи, с чем у них возникают трудности при составлении рассказа по сюжетной картинке, где закономерность развития событий не задана, и при пересказе текста с сохранением последовательности событий.

Рассказы детей отличались краткостью, логической непоследовательностью и сжатостью изложения, очень часто они состояли из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого, а вместо активного развертывания сюжета в них наблюдалось обычное перечисление отдельных элементов ситуации.

Обязательно надо вести работу над исправлением речевых ошибок учащихся.

Дети часто нарушают порядок слов в предложении. Я провожу упражнения, которые помогают детям видеть свои ошибки.

— Исправьте порядок слов в предложении (или переставьте слова так, что бы предложение стало красивым): Девочка маленькая шар красный в руке держала. Солнце лучами с неба светит яркими.

Иногда ученики вставляют в предложения слова, значение которых не знают или они не подходят к данному контексту:

Мама сварила рыбий суп (надо рыбный).

Холодный ветер ласково шумел листвой (слово ласково не подходит).

И, конечно, надо вести работу над развитием логического мышления.

Всегда спрашивать ребёнка, почему он даёт такой ответ. Пусть объяснит своё решение, докажет, что прав.

Различные загадки, ребусы, головоломки тоже будут помощниками.

Задачи могут быть шутливыми:

— Из какой посуды ничего нельзя съесть?

—Сколько ягод в пустом стакане?

Детям 3–4 классов задания потруднее:

— В комнате в каждом углу по кошке. Против каждой кошки по 3 кошки. Сколько кошек в комнате?

Использование данных видов работы педагогами, поможет значительно преодолеть системное недоразвитие речи у детей с нарушением интеллекта, что положительно будет влиять на развитие их познавательной деятельности. Практика показывает что, целенаправленная коррекционная работа по формированию связной речи школьников с нарушением интеллекта, с учётом структуры дефекта и психического состояния ребёнка, влияет на развитие речевой и познавательной деятельности, а также повышает уровень общего развития.

Пересказ текста помогает ребенку осознать свое собственное отношение к прочитанному. Если произведение затронуло чувства читателя, вызвало его размышления, то после завершения чтения он испытывает потребность еще раз вернуться к прочитанному, воссоздать в своем воображении отдельные эпизоды, перечитать понравившиеся отрывки. У неопытного читателя такую потребность нужно воспитывать, нужно помочь ему реализовать смутное желание еще раз «пережить» произведение. Однако учителю следует помнить, что бесцельное перечитывание текста не может увлечь младшего школьника. Обращение к тексту должно быть оправдано какой-либо новой поставленной задачей, например, подготовкой к чтению по ролям, к пересказу, к выразительному чтению. Полноценное восприятие художественного произведения обеспечивает вдумчивость чтения

Тем не менее, нужно отметить, что в настоящее время проблема развития связной речи у данной категории детей, является малоизученной. Имеется острый дефицит, как теоретических источников, так и практических рекомендаций и программ. Для ребенка с отклонениями в развитии необходима длительная, постоянная, требующая особой подготовки помощь, как педагогов, так и близких, их любовь, терпение и выдержка.

Краткий пересказ — это воспроизведение основных, логически связанных с главной мыслью эпизодов рассказа. Является трудным видом пересказа, который требует не только интенсивной аналитико-синтетической работы по отбору материала, но и логической его переработки, а также соответствующего языкового оформления. Поэтому данные пересказы вводятся в программу по чтению только с 7 класса школы VIII вида.

Краткая передача содержания развивает логическое мышление учащихся, способствует лаконичному оформлению мысли, приучает к содержательной, точной речи. Умение кратко сформулировать свои мысли, кратко воспроизвести содержание прочитанного, кратко рассказать об увиденном или услышанном является ценным качеством связной речи, которое формируется в процессе данного вида пересказа.

Сущность краткого пересказа состоит в том, что в нем отражается основная мысль произведения и связанные с ней элементы сюжета. Для этого вначале необходимо провести анализ всего содержания, сопоставить эпизоды по степени смысловой важности, выделить главное, существенное в каждой смысловой части текста, отбросить второстепенные детали, т. к. второстепенное не должно входить в пересказ. Это сделать достаточно сложно, поскольку второстепенное идет рядом с главным, дополняет, уточняет его.

При этом следует иметь в виду, что главное нельзя выделить путем простого пропуска одних частей текста и воспроизведения других. Основная мысль произведения в большей или меньшей степени присутствует во всех смысловых частях текста, она пронизывает содержание всего произведения. Поэтому краткость не может быть достигнута простым механическим отсечением второстепенного материала.

Затем необходимо провести синтез главных моментов каждой смысловой части, объединить их между собой логическими связями. Кроме этого, нужно провести речевое оформление отобранного материала, поскольку выделение главного почти всегда связано с переформулировкой текста, оформлением обобщений, заменой прямой речи косвенной.

Основные затруднения, которые учащиеся испытывают в процессе краткого пересказа, связаны, прежде всего, с определением главного в смысловой части, а также с его речевым оформлением. Школьники, чаще всего, сокращают текст за счет отбрасывания целых частей, от чего пересказ становится не только кратким, но и непонятным, фрагментарным.

Свободный пересказ предполагает изложение содержания своими, синонимичными тексту словами. При данном пересказе ученик не ограничен в выборе слов, поэтому такой пересказ является показателем богатства, разнообразия, подвижности словарного запаса ученика и уровня сформированности его речи. При свободном пересказе звучит индивидуальная самостоятельная речь ученика.

Свободный пересказ в коррекционной школе VIII вида возможен с 4 класса, когда у учащихся с нарушением интеллекта накопиться достаточный словарный запас, и они будут в состоянии выполнить необходимые синонимичные замены слов, предусмотренные данным видом пересказа.

Свободный пересказ предполагает сформирование двух умений: умение определить основную мысль пересказываемой смысловой части и умение передать ее словами, синонимичными словам текста.

Творческие пересказы предполагают трансформацию текста произведения с целью его переосмысления. Данные пересказы проводятся на уроках чтения с 7 класса.

Различают творческие пересказы, основанные на изменении языкового оформления текста и пересказы с переработкой содержания. Пересказы с изменением языкового оформления предполагают стилистическую переработку текста путем замены одних грамматических форм другими.

Учителю необходимо помогать ученикам, давать образец пересказа или самому начать пересказ, затем предложить продолжить его кому-либо из учеников. Данный пересказ способствует развитию творческого воображения учащихся, поскольку помимо воспроизведения исходного текста предполагает импровизацию содержания, создание эпизодов, которых нет в содержании произведения. Однако импровизация содержания должна быть разумной, адекватной основному тексту, домысливание сюжета не должно быть произвольным фантазированием.

Таким образом, пересказ как вид работы с текстом произведения имеет большое образовательное и коррекционно-развивающее значение на уроках чтения. Он способствует усвоению учащимися с нарушением интеллекта содержания изучаемых произведений, совершенствует их познавательную, речевую деятельность, эмоциональную сферу, повышает общую речевую культуру.

 

Литература:

 

1.                  Курицина А. М. Формирование связной речи у детей 6–7 лет // Дефектология. — 1998. — № 2. — С. 42–49.

2.                  Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. — М.: Владос, 2004. — С. 112–129.

3.                  Мозговой В. М. Основы олигофренопедагогики. — М.: Академия, 2006. — 224 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle